ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

 

Урок 23

Тема. Рассказы и сказки о животных. Феликс Зальтен «Бемби»

 

Цель: научить учащихся понимать познавательно-воспитательный характер сказок, их морально-этические ценности; вспомнить, какие бывают сказки; учить различать сказки о животных среди других видов сказок; учить детей сопереживать проблемам героев и эмоционально откликаться на события в сказке; упражнять в выразительном чтении; воспитывать любовь к животным.

Оборудование: карта Европы; иллюстрации с изображением животных; схема анализа сказки; таблица для игры «Закрой окошечко»; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Стали, дети, подтянулись,

Друг другу так искренне улыбнулись!

Починай работать,

Узелок еще один сегодня будем вязать,

Произведения о животных сегодня будем читать.

 

II. Повторение изученного материала

- Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним, над каким материалом мы работали на предыдущих уроках.

- Какое из прочитанных произведений побудил вас задуматься над тем, что много детей не имеют счастливого детства?

- Герой какого произведения был большим мечтателем?

- Что общего в фантазиях разных героев из прочитанных произведений?

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности

- Вспомните, какие бывают сказки. (Народные и авторские)

- Какая между ними разница?

- Назовите несколько авторских сказок, которые вы знаете.

- Какие они бывают по жанрам?

- Назовите главных героев сказок о животных.

>> Конкурс-соревнование «Точно в цель» (работа в тетради)

На доске нарисованы три мишени. На карточках записаны названия сказок. Детям необходимо распределить их согласно типу сказок.

 

 

Ответы: «Царь-лев» (1); «Царевна-лягушка» (2); «Хроменькая уточка» (2); «Два брата» (3); «Лебедь, щука и рак» (1); «Лисичка-кума» (1); «Заячье сало» (3); «Дедова дочка и бабина дочка» (3); «Яйцо-райцо» (2).

- Иван Франко писал: «Тысячи вещей в жизни забудете, а тех минут, когда вам любимая мама или бабушка повествовала сказки, не забудете до смерти».

- Посмотрите внимательно на рисунок на доске - и узнаете, о ком мы сегодня будем читать. (На доске прикреплен рисунок оленя.)

 

IV. Сообщение темы урока

- Сегодня мы начинаем изучение новой темы - «Братья наши меньшие». В этом разделе мы ознакомимся с интересными рассказами и сказками о животных.

Мы живем на прекрасной, цветущей планете, имя которой - Земля. Вы, конечно, знаете, что в ней сосуществуют люди и раВНОобразный мир животных. Это - звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся. На первый взгляд кажется, что они совсем другие и ни в чем не похожи на нас. И это только на первый взгляд. На самом деле они так же, как и мы, чувствуют радость и боль, так же любят и воспитывают своих малышей, страдающих от разлуки или измены, так же играются, резвятся, раздражаются, заботятся о своем выживании.

Откуда же узнать как можно больше о этот невероятно интересный и еще не до конца разгадан и изучен мир? Конечно же, из книг, которые написали умные и талантливые художники всего мира.

Читайте эти произведения внимательно, и вы узнаете много интересного и полеВНОго. Ведь знание природы и любовь к ней делают жизнь интереснее и полнее, а нас, людей, человечнее и счастливее.

 

V. Работа над новым материалом

1. Сообщение учителя об авторе

- Родился Зигмунд Зальтен в Будапеште - одном из лучших европейских городов.

Мальчик с детства проявлял интерес к учебе, был прилежным и любознательным. Чтобы получить высшее образование, отправился в Вену.

Родители жили очень бедно и ничем не могли помочь своему ребенку. Не имея возможности продолжать учебу в университете, он прилагал все усилия, чтобы получить знания самостоятельно. Единственным учебным заведением для Зигмунда стала библиотека, а учителем - книга. Он жил на скудные гонорары за театральные рецензии, что их писал для венских и берлинских газет и журналов. Впрочем, впоследствии он стал редактором одной из них.

Настоящее же признание его таланта пришло к Зальтена тогда, когда он начал писать для самых маленьких.

Мировой славы Феликс Зальтен зажил после выхода повести-сказки «Бемби», которая была переведена на все языки мира. Известный английский писатель Джон Голсуорси писал: «“Бэмби” - замечательная книга».

Писатель очень любил путешествовать. Во время своих путешествий Зальтен придирчиво изучал повадки животных, их жизни в естественной среде, наблюдая за играми животных, особенностями их охоты. Из этих путешествий, наблюдений, собственных поражений и творческого авторского воображения и родились ни с чем не сравнимые прекрасные книги, которые помогают детям всего мира сердцем почувствовать мудрое устройство Природы, ее силу и слабость, могущество законов и ее незащищенность. В этом нас убеждает сказка «Бемби».

2. Обработка сказки «Бемби»

1) Чтение сказки учащимися самостоятельно.

2) Анализ содержания прочитанного.

- По схеме анализа сказки (на доске) проанализируйте ее.

- Покажите на карте Европы страну, где была написана сказка.

- Что чувствовала мама Бэмби после рождения сыночка?

- Согласны ли вы с мнением, что Бэмби был умным, любознательным олененком? Докажите это.

- Как вы считаете, можно ли его назвать хозяином леса?

- Что встревожило Бемби?

- С каким чувством автор рассказывает о оленей?

3) Минутка-изюминка.

- Олени - самые многочисленные копытные животные. Они живут небольшими группами в лесах, кормятся листьями, побегами, травой.

Самцы оленей носят ветвистые рога, которые каждый год сбрасывают. Рога - это орган защиты от врагов и оружие для турнирных поединков. Только у северных оленей карибу самки тоже рогатые.

В оленей прекрасно развитые органы чувств, а от врагов их спасают быстрые ноги.

4) Творческая работа над сказкой.

- Переведите отрывок из текста, где Бэмби путешествует с мамой по лесной тропинке.

3. Работа в тетради

 

VI. Итог урока

- Какие строки вас больше смутили?

- Каким должно быть отношение человека к природе?

- Какова главная мысль произведения?

Задача для эрудитов

- Прочитайте самостоятельно о другие приключения Бэмби в лесу.