3 КЛАСС
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Урок 23
Тема. Рассказы и сказки о животных. Феликс Зальтен «Бемби»
Цель: научить учащихся понимать познавательно-воспитательный характер сказок, их морально-этические ценности; вспомнить, какие бывают сказки; учить различать сказки о животных среди других видов сказок; учить детей сопереживать проблемам героев и эмоционально откликаться на события в сказке; упражнять в выразительном чтении; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: карта Европы; иллюстрации с изображением животных; схема анализа сказки; таблица для игры «Закрой окошечко»; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Стали, дети, подтянулись,
Друг другу так искренне улыбнулись!
Починай работать,
Узелок еще один сегодня будем вязать,
Произведения о животных сегодня будем читать.
II. Повторение изученного материала
- Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним, над каким материалом мы работали на предыдущих уроках.
- Какое из прочитанных произведений побудил вас задуматься над тем, что много детей не имеют счастливого детства?
- Герой какого произведения был большим мечтателем?
- Что общего в фантазиях разных героев из прочитанных произведений?
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности
- Вспомните, какие бывают сказки. (Народные и авторские)
- Какая между ними разница?
- Назовите несколько авторских сказок, которые вы знаете.
- Какие они бывают по жанрам?
- Назовите главных героев сказок о животных.
>> Конкурс-соревнование «Точно в цель» (работа в тетради)
На доске нарисованы три мишени. На карточках записаны названия сказок. Детям необходимо распределить их согласно типу сказок.
Ответы: «Царь-лев» (1); «Царевна-лягушка» (2); «Хроменькая уточка» (2); «Два брата» (3); «Лебедь, щука и рак» (1); «Лисичка-кума» (1); «Заячье сало» (3); «Дедова дочка и бабина дочка» (3); «Яйцо-райцо» (2).
- Иван Франко писал: «Тысячи вещей в жизни забудете, а тех минут, когда вам любимая мама или бабушка повествовала сказки, не забудете до смерти».
- Посмотрите внимательно на рисунок на доске - и узнаете, о ком мы сегодня будем читать. (На доске прикреплен рисунок оленя.)
IV. Сообщение темы урока
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы - «Братья наши меньшие». В этом разделе мы ознакомимся с интересными рассказами и сказками о животных.
Мы живем на прекрасной, цветущей планете, имя которой - Земля. Вы, конечно, знаете, что в ней сосуществуют люди и раВНОобразный мир животных. Это - звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся. На первый взгляд кажется, что они совсем другие и ни в чем не похожи на нас. И это только на первый взгляд. На самом деле они так же, как и мы, чувствуют радость и боль, так же любят и воспитывают своих малышей, страдающих от разлуки или измены, так же играются, резвятся, раздражаются, заботятся о своем выживании.
Откуда же узнать как можно больше о этот невероятно интересный и еще не до конца разгадан и изучен мир? Конечно же, из книг, которые написали умные и талантливые художники всего мира.
Читайте эти произведения внимательно, и вы узнаете много интересного и полеВНОго. Ведь знание природы и любовь к ней делают жизнь интереснее и полнее, а нас, людей, человечнее и счастливее.
V. Работа над новым материалом
1. Сообщение учителя об авторе
- Родился Зигмунд Зальтен в Будапеште - одном из лучших европейских городов.
Мальчик с детства проявлял интерес к учебе, был прилежным и любознательным. Чтобы получить высшее образование, отправился в Вену.
Родители жили очень бедно и ничем не могли помочь своему ребенку. Не имея возможности продолжать учебу в университете, он прилагал все усилия, чтобы получить знания самостоятельно. Единственным учебным заведением для Зигмунда стала библиотека, а учителем - книга. Он жил на скудные гонорары за театральные рецензии, что их писал для венских и берлинских газет и журналов. Впрочем, впоследствии он стал редактором одной из них.
Настоящее же признание его таланта пришло к Зальтена тогда, когда он начал писать для самых маленьких.
Мировой славы Феликс Зальтен зажил после выхода повести-сказки «Бемби», которая была переведена на все языки мира. Известный английский писатель Джон Голсуорси писал: «“Бэмби” - замечательная книга».
Писатель очень любил путешествовать. Во время своих путешествий Зальтен придирчиво изучал повадки животных, их жизни в естественной среде, наблюдая за играми животных, особенностями их охоты. Из этих путешествий, наблюдений, собственных поражений и творческого авторского воображения и родились ни с чем не сравнимые прекрасные книги, которые помогают детям всего мира сердцем почувствовать мудрое устройство Природы, ее силу и слабость, могущество законов и ее незащищенность. В этом нас убеждает сказка «Бемби».
2. Обработка сказки «Бемби»
1) Чтение сказки учащимися самостоятельно.
2) Анализ содержания прочитанного.
- По схеме анализа сказки (на доске) проанализируйте ее.
- Покажите на карте Европы страну, где была написана сказка.
- Что чувствовала мама Бэмби после рождения сыночка?
- Согласны ли вы с мнением, что Бэмби был умным, любознательным олененком? Докажите это.
- Как вы считаете, можно ли его назвать хозяином леса?
- Что встревожило Бемби?
- С каким чувством автор рассказывает о оленей?
3) Минутка-изюминка.
- Олени - самые многочисленные копытные животные. Они живут небольшими группами в лесах, кормятся листьями, побегами, травой.
Самцы оленей носят ветвистые рога, которые каждый год сбрасывают. Рога - это орган защиты от врагов и оружие для турнирных поединков. Только у северных оленей карибу самки тоже рогатые.
В оленей прекрасно развитые органы чувств, а от врагов их спасают быстрые ноги.
4) Творческая работа над сказкой.
- Переведите отрывок из текста, где Бэмби путешествует с мамой по лесной тропинке.
3. Работа в тетради
VI. Итог урока
- Какие строки вас больше смутили?
- Каким должно быть отношение человека к природе?
- Какова главная мысль произведения?
Задача для эрудитов
- Прочитайте самостоятельно о другие приключения Бэмби в лесу.