ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Историко-литературный процесс конца XIX - начала XX века

 

Развитие литературы неотъемлемый от развития общества. Литература на рубеже ХІХ-ХХ веков была тесно связана с всеми перипетиями своего времени. Сложностью и противоречивостью исторической эпохи обусловленные своеобразие и многообразие мирового литературного процесса.

Из числа наиболее примечательных черт, что формировали «лицо» человеческой цивилизации в первой пол. XX ст., можно выделить:

В сфере социально-политического развития:

1) активизация национально-освободительного движения в странах Европы, Америки, Азии и Африки;

2) падение крупных европейских империй и монархий;

3) утверждение социалистической и коммунистической идеологии;

4) обострение социально-политических противоречий между ведущими государствами мира, борьба за передел сфер политического влияния;

5) количественный рост и резкая поляризация политических партий и движений по признаку их демократической или авторитарной направленности. Появление мощных тоталитарных режимов - коммунистического в СССР и национал-социалистического в фашистской Германии;

6) мировые войны.

В области научно-технического развития:

1. Революционные сдвиги практически в всех сферах научно-технической деятельности человека. Активное внедрение теоретических научных предположений в сферу их практической реализации (промышленность, транспорт, связь, вооружение, медицина и т.д.);

2. Стремительное развитие и появление целого ряда новых сфер научного знания (генетика, психиатрия, биофизика, биохимия, геофизика, геохимия, химическая физика, ядерная физика, математическая логика и т.п.).

В сфере экономически-промышленного развития:

1. Стремительная капитализация всех сфер экономических сфер деятельности человека;

2. Интенсивное развитие и индустриализация производства;

3. Развитие финансовой и банковской системы управления капиталом;

4. Расширение сфер торговли и свободного предпринимательства.

В духовной и собственно литературной сферах:

1. «Ревизия» классических рационалистических форм идейного мировоззрения и форм его художественного утверждения.

2. Обострение внимания к поиску новых форм художественного отражения действительности и мировоззренческих моделей его понимания.

3. Преимущество иррациональных факторов мышления над рациональными и субъективных форм восприятия над объективными.

4. Возникновение большого количества идеалистических философских и эстетических школ и направлений.

5. Утверждение модернизма и авангардизма в искусстве.

Среди ряда философских, научных, социологических, культурологических концепций на формирование мировоззрения человека первой половины XX в. особенно активно влияли позитивизм, «философия жизни», ницшеанство, культурологическая концепция О. Шпенглера, intuitionism, фрейдизм, марксизм, экзистенциализм.

Идеи А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона создавали философская основа для раВНОобразных литературных явлений и художественных течений эпохи излома веков.

Значительное влияние на мировоззренческие позиции многих писателей этого времени произвел позитивизм, основные принципы которого сформулировали французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Эта философская теория привлекала внимание к положительных фактов действительности, призывая к их описанию и анализу, к поиску биологических причин разделения общества на классы, отвергал классовую борьбу как противоестественную и признавала борьбу за существование, о которой писал Чарльз Дарвин (1809-1882), имеющейся и в человеческом обществе.

Не менее популярной была философская концепция Артура Шопенгауэра (1788-1860), которая толковала мир как творение высшего духовной силы, иррациональной и неотвратимой «мировой воли». Один из ее проявлений - присуща человеку «воля к жизни». Нейтрализовать «мировую волю» можно было лишь путем познания с помощью философского созерцания. Эта воля становилась ничем в процессе ее познания, превращая в ничто и весь созданный ею мир. Искусство могло помочь познать абсурдный мир только путем интуитивного познания, через озарение и прозрение.

Идеи Шопенгауэра подхватил Фридрих Ницше (1844-1900), который создал теорию элитарности, исключительности отдельных личностей, которых назвал «над людьми». Они были носителями «воли к власти», стояли «по ту сторону добра и зла» и призваны управлять толпой.

Широкое распространение получила философия экзистенциализма, выдающимися теоретиками которой были Серен Кьеркегор (1813-1858) в XIX в. и Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976) в XX в.

Экзистенциализм (от фр. «существование») провозгласил, что существование, то есть неизменные биологические свойства и биологические черты человека и условия его бытия, предшествовало сущности, а следовательно, было важнее нее. С. Кьеркегор утверждал, что не могло быть и речи о осмысление человеком мира, потому что она ограничена в своих возможностях, и что ее мудрость заключалась в обращении к Богу и осознании собственной ограниченности. Мир непізнанний и абсурден, а существование человека - это «бытие для смерти», которая бросала тень на всю жизнь; цель существования - смерть. Поэтому общий способ бытия человека в обществе - трагический, полон страха, тревоги и отчаяния.

Человек, утверждал К. Ясперс, существовала как одинокое «я», как «единственная» в «сосуществовании» с другими. А это сосуществование было существованием равноправных личностей, которые руководили, делали добро, служили, проявляли верность, общительность в отношении друг к другу. Поэтому суть существования заключалась в гуманизме, ибо, как утверждал Ж.-П. Сартр, «экзистенциализм - это и есть гуманизм».

Не менее значимой стала и інтуїтивістська ірраціоналістична философия Анри Бергсона (1859-1941), согласно какой ум, который руководствовался выгодой, мог дать человеку знания только низшего порядка, ибо жизнь - иррациональное, недоступное для ума. Выше знания способна обеспечить только интуиция, озарение, внезапное прозрение. Поэтому искусство не было отражением жизни, а иррациональным, неосознаваемым процессом созидания действительности, во время которого в человеческом сознании сочетались современность и прошлое, что существовало благодаря памяти и с ее помощью оживало в форме воспоминаний.

Большое влияние на развитие литературы оказала психоаналитическая теория венского врача-психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1931). Он рассматривал человека как сочетание трех элементов: природного «я», рационалистического «я» и морального «я». Природное «я» - это носитель плотских желаний и инстинктов, то есть подсознание человека. Рационалистическое «я» - рассудительная, сухая и фальшивая сознание, а моральное «я», которое 3. Фрейд называет еще «над-я», - это сверхсознание, которую общество навязывало человеку. Между всеми элементами личности шла борьба, и человек был ее жертвой. Подавление подсознательных влечений сверхсознательной функцией породило раВНОобразные комплексы, т.е. психозы. Подсознание является источником энергии человека, именно ее импульсы стимулировали всю ее деятельность, в частности художественное творчество. Фрейд исходил из того, что в человеке укоренено зло, скрытое животное начало, человек вроде находилась на краю пропасти, которая развалилась в ее душе. Поэтому добро мало преодолеть зло в самом человеке, в его душе.

В конце XIX ст., разочаровавшись в прежних идеалах и способах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели часто отказывались от творческого метода критического реализма. Сомнение в художественных возможностях критического реализма обусловило появление натурализма и неоромантизма, которые отвергли типизацию и обобщение жизненного материала, попытки дать универсальные рецепты на все случаи жизни, открыть глубинные жизненные истины.

Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографического, заземлено деталістичного и правдоподобного изображения жизни. Они пытались объяснить социальное неравенство и обусловленные ею социальные беды биологической наследственностью, к которой касательная идея гроВНОго и страшного неотвратимого фатума, определенной каждом судьбы. Неоромантизм пытался оторваться от мрачной и исполненной горя действительности, убежать в мир грез и идеалов, экзотические края благородных, прекрасных душой и поступками героев, которые неустанно боролись с жизненным злом. Отказавшись, так же как и натуралисты, от социально-психологических обобщений, неоромантики обратились к изображению уникального, героического и экзотично-романтического.

К наиболее примечательных факторов собственно литературного развития в первой половине XX в. можно отнести:

1. Коренную переориентацию принципов отражения литературой жизни.

2. Существенные изменения во внутренней организации самой литературы.

3. Более тесная взаимосвязь литературы с проблемами научного, общественно-политического, культурного развития цивилизации.

4. Выход на международную арену большого количества молодых национальных литератур.

5. Расширение литературных контактов.

Литературный процесс конца XIX - нач. XX в. обогатился не только художественным направлениям, но и жанрами. РаВНОобразили прежде всего роман: наряду с социальным построили научно-фантастический, социально-утопический, а также романы исторические, социально-психологические, философские, политические, биографические, романы-памфлеты, романы-эпопеи. Приобрела раВНОвидностей драма, популярной стала психологическая новелла, жанрово обогатилась лирика.