ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Пути развития поэзии середины - второй половины XIX в.

 

Начало и первая треть XIX в. ознаменовались ярким расцветом лирической поэзии - это сутки романтизма, которая относится к числу крупных поэтических эпох в истории европейской и американской литератур. Однако середина XIX в. характеризуется доминированием в литературе прозы. Это уже эпоха реализма - художественной системы, глубоко отличного от романтизма, в частности и тем, что на первый план она выдвинула прозаические жанры, к которым перешла ведущая роль в развитии литературы. В конце XIX в. вновь происходит подъем поэзии, связано с кризисом реализма и возникновением новых литературных течений - символизма, неоромантизма и импрессионизма, которые сейчас нередко объединяют под общим названием «ранний модернизм».

Во второй половине XIX ст. прослеживается раВНОнаправленность движения поэзии и прозы во многих зарубежных литературах. Едва ли не наиболее отчетливо она проявилась в тогдашней французской литературе. Примерно в 1848 г. эта литература составляла художественное единство в том смысле, что и поэзия, и проза, и драматургия в ней придерживались общей, романтической, системы творчества. Во второй половине века пути прозы и поэзии во Франции разошлись. Ведущее направление развития прозы определили реализм и типологически родственный с ним натурализм, а поэзия, на которую эти художественные направления почти не распространились, развивалась в русле романтической традиции.

В целом европейская и американская поэзия середины XIX в. создала пеструю динамическую панораму различных течений и тенденций, которые двигались параллельно и пересекались, взаємодоповнювалися и противостояли друг другу. Однако со временем произошло выделение определенных «силовых линий» - ведущих течений и тенденций, которые, в конце концов, определили векторы движения и структуру тогдашней поэзии. К ним относятся:

• пізньоромантична течение, в середине XIX в. преобладала в поэзии многих стран, испытывая все более осязаемого трансформации, сущность которой заключалась прежде всего в перерастании романтизма в неоромантизм и символизм;

• реалистичная поэзия, что была представлена почти во всех тогдашних литературах, но, за некоторыми исключениями, не стала доминирующей;

• неоромантична, символістська и импрессионистическая поэзия, зародившаяся в указанный период, но расцвета приобрела уже в последние десятилетия XIX - начале XX вв.

В истории зарубежной поэзии XIX в. особый интерес представляет французская поэзия. Бурное развитие французской поэзии приходится на вторую половину XIX в. На тогдашнем европейском фоне ее отличает наиболее интенсивный поиск новых средств и форм выражения, созидание нового поэтического языка. Во Франции появляются художники, которые осуществляют переворот в национальной и европейской поэзии, изменяют направление ее движения, открывают новые возможности поэтического слова. В связи с этим меняется и роль французской поэзии в европейской литературе во второй половине XIX в. она постепенно становится центром поэтического жизнь континента, и все больше влияет на поэзию других стран. Все это связано прежде всего с течением символизма и с «большими символистами», как традиционно называют во Франции поэтов Ш. Бодлера, С. Малларме, А. Рембо и П. Верлена.

В середине же XIX в. самой распространенной течению во французской поэзии оставался романтизм. К 1885 г. продолжалась творчество В. Гюго, величайшего французского поэта-романтика. С романтизмом связан и III. Бодлер, зачинатель символизма, а также группа «Парнас» (Ш. Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Т. Готье, Т. Банвиля, А. Сюлли-Прюдом и другие), которая является одним из самых выдающихся явлений во французской поэзии второй половины XIX века.

Уже само название этой группировки свидетельствует о нежелании его участников нарушать социальные проблемы, присущие реализма. Ведь в древнегреческой мифологии Парнас - это гора, где находились Аполлон и Музы, которые служили только высокому искусству.

Одновременно парнасцам не устраивал и эмоциональный субъективизм романтиков, которые превоВНОсили творческую раскованность художника (атрибутом которой, как вы уже знаете, часто была принципиальная незавершенность, «гениальная хаотичность» художественных произведений). Парнасці тщательно «шлифовали» каждый свое произведение, каждая его строка, каждое слово, а также использовали культурные достижения предыдущих эпох и особенно восхищались реминисценциями.

От романтизма парнасці унаследовали его стремление к экзотике, неприятие современного им мира, воспевание страдания и одиночества. Впрочем, их пессимизм был лишен мятежной силы романтизма. Художественное совершенство произведений, стремление открывать новые поэтические горизонты превратили творчество парнасцам на выдающееся художественное явление. Правда, иногда им упрекали, что их поэзия неэмоциональная, «холодная». «И что же, - отвечали они на такие упреки, - ведь мрамор античных статуй тоже холодный, но несмотря на это человечество не знало высшей красоты».

С презрением относясь к морализаторства некоторых произведений реализма, они утверждали, что высокая нравственность присуща только высокому искусству (следы этой эстетической установки мы впоследствии увидим в творчестве А. Уайльда, который утверждал: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные. Вот и все»). Одним из самых авторитетных парнасцам был Теофиль Готье, который с вызовом заявил: «прекрасно только то, что никому и ничему не служит, а все полеВНОе - безобраВНОе», а едва ли не самым талантливым из них считался Шарль Леконт де Лилль, небезосновательно провозглашен «королем поэтов».

Одной из характерных особенностей литературы Соединенных Штатов Америки является то, что в течение почти всего XIX в. основным ее направлением оставался романтизм.

Для подъема американской романтической поэзии, которое началось в 40-х годах, особое значение имела творчество Эдгара Аллана По (1809-1849) и Ралфа Волдо Эмерсона (1803-1882). Лирика Е. А. По была по достоинству оценена прежде всего в Западной Европе, где произвела значительный повлиял на формирование французского символизма и других современных течений. По Эмерсона, то его творческая деятельность имела первостепенное значение для американской романтической поэзии, в которой он выступил зачинателем философско-лирической течения. Однако самым выдающимся американским поэтом XIX ст., бесспорно, Уолт Уитмен (1819-1892), один из великих новаторов национальной и мировой поэзии тех времен (подробно о творчестве этого художника пойдет речь в отдельном разделе учебника).

Среди видных представителей американской лирики следует упомянуть также Генри Лонгфелло (1807 - 1882). Поставив себе задачу «утолить голод Америки по собственным легендарным прошлым, своими мифами» (О. Шепард), он создал три эпические поэмы: «Еванджеліна» и «Сватовство Майлза Стэндиша», повествующие о первых европейских поселенцев Америки, и знаменитую «Песню о Гайавате» (1855) на сюжет из мифов и легенд индейцев, коренного населения континента. Именно «Песня о Гайавате» сделала Лонгфелло всемирно известным. Это произведение является попыткой синтетического поэтического воспроизведения индейских мифов и легенд, а через них - мира «доколумбівської Америки», выдержанной в духе романтических поэтических «реставраций».

Уникальным явлением американской поэзии XIX в. является творчество Эмили Дикинсон (1830-1886), которая была открыта и по достоинству оценена критиками и читателями лишь в середине XX в.