ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №61

 

Тема. Романтические и реалистические элементы в поэтике романа «Герой нашего времени». Особенности художественного времени, образа автора и картин природы

Цель: раскрыть актуальность проблематики романа «Герой нашего времени»; обобщить сведения об элементах романа; развивать чувство ответственности перед обществом и желание противостоять бездуховности, жестокости, лицемерию; развивать речевую культуру и толерантное отношение к окружающим, чувства гуманизма.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

ХОД УРОКА

И. Объявление темы и цели урока. Актуализация опорных знаний

 

1. Разгадывание кроссворда, подготовленного учителем

 

 

2) Фамилия Мэри. (Лиговская)

3) Фамилия главного героя произведения «Герой нашего времени». (Печорин)

4) Фамилия разжалованного офицера, с которым состоялась дуэль главного героя произведения. (Грушницький)

5) Имя штабс-капитана, от которого впервые автор услышал рассказ о Григории Александровиче. (Максим)

6) Название горы, у подножия которой автор встретился со штабс-капитаном. (Койшаурська)

7) Название повести, которая хронологически является первой. («Тамань»)

8) Название города, в котором происходят основные события повести «Княжна Мэри». (Пятигорск)

9) Укажите жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени». (Роман)

10) Место, где происходят события, описанные в произведении Лермонтова «Герой нашего времени». (Кавказ)

Ключевое слово: автор произведения «Герой нашего времени» (Лермонтов)

 

II. Работа над темой урока

 

1. Сообщения учащихся по упреждающим задачей

Особенности художественного времени, образа автора и картин природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Какой бы ужасной не была мировая волна, что тянулась от 1825 года через тридцатые и сороковые,- эти годы для российского освободительного движения не прошли зря. Они казались мертвым затишьем. Вокруг спокойно текла, по выражению Герцена, «глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюро-кратами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором - бесформенная и безголосая масса низин, рабской покорности и зависти, что захватывает и щемит все».

Сохранить в себе веру в будущее вопреки всей безрадісності реальных впечатлений, найти в себе силы если не для прямой политической борьбы, то для деятельного труда во имя будущей победы истины, свободы, гуманности было задачей очень сложной. Для этого нужно было иметь не только благородно сердце. Для этого нужно было пройти длинную искушение мыслей, нужно было достичь той глубины и ясности исторического прозрения, за которого вера в будущее становится вымученным убеждениям. Нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Прогрессивные люди николаевской эпохи увидели эти пути. Самые яркие примеры - Белинский, Герцен, Огарев. Но это были не все, а лигає избранные. Большинство образованных людей составляли как раз те, что не умели или не успели найти эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого привычный канцелярский распорядок жизни забирал любую веру в целесообраВНОсть служения добру, веру в май-бутню его победу.

Доминирующим типом эпохи был тип человеческой личности, известный под печального названием «лишнего человека». Григорий Александрович Печорин, с которым познакомилось российское общество в 1839-1840 годах, принадлежал к этому типу.

Ни одно произведение Лермонтова не получил столько противоположных, противоречивых отзывов, как роман «Герой нашего времени». Время его создания был богат на значительные события в тогдашнем общественно-литературной жизни страны. Русская община внимательно следила за новыми веяниями с Запада, пыталась осмыслить ход исторического развития в России с разных точек зрения. Вместе с тем в России началось заметное оживление общественной мысли - рождалась славянофильская идеология. Трудно и постепенно возникала и противоположная ей идеология революционно-демократическая. Если на Западе романтизм не сдавал своих позиций, то в России гений Пушкина уже обусловил победу реалистического направления. В этой обстановке идейных и литературных тенденций Лермонтов создает роман, который вобрал всю несовершенство эпохи и воплотил эту несовершенство в герою, который постоянно экспериментирует и анализирует.

«Герой нашего времени» возник из цикла повестей или рассказов, которые объединяет один герой и необычный характер приключений, которые выпали на его долю. На протяжении всего романа мы постоянно чувствуем присутствие автора, который не просто точно передает ход событий, а комментирует переживания, мысли, движения души своих героев, дает собственные оценки поступкам, при этом никого не осуждая, а пытаясь понять и объяснить все, что происходит. С этой целью автор использует своеобразные лирические отступления и описания картин природы, которые помогают глубже понять душевное состояние тех, кто является ее частичкой.

Беседа

5) Укажите особенности эпохи, в которую был написан роман «Герой нашего времени».

6) был Ли Печорин представителем общества, вполне характерным для своей эпохи? Какие идеи имеет этот образ?

7) Какую роль в романе играют картины природы?

8) присутствует образ автора в романе? Аргументируйте свой ответ.

 

2. Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Лермонтов, как и его предшественник Пушкин, сумел довольно самобытно подойти к композиционного построения своего произведения, введя свое видение картин природы, свое понимание художественного времени и места автора в произведении. Композиционная структура « Героя нашего времени» неповторимо самобытная и совершенная по гармоничной зрівноваженістю всех элементов и частей произведения. Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, но композиционно не воспринимается как собрание разрозненных произведений, объединенных только фигурой главного героя. В читательском восприятии роман делится на две части-ни. Одна представляет собой объективную рассказ о Печорине в записках офицера - путешественника; вторая - субъективная исповедь героя.

Проблематика романа определяется личностью Печорина, в которой живут две стихии - природная (настоящая) и социальная. Естественное начало в Печоріні уничтожить невозможно, но оно только кое-где появляется в своем чистом, непосредственном виде. Почти всегда оно искажено социальными предрассудками, которые превращают героя в эгоиста, разъединяют его с общечеловеческими интересами. Противоречия между богатыми задатками необычной личности и социальной распущенностью выступает как противоречие между чувствами и здравым смыслом, между горячим поступком и разъедающим анализом, между личной свободой и трагической необходимостью, между стремлением к подлинному и вечному счастью и роковым господством случае, между внешне напряженной духовной жизнью и не достойными этой напряженности результатам.

Идейно-художественное значение романа состоит в обнажении возможного направления духовного развития. А это означает, что только реальная личность с ее достоинствами и недостатками, основываясь на личной воле как главном стимуле морального поведения в конкретной социальной среде, опять же со всеми положительными и отрицательными чертами, может получить высокую нравственную норму при условии активного отношения к жизни и способности пожертвовать собой ради других.

Вопрос к классу

9) Какие элементы произведения являются реалистическими и романтическими?

 

III. Рефлексия

 

9) Работа над третьей графе таблицы ЗХВ, заполнение которой было начато на уроке № 56.

9) Самостоятельная работа

Ученики письменно дают развернутые ответы на один-два вопроса - по собственному выбору или по выбору учителя.

Задача

10) Выпишите имена персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени», которых можно было бы назвать романтическими образами «естественных людей». Для чего автор заставляет Печорина время от времени встречаться с такими людьми? Какие психологические, этические и эстетические последствия имеют такие встречи в романе?

11) Образы Онегина и Печорина открывают галерею «лишних людей» в русской литературе. Как человек может стать «лишним»? Или окружают «лишние люди» вас?

12) Составьте краткий письменный перечень черт, которые отличают реалистический социально-психологический роман Пушкина «Евгений Онегин» от романтического морально-психологического романа Лермонтова с элементами реализма «Герой нашего времени».

13) можно Ли назвать человека умным, если следствием того, что он считает своим разумом, есть именно только беда для нее самой и окружающих? Ответ обоснуйте, приведя примеры из литературы или жизни.

14) Почему, по вашему мнению, литература XVIII в. изображалась, как правило, «типичных дураков» («История Тома Джонса», «Кандид» и др.), а литература XIX в. - «типовых умников»?

 

IV. Домашнее задание

 

Повторить изученное, подготовиться к написанию контрольного сочинения.