ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 64

Тема. Воплощение различных форм эстетизма в образах Бэзила Холлуорда, лорда Генри и Дориана Грея (по роману А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

 

Цель: помочь учащимся раскрыть значение образов романа, воплощение в них различных форм эстетизма; развивать навыки анализировать прозаические произведения, характеризовать героев; высказывать свои мнения по затронутым проблемам; воспитывать любовь к литературе, искусству, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Человек - кузнец своего счастья»,- говорит народная мудрость. Так это или нет, когда мы взглянем на уайльдівських героев? Возможно, есть еще «кузнецы», которые с удовольствием экспериментируют, кого подчиняют своей воли и разума, не задумываясь над последствиями и оставаясь «в тени»? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

I группа характеризует образ лорда Генри.

II группа характеризует образ художника Бэзила.

III группа характеризует образ автора в романе.

Материалы для работы групп

И группа. Лорд Генри и его идеи.

• «...Влиять на кого - то-значит отдавать кому-то собственную душу».

• «Цель жизни - развитие собственного «Я», «если бы каждый человек проживал всю свою жизнь целиком и полностью, давая проявление каждому чувству, выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту...»; «единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему»; «яркие краски, красота, радость жизни - вот что должно вызывать симпатии человека»; «горе - это гадкое и отталкивающее, оно слишком угнетает нас»; «сострадание боли - это что-то ужасно нездоровое»; «страх перед обществом, что является основой морали, страх перед Богом, что является тайной религии - вот что властвует нами»; «живите своей жизнью!.. Ничего не пропустите, ищите всегда все новых впечатлений. И не бойтесь ничего».

• «Полностью реализовать свою сущность - вот для чего существует каждый из нас».

• «Новый гедонизм - вот что нужно новому возрастные»; «Единственная страшная вещь на свете - скука - единственный грех, за который нет прощения».

Вывод. Утверждая вседозволенность, лорд Генри, на первый взгляд, сам вроде ничего аморального не делает - не убивает, не предает, не грабит. Но он получает огромное удовольствие от неограниченной власти над душой Дориана: «И и же влияние твой на другого человека - как он завораживает!» У Генри Уоттона сочетаются равнодушие, эгоизм со здравым смыслом и осторожностью, которые не дают ему испортить себе репутацию, навредить себе. Его называли «принцем парадоксов», и именно этим он привлек молодого человека и смог на нее так повлиять.

 

II группа. Художник Бэзил Холлуорд и его идеи.

• «Всеми, кто имеет незаурядный ум или красоту, правує фатум»; «лучше не выделяться над своей средой»; «за все, чем боги наделили нас, мы дорого заплатим, заплатим невыразимыми мучениями»; «покаяться никогда не поздно»; «один только Бог видит душу человеческую».

• «Художник должен творить прекрасное, но не должен в него ничего вкладывать из своей собственной жизни. В наше время люди толкуют искусство как раВНОвидность автобиографии. Мы потеряли абстрактное чувство красоты. Когда-то я покажу миру, в чем оно заключается, и хотя бы издали этот мир никогда не увидит моего портрета Дориана Грея».

Вывод. Художник очень тонко чувствовал прекрасное. Зная лорда Генри, он не желал его знакомства с Доріаном, ведь не был уверен в моральной устойчивости. Бэзила называют «двойным двойником», ведь он в определенной степени дублирует судьбу самого автора и одновременно оттеняет образ главного героя, является его запоздалым совестью. Последнее посещение дома Грея завершилось для Бэзила трагедией: Дориан, раскрыв ему страшную тайну портрета и считая его виновным во всех своих бедах, убивает художника.

 

III группа. Образ автора в романе.

О. Уайльд воплотил свою философию в каждом из главных героев романа. Схематически это можно изобразить так:

 

 

Вывод. Отсутствуют сведения о том, есть ли в романе «Портрет Дориана Грея» автобиографические моменты. Через взгляды О. Уайльда на искусство («Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем Искусство подражает Жизни»), видимо, их там и не может быть. И все же, его эстетика и все ее аспекты так или иначе состоялись в образах действующих лиц романа. Герои произведения размышляют над теми же проблемами, что и автор («взаимоотношения» Искусства, Художника, Красоты, Правды и др.).

 

2. Сообщения о работе в группах

 

3. Проблемный вопрос

¦ Какие мысли автора выражает (или подтверждает) Сибіла Уэйн? (Только в Искусстве красота. Дориану Грею Сибіла Уэйн нравилась только в разных театральных образах. Когда она обнаружила настоящие чувства и появилась в естественном виде, то вызвала только отвращение у героя. Потом это привело девушку к самоубийству, но Дориан, по совету друга, прекратил думать о ней, ведь страдания неэстетичные.)

 

V. Домашнее задание

Характеризовать героев романа за воплощением в них различных аспектов эстетизма.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Мое зацікавлення. співчуття. осуд. вызвали такие герои романное...