ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 63

Тема. Жанровое и стилевое своеобразие романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Философско-эстетические и нравственные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

 

Цель: помочь учащимся осознать жанровое и стилевое своеобразие произведения, его проблематику; развивать навыки определять особенности жанра, стиля, проблематику произведения, умение выделять ключевые эпизоды; воспитывать любовь к литературе, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

 

Здесь соединилось все: красота и уродство жизни, истина и ложь,

иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами,

которые передают изысканно-причудливый ход мыслей эстета и гедониста.

Н. Соловьева

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Здесь соединилось все: красота и уродство жизни, истина и ложь, иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами, которые передают изысканно-причудливый ход мыслей эстета и гедониста»,- пишет о романе А. Уайльда литературовед Н. Соловьева (обращение к эпиграфа урока). Какое впечатление произвел роман на вас проблемы, которые вы в нем увидели - поговорим сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

¦ Опишите (устно) свои впечатления от прочитанного романа «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

¦ Какие эпизоды вам запомнились больше всего? Почему?

 

2. Составление «сюжетной цепочки» произведения

Ожидаемые ответы

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет юного красавца Дориана Грея под влиянием слов лорда Генри желание Дориана, чтобы старел его портрет, а не он сам, и готовность за это отдать «все» осуществления желания Грея жизни в наслаждении самоубийство Сибиллы Вейн отображения изменений на портрете убийство Бэзила Холлуорда путь наслаждения, разврата и деградации, влияние на других людей Дориана самоубийство Алана Кэмбела уничтожение портрета и смерть Дориана Грея.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Словарная работа

Учитель. Мы будем иметь дело с многими понятиями, значение которых и выясним по словарям.

Эстетизм - 1) собирательное название литературно-художественных течений, которые в своих манифестах и произведениях выдвигают на первое место эстетические программы и эстетические особенности искусства («парнасці», символисты, «неоклассики» и др.); 2) философская теория, отстаивающая приоритет искусства, его художественную автономность, вечную красоту и силу.

Эстет - человек, который обращает особое внимание на эстетические явления, строит жизнь по принципам прекрасного.

Гедонизм (в переводе с греческого - наслаждение) - философско-этическое учение, по которому наслаждение является высшим благом, смыслом жизни.

Гедонист - человек, который живет, пытаясь получить как можно больше наслаждения от жизни.

Парадокс - рассуждение, которое резко отличается от традиционного, общепринятого, а иногда и противоречит здравому смыслу; иногда - раВНОвидность остроумия.

Денди - представитель высшего мира с изящными манерами, изысканной одеждой, который владеет знаниями по искусству и других отраслей, популярных в светском обществе.

 

2. Выступление учащихся с сообщениями о возникновении замысла романа «Портрет Дориана Грея»; историю написания романа

 

3. Слово учителя

Важной художественной особенностью произведения А. Уайльда есть тесная связь истории Дориана Грея с самыми известными шедеврами мировой литературы. Так, известный мотив таинственной зависимости судьбы человека от его портрета или иной вещи, которая дает ей мистическую власть над миром и, в свою очередь, делает своим рабом (О. де Бальзак « Шагреневая кожа» и др.); мотив двойного существования героя, который имеет одно - моральное - лицо для людей и совсем другое - отвратительное - для себя (проза Е. Т. А. Гофмана, Г. К. Андерсена и др.); мотив «учитель» (точнее «лжевчитель») - ученик (произведения Аристофана, Бальзака и др.).

Именно поэтому «Портрет Дориана Грея» нередко называют «литературным романом».

Но писатель идет к созданию особого типа прозы - «интеллектуального романа». Его признаками являются сосредоточенность персонажей на решении религиозных, философских, эстетических проблем, а также «цитирования», что заключается в мировом заимствовании художниками различных элементов текстов других авторов, однако, в отличие от обычного цитирования, они делают в них изменения, необходимые для реализации собственного художественного задания. Это переосмысление «чужих текстов» напоминает игру. «Интеллектуальный роман» О. Уайльда весь проникнут сложной морально-этической проблематикой, а также вопросами, касающимися культуры в самом широком понимании этого слова: кроме литературы, здесь речь идет о музыке (Шуберт, Вагнер), живопись, ювелирное искусство, историю костюма, садоводство и др.

О. Уайльд является новатором и в этом: он сочетает «интеллектуальный роман» с элементами массовой литературы (детектив, «сенсационным романом», фантастикой).

Своеобразным является и стиль романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Прежде всего, это замечательная речь с безупречным синтаксисом и эквилибристикой слов. В произведении много описаний замечательных вещей, экзотика драгоценностей, блестящая языковая игра. Произведение поглощает читателя фейерверком мыслей, красотой афоризмов, резкими контрастами.

 

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

¦ Определите проблематику романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Ожидаемые ответы

• Соотношение наслаждения и морали (этики и эстетики).

• Роль и влияние красоты в жизни.

• Роль искусства.

• Добродетель и грех.

• Добро и зло.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте высказывание А. Уайльда и выскажите свое мнение о том, как оно соотносится с романом «Портрет

Дориана Грея»: «...Искусство - не игрушка и не прихоть, а непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали. Научиться любить природу проще с помощью Искусства. Оно облагораживает каждую полевую цветок. И парнишка, что видит, какой удивительно прекрасной есть птичка, вырезанная из дерева или нарисованная на холсте, возможно, не жбурне... каменюки в живую птицу. Нам необходима духовность в повседневной жизни...»

 

VII. Домашнее задание

Знать содержание произведения, характеризовать его проблематику, жанровые и стилевые особенности.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения:

• Больше всего в романе меня поразило...