3 КЛАСС
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Урок 24
Тема. Рассказы и сказки о животных. Виталий Бианки «Мышонка Пик»
Цель: ознакомить учащихся с литературной сказкой русского писателя; учить находить в структуре текста художественные описания природы, животных, объяснять их роль в произведении; развивать навыки сознательного и выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудование: карта мира; карточки для подготовки к чтению, к игре «Найди ошибку»; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
- Сегодня мы отправимся в волшебный город. Мы с ним неразлучны в детстве, но и взрослыми не забываем о нем, потому что мудрость, добро, красота его неисчерпаемы. Итак, мы путешествуем до сказочного города. Это очень большой город. Останавливаясь на его улицах, мы будем открывать что-то новое и интересное.
В Сказочный город отправимся вместе,
Преграды все пройдем.
А кто будет грустить,
С собой не возьмем.
1. Остановка на улице Народной
- Очень привычное для нас слово «сказка», а какой глубокий смысл скрывается за этим словом!
- С чем ассоциируется у вас это слово?
- Сказки начали сочинять еще в глубокой древности и передавались в устной форме из века в век, из поколения в поколение. Над сказкой работали сотни, тысячи людей.
- Как называются такие сказки? (Народные)
Учитель открывает иллюстрации к народным сказкам. Рядом вывешивает название «Народные сказки».
- Первая улица, по которой мы пройдем, - это улица Народная.
- Назовите сказки, которые вы узнали на рисунках.
2. Остановка на улице Литературной
- Сказки, как правило, рассказывают, а не читают. Эти традиции сохранились с древних времен, когда люди еще не знали письменности. Одни рассказывали, а другие, такие как И. Франко, О. Пушкин, Г. К. Андерсен, братья Гримм, Шарль Перо, записывали эти сказки. Писатели что-то дополнили, что-то изменили, и мы с вами получили авторские литературные сказки.
Наше путешествие продолжается, мы на улице Литературной.
Учитель открывает доску, на которой - рисунки домиков. У каждого из них - лист бумаги с заданием для детей.
- Но эти домики пустые, их жители оставили записки, в которых указывают, где они.
Дети по очереди выходят к доске, берут записку и читают вслух, а остальные отгадывает, герои из какой сказки там живут и кто автор.
1) Я очень хочу с вами познакомиться, но стесняюсь своей уродливой внешности. (Г. К. Андерсен «Гадкий утенок»)
2) Срочно вызвали лечить зверей в Африку. (К. Чуковский «Айболит»)
3) Пошла к бабушке, понесла ей пирожки. (Ш. Перо «Красная Шапочка»)
4) Побежал в школу, потому что ничего не знаю. (М. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
5) Мы с Гердой в саду сажаем розы. (Г. К. Андерсен «Снежная королева»)
6) Пошла проведать семь гномов. (Ш. Перо «Белоснежка и семь гномов»)
7) Я в гостях у Пятачка. (Алан Милн «Винни-Пух и все, все, все...».)
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы совершим путешествие в страну сказок российского писателя Виталия Бианки. А кто будет главным героем этой сказки, вы узнаете, если відгадаєте эту загадку.
Хвостик - как ниточка,
Сама - как калиточка,
А глаза - как семечки. (Мышка)
III. Работа над новым материалом
1. Ознакомление с биографией писателя
- Когда будущий русский писатель был еще маленьким мальчиком, он больше всего любил читать и слушать рассказы о странном и раВНОобразную жизнь обитателей дикой природы. Его дом превратился в настоящий маленький зоопарк. И не удивительно, ведь отец Виталия был известным ученым-природознавцем. Во время длительных прогулок в лесу он рассказывал сыну о каждую травинку и букашку, про птичку и зверушку.
С помощью отца мальчик увлеченно листал страницы великой, полной приключений и чудес книги, название которой - Живая природа.
Потом мальчик вырос, окончил Петербургский университет и стал ученым, исследователем, путешественником, писателем.
На протяжении 25 лет, путешествуя с биноклем и записничком, Виталий Бианки создал почти двухсот сказок, рассказов и повестей. Эту настоящую энциклопедию жизни леса и его больших и малых жителей переведены на многие языки мира.
Наиболее популярны среди детей его книги «Лесная газета», «Рассказы и сказки», «По следам», «Где раки зимуют» и другие.
Прочитай его замечательную сказку о храбром мишенятка Пика, и тебе непременно захочется ознакомиться с другими произведениями писателя.
2. Ознакомление со сказкой «Мышонка Пик»
1) Чтение сказки учителем.
2) Словарная работа.
Пристроили - прицепили, привязали.
Раздобыть - отыскать, найти.
Врассыпную - бежать кто куда.
Беспомощным - слабым, незащищенным.
3) Самостоятельное чтение учащимися и анализ прочитанного.
- Как маленькое мышонке попало на детский кораблик?
- Каким изображен зверек?
- Можно ли это путешествие назвать приятной? Почему?
- Что помогло ему спастись?
4) Выборочное чтение.
- Найдите и зачитайте, какие опасности подстерегали Пика.
- Найдите отрывок о том, как произошло кораблекрушение.
5) Игра «Бросок - засечка».
Учитель читает начало абзаца, ученики находят в тексте и по очереди продолжают читать в течение 30 с по командам учителя.
• « Приделали парус...»
• «Легкое суденышко...»
• «Рыболов увидел...»
• «Пик не учился...»
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра «Найди ошибку»
Учитель раздает ученикам карточки с отдельными предложениями из сказки. Учащиеся отыскивают это предложение в тексте и определяют, есть ли в нем ошибка.
Например:
«Ветер гнал его все дальше от детей» (от берега);
«Рыболов увидел мышонка и окуня в воде» (и щуку).
Другие названия можно подобрать к этим частям сказки?
- Расскажите о приключениях Пика от его имени.
2. Работа в тетради
V. Итог урока
- С какой сказкой за жанром мы познакомились сегодня?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Как вы считаете, чему учит эта сказка?
- Дайте характеристику Пике: смелый, сообразительный,...
Для тех, кто любит читать
- Самостоятельно прочитайте о дальнейших приключениях мишенятка в разделах «Страшная ночь», «Хвост-чіплялка и шерстка-невидимка», «Конец путешествия».