ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

 

Урок 24

Тема. Рассказы и сказки о животных. Виталий Бианки «Мышонка Пик»

 

Цель: ознакомить учащихся с литературной сказкой русского писателя; учить находить в структуре текста художественные описания природы, животных, объяснять их роль в произведении; развивать навыки сознательного и выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать положительные нравственные качества.

Оборудование: карта мира; карточки для подготовки к чтению, к игре «Найди ошибку»; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

- Сегодня мы отправимся в волшебный город. Мы с ним неразлучны в детстве, но и взрослыми не забываем о нем, потому что мудрость, добро, красота его неисчерпаемы. Итак, мы путешествуем до сказочного города. Это очень большой город. Останавливаясь на его улицах, мы будем открывать что-то новое и интересное.

В Сказочный город отправимся вместе,

Преграды все пройдем.

А кто будет грустить,

С собой не возьмем.

1. Остановка на улице Народной

- Очень привычное для нас слово «сказка», а какой глубокий смысл скрывается за этим словом!

- С чем ассоциируется у вас это слово?

- Сказки начали сочинять еще в глубокой древности и передавались в устной форме из века в век, из поколения в поколение. Над сказкой работали сотни, тысячи людей.

- Как называются такие сказки? (Народные)

Учитель открывает иллюстрации к народным сказкам. Рядом вывешивает название «Народные сказки».

- Первая улица, по которой мы пройдем, - это улица Народная.

- Назовите сказки, которые вы узнали на рисунках.

2. Остановка на улице Литературной

- Сказки, как правило, рассказывают, а не читают. Эти традиции сохранились с древних времен, когда люди еще не знали письменности. Одни рассказывали, а другие, такие как И. Франко, О. Пушкин, Г. К. Андерсен, братья Гримм, Шарль Перо, записывали эти сказки. Писатели что-то дополнили, что-то изменили, и мы с вами получили авторские литературные сказки.

Наше путешествие продолжается, мы на улице Литературной.

Учитель открывает доску, на которой - рисунки домиков. У каждого из них - лист бумаги с заданием для детей.

- Но эти домики пустые, их жители оставили записки, в которых указывают, где они.

Дети по очереди выходят к доске, берут записку и читают вслух, а остальные отгадывает, герои из какой сказки там живут и кто автор.

1) Я очень хочу с вами познакомиться, но стесняюсь своей уродливой внешности. (Г. К. Андерсен «Гадкий утенок»)

2) Срочно вызвали лечить зверей в Африку. (К. Чуковский «Айболит»)

3) Пошла к бабушке, понесла ей пирожки. (Ш. Перо «Красная Шапочка»)

4) Побежал в школу, потому что ничего не знаю. (М. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

5) Мы с Гердой в саду сажаем розы. (Г. К. Андерсен «Снежная королева»)

6) Пошла проведать семь гномов. (Ш. Перо «Белоснежка и семь гномов»)

7) Я в гостях у Пятачка. (Алан Милн «Винни-Пух и все, все, все...».)

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы совершим путешествие в страну сказок российского писателя Виталия Бианки. А кто будет главным героем этой сказки, вы узнаете, если відгадаєте эту загадку.

Хвостик - как ниточка,

Сама - как калиточка,

А глаза - как семечки. (Мышка)

 

III. Работа над новым материалом

1. Ознакомление с биографией писателя

- Когда будущий русский писатель был еще маленьким мальчиком, он больше всего любил читать и слушать рассказы о странном и раВНОобразную жизнь обитателей дикой природы. Его дом превратился в настоящий маленький зоопарк. И не удивительно, ведь отец Виталия был известным ученым-природознавцем. Во время длительных прогулок в лесу он рассказывал сыну о каждую травинку и букашку, про птичку и зверушку.

С помощью отца мальчик увлеченно листал страницы великой, полной приключений и чудес книги, название которой - Живая природа.

Потом мальчик вырос, окончил Петербургский университет и стал ученым, исследователем, путешественником, писателем.

На протяжении 25 лет, путешествуя с биноклем и записничком, Виталий Бианки создал почти двухсот сказок, рассказов и повестей. Эту настоящую энциклопедию жизни леса и его больших и малых жителей переведены на многие языки мира.

Наиболее популярны среди детей его книги «Лесная газета», «Рассказы и сказки», «По следам», «Где раки зимуют» и другие.

Прочитай его замечательную сказку о храбром мишенятка Пика, и тебе непременно захочется ознакомиться с другими произведениями писателя.

2. Ознакомление со сказкой «Мышонка Пик»

1) Чтение сказки учителем.

2) Словарная работа.

Пристроили - прицепили, привязали.

Раздобыть - отыскать, найти.

Врассыпную - бежать кто куда.

Беспомощным - слабым, незащищенным.

3) Самостоятельное чтение учащимися и анализ прочитанного.

- Как маленькое мышонке попало на детский кораблик?

- Каким изображен зверек?

- Можно ли это путешествие назвать приятной? Почему?

- Что помогло ему спастись?

4) Выборочное чтение.

- Найдите и зачитайте, какие опасности подстерегали Пика.

- Найдите отрывок о том, как произошло кораблекрушение.

5) Игра «Бросок - засечка».

Учитель читает начало абзаца, ученики находят в тексте и по очереди продолжают читать в течение 30 с по командам учителя.

• « Приделали парус...»

• «Легкое суденышко...»

• «Рыболов увидел...»

• «Пик не учился...»

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра «Найди ошибку»

Учитель раздает ученикам карточки с отдельными предложениями из сказки. Учащиеся отыскивают это предложение в тексте и определяют, есть ли в нем ошибка.

Например:

«Ветер гнал его все дальше от детей» (от берега);

«Рыболов увидел мышонка и окуня в воде» (и щуку).

Другие названия можно подобрать к этим частям сказки?

- Расскажите о приключениях Пика от его имени.

2. Работа в тетради

 

V. Итог урока

- С какой сказкой за жанром мы познакомились сегодня?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Как вы считаете, чему учит эта сказка?

- Дайте характеристику Пике: смелый, сообразительный,...

Для тех, кто любит читать

- Самостоятельно прочитайте о дальнейших приключениях мишенятка в разделах «Страшная ночь», «Хвост-чіплялка и шерстка-невидимка», «Конец путешествия».