ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ХХІ ВЕКА

(4 часа)

 

УРОК № 59

Тема. Детская литература XX-XXI века (обзор)

 

Цель: ознакомить с лучшими произведениями современной детской литературы; побудить учащихся к активному чтению; развивать навыки самостоятельного поиска литературы согласно своих предпочтений; расширять кругозор учащихся, словарный запас; воспитывать высокие гражданские, нравственные качества характера, эстетические вкусы.

Оборудование: книжная выставка, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, иллюстрации к популярных произведений современной детской литературы.

Теория литературы: роды, жанры литературы, аннотация, каталог, иллюстрации, дайджест.

ХОД УРОКА

I. Анализ выполнения контрольной работы

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Мотивация учебной деятельности школьников

- Произведения, с которыми мы познакомились на уроках зарубежной литературы в пятом классе,- это лишь небольшая частица того, что написано для детей. Сориентироваться в этом книжном море и будет нашей задачей на следующих уроках.

Говорят, что для детей писать труднее, чем для взрослых. И это действительно так, ведь написать сочинение необходимо ярко, увлекательно, чрезвычайно, чтобы ребенок заинтересовался и ей захотелось подражать положительных героев, учиться у них добру и справедливости.

Пятиклассники очень любят читать и сказки, и приключенческие произведения.

Но мир литературы значительно шире, поэтому, чтобы быть всесторонне развитым человеком, нужно интересоваться и миром животных и растений, и историей, и географическими открытиями, и самыми популярными техническими изобретениями, и спортом, и астрономией, и реальной жизнью школьников и их проблемами.

Об этом мы также будем вести речь на нашем уроке.

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- Прежде всего хотелось бы услышать ваше мнение, узнать о ваших предпочтениях.

Устно-письменная анкета читателя

В начерченной на доске таблицы ученики по очереди быстро ставят отметки в соответствующей графе. Учитель подсчитывает голоса и делает выводы.

 

Сказки, легенды

Научно-популярная литература, энциклопедии

Стихи

Фантастика

О природе

Об истории

1

1

1

...

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

(Каждый ученик может выбрать, например, 3 предпочтения.)

 

2. Презентация любимых (или недавно прочитанных) произведений современной зарубежной литературы

 

3. Рассказ или выступление библиотекаря

- Вы, конечно, бывали в библиотеке. Там очень много книг. А как же найти нужную? Если известен автор, то можно воспользоваться алфавитными указателями. Когда интересует какая-то тема, можно воспользоваться тематическим каталогом (это размещены в алфавитном порядке карточки с названиями книг и их авторами, разложенные по разным темам). А если не знаешь, что ты хочешь конкретно, просто ищешь на полке интересную книжку. В таком случае следует прочитать аннотацию - краткое содержание книги, расположенный на второй странице. Там указано тему произведения, основные особенности, для кого предназначена (любого возраста, профессии, которых предпочтений). Можно аккуратно полистать книгу, посмотреть иллюстрации, прочитать несколько абзацев. И если вас что-то заинтересовало, значит, эта книга ваша.

Во многих семьях есть домашние библиотеки. Стоит поинтересоваться, а какие же книги хранятся в них, что читали ваши бабушки и дедушки, родители, старшие братья и сестры.

Иногда на книгах своей библиотеки ставят отметку - экслибрис, который указывает на принадлежность экземпляра определенному лицу, семье. Это могут быть инициалы, символы, что-то вроде родовых гербов. Экслибрисы изготавливают из дерева, ластика, ластики, силикона или какого-либо подходящего материала, на который наносится краска и делается отпечаток на книге.

Предлагаю вам сделать эскиз (рисунок) собственного экслибриса или изготовить его и обозначить собственную книгу.

 

4. Рассказ учителя (мини-лекция)

- Те произведения, которые мы читали, написаны давно, хотя не утратили своего значения и по сей день, пройдя испытание веками. А как же теперь? время народных сказок прошло, мечты людей о сапоги-скороходы, ковер-самолет, скатерть-самобранку, волшебное зеркальце уже сбылись. О чем же писали детские писатели в ХХ веке, что пишут в ХХІ? Фантазия людей неисчерпаема, и жизнь подсказывает все новые и новые сюжеты. Именно в ХХ веке «родились» любимцы всей детворы Винни-Пух и Пятачок английского писателя Алана Милна, Нильс Хольгерсон из «Удивительного путешествия Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлеф. Кстати, это единственная детская книга в мире, за которую автору вручили Нобелевскую премию. И это не просто книга, сказка, а увлекательный учебник по географии, зоологии, ботаники и истории Швеции. В ХХ веке появилась и Пеппи Длинныйчулок, Малыш и Карлсон, герои также шведской писательницы Астрид Линдгрен, и маленькие хоббиты Дж. Г. Г. Толкина, и муми-тролли С. Топелиуса-младшего, и Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, и много других.

Наконец, вспомним книги о приключениях маленького волшебника Гарри Поттера Дж К. Роулинг, которые разошлись во всем мире миллионными тиражами, превзойдя все до сих пор известные детские издания. Книги и герои в ХХ-ХХІ веках другие, а проблемы - те же. И самая главная из них - это вечная борьба Добра и Зла.

 

5. Самостоятельная работа с учебником

Чтение статьи про современную детскую литературу (С. 288 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 231-234 - по учебнику Е. Волощук).

 

6. Обмен впечатлениями о прочитанном

- Что нового для себя вы узнали? Что больше всего в статье учебника вас заинтересовало? Какие из названных книг вам хотелось бы прочитать?

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Догадайтесь, о какой книге идет речь:

Льюис Кэрролл «А л с в К р н Ч д с»

(«Алиса в Стране Чудес»)

Джон Рональд Ройл Толкин

 

 

(«Властелин колец»)

 

Астрид Линдгрен

 

 

(«Пеппи Длинныйчулок»)

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к написанию отзыва о любимую книжку.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Мне больше всего понравилось...

• Для меня было новым...

• Я обязательно хочу...