ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

2. Лопе де Вега - представитель ренессансного реализма. «Фуэнте Овехуна», «Звезда Севильи», «Собака на сене»

 

Имя Лопе де Веги - «чуда природы», как называли великого драматурга его современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII вв. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Веги - это признанные вершины испанской национальной культуры позднего Возрождения.

Человек бурных страстей, неиссякаемой энергии и авантюрного склада характера, Лопе де Вега течение своей долгой жизни испытал на себе все возможные и невозможные приключения. Его лишали гражданства, судили, он сидел в тюрьме. Кроме того, Лопе де Вегу можно назвать и величайшим донжуаном своего времени. О любовных похождениях знаменитого кабальеро еще при жизни ходили легенды. Как утверждал его биограф Баррера: «Лопе де Вега не представлял жизни без любви. Оно было для него живительным источником его неисчерпаемых фантазий». Разумеется, речь идет не только о том возвышенное чувство любви, которое описывали в своих бессмертных произведениях Данте или Петрарка. Чаще всего это была любовь страстного мужчину, наделенного огненным темпераментом, страсть которого требовала немедленного удовлетворения.

Лопе де Вега родился 25 ноября 1562 года в Мадриде в семье Феликса де Вега Карпіо и его жены Фернандес Флорес.

Ребенок был чрезвычайно одаренным. Уже в пять лет мальчик начал писать стихи, причем настолько увлекся этим занятием, что, как вспоминал позже его друг Хуан Перес де Монтальбан: «...пока не научился писать, делился завтраками со старшими учениками, чтобы они записывали то, что диктовал Лопе».

Отец будущего «чуда», такой себе «мещанин - шляхтич», сделал все возможное, чтобы вывести сына в люди, дал ему хорошую на то время образование (Коллегия ордена театинців, университет, Королевская академия математических наук) купил дворянский титул.

Еще в детстве Лопе отличался феноменальной склонностью к наукам, способностями к изучению языков и литературным талантом. В десятилетнем возрасте он перевел с латыни поэму римского писателя Клавдіїна «Похищение Прозерпини», а начиная с одиннадцати лет, по его собственным словам, начал создавать комедии.

Род Лопе де Веги происходил из австрийских крестоносцев, которые гордились участием предков в Реконкисте (борьба с арабами) и были не против причислять себя к составу идальго. Но Лопе дворянских прав не имел, и его никогда не называли доном. Тем не менее, благодаря приверженности епископа де Авилы, пораженного здібнос-сознание юного Лопе, в 15-летнем возрасте он поступил в Университет Алькала де Энарес близ Мадрида, где четыре года не только старательно изучал грамматику и риторику, но и блестяще освоил искусство танца и владение шпагой.

Тогда же с неменьшим энтузиазмом начал осваивать азы любви. Первой страстью 17-летнего Лопе де Веги была замужняя женщина Дорофея, которую юноша покорил и пылким темпераментом любовника, и поэтическим даром: сторонник любил выражать свои чувства в стихотворной форме. Вскоре Дорофею заменила вдова Марфісса, которая родила от него ребенка. Но жениться, а тем более обременять себя родительскими обязанностями, юный ловелас не собирался. Освободившись от семейных забот, он отплыл на Азорские острова в составе военной экспедиции, результатом которой было присоединение Португалии к испанской короне.

Вернувшись в Мадрид, 22-летний Лопе де Вега очень быстро приобрел известность как талантливый поэт и автор пьес. На то время в Испании царил по-настоящему «золотой век» театра. Стоит отметить, что испанский театр того времени и по форме, и по содержанию существенно отличался от современного. Начать надо с того, что в так называемых «кораліях» (что-то вроде зала для зрителей) существовали перегородки, отделявшие одну общественную прослойку от другой, был партер для стоячих мест, отдельная галерея для женщин, ложи для знати и т.д. Иначе разворачивалось действие в пьесах, заключалась в активном общении актеров со зрителями. Для того чтобы понять сущность этого сценического драматизма, достаточно хотя бы один раз увидеть своими глазами современное телевизионное ток-шоу, ритм и динамика которого заставляют зрителя находиться в состоянии постоянного напряжения. Только испанский театр выглядел еще живее, и сам автор, в данном случае Лопе де Вега, мог каждый день наблюдать за реакцией чувствительной к импровизации публики.

Очаровательный, талантливый, будущий драматург быстро вошел в театрально-богемной союза, испытывая истинное наслаждение от ежедневного праздника театральной жизни, а с другой стороны, мало задумываясь о последствиях своих поступков. О страстные увлечения и авантюрную импульсивность Лопе свидетельствовали факты некоторых месяцев его жизни в начале 1588 года. Приобретая все большую популярность, он встретил новый год в довольно необычном для молодого дарования месте, а именно, - в тюрьме. Он был арестован прямо в театре во время спектакля. В суд Лопе де Вега был привлечен известным московским актером и постановщиком комедий Херонимо Веласкесом, дочь которого, замужнюю даму Елену Осорьо (прекрасная Філіда в стихах Лопе) он пытался соблазнить. Не найдя взаимопонимания с Еленой, которая предоставила преимущество другому любовнику, был до того разгневан, что направил целый поток язвительных памфлетов против бывшей возлюбленной, ее отца и своего соперника, дона Франсиско де Гранвеля. Веласкес был разгневан не столько разрывом связи между поэтом и его дочерью, сколько потерей дара репертуара. Поэтому вынесенное обвинение было достаточно серьезным - «оскорбление дворянина».

Оправдываясь, Лопе не мог отказать себе в удовольствии язвительно насмехаться над истца, поэтому суд, не успев осуществить январский приговор - два года изгнания из королевства (а именно - из Кастилии) под страхом смерти и 4 года изгнания из столицы, - в феврале ужесточил приговор: в новом приговоре фигурировали уже 8 лет изгнания из столицы под страхом отправки на галеры.

Однако, выпущенный на волю, чтобы, как указано в приговоре, немедленно уехать из города, смог в запрещенном для его проживания Мадриде похитить дочь знатного вельможи, юную Исабель де Урбіну (Белісу в его стихах). Судебный процесс, начатый родными девушки, означал бы для Лопе смертный приговор, но влюбленная Исабель уговорила родных забрать иск, согласившись выйти замуж за похитителя.

10 мая за отсутствия жениха, которого в церкви представлял его родственник, произошло ее заочное венчание с Лопе.

Однако молодой человек, вместо того чтобы соединиться со своей женой, неожиданно для всех изменил свои планы. Вместе со своим братом 29 мая 1588 года он вышел в море из Лиссабона на галеоні «Сан Хуан» в составе легендарной «Армады». В одном из боев брат погиб, а сам он, испытав всяческие неурядицы, связанные с поражением испанского флота, вернулся в декабре в Кадис с написанной во время похода поэмой «Красота Анхеліки».

В соответствующем духе продолжалось дальнейшее жизни Лопе де Веги. В начале 1589 года он вместе с Исабель поселился в Валенсии, в старинном городке Леванте и буквально завалил театр своими пьесами. Написанными здесь комедиями он повлиял на развитие так называемой «валенсіанської» драматургической школы.

После смерти Исабель в 1593 году (обе дочери от этого брака умерли еще младенцами) был отменен приговор Лопе де Веги, поскольку Веласкес, осознав, что он потерял от разрыва с талантливым драматургом, простил ему все прежние грехи.

В 1596 году Лопе де Вега вернулся в Мадрид - и снова почти не попал в тюрьму, на этот раз по обвинению в нарушении общественных моральных норм. Лопе даже не пытался скрывать своего греховного сожительства с вдовой Антонией Трільєс.

Однако через два года 35-летний драматург решил жениться во второй раз. Его новая избранница, Хуана де Гуардо, была дочерью зажиточного мясника. Наверное, этот брак был по расчету. От этого брака родилось трое детей (сын Карлітос, который умер еще в детстве, и две дочери).

С 1605 года и до конца жизни Лопе служил секретарем у герцога де Сесси. С этим довольно развратным, но не чванливым и к тому же богатым вельможей у Лопе установились дружеские отношения. Из-под его пера продолжали выходить стихи и пьесы, и после 1608 года его называли не иначе как «фениксом испанского остроумия».

Плодотворность работы Лопе де Веги была по-настоящему феноменальной.

Первые два десятилетия XVII века были периодом чрезвычайной производительности. В поэтическом трактате «Новое искусство создавать комедии в наше время» он вспоминает о том, что написал 483 пьесы. В предисловии XI части собрания своих комедий, что увидело свет в 1618 году, драматург ведет речь уже о 800 своих драматических произведений. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что количество их достигло 900.

Его перу принадлежат более чем полторы тысячи пьес, причем все они написаны стихами, - рекорд, кажется, никем не побит. Ни над одной из своих пьес Лопе не работал более трех дней, а большинство писал течение 24 часов. Актеры в буквальном смысле стояли у него за спиной - не успевало чернила высыхать на рукописи, как они выхватывали написанное и спешили с ним в театр. Сам драматург признавался, что «более сотни пьес за 24 часа от Муз переходили к подмостков». Но при этом добавлял, что в такие мгновения он относил Плавта и Теренция в другую комнату и закрывал их в шкафу, потому что ему было стыдно смотреть им в глаза.

Соответствующими были и доходы. Точных сведений о них нет, известно лишь, что литературная работа принесла ему 105 000 золотых. Правда, с деньгами расточительный драматург вел довольно небрежно, и их ему всегда не хватало.

В 1609 году Лопе де Вега получил звание «приближенного» священной инквизиции, то есть лица, которая пользовалась доверием этой страшной учреждения и вместе с тем обязанной представлять собой образец преданности католической церкви. Нет никакого сомнения в том, что этот акт інквізиційної власти имел свой подтекст и расчет. Он должен был связать руки одному из самых известных писателей страны и покорить его творчество интересам церковной реакции.

В 1610 году Лопе де Вега уже был членом двух религиозных братств, а в 1612 году вступил в состав религиоВНОй организации «терциариев». В дальнейшем он получил сан священника. Однако все это не спасло драматурга от духовной цензуры.

Реальная жизнь Лопе де Веги складывалось, к сожалению, не только из легких и непринужденных сюжетов. В 1613 году во время родов умерла его вторая жена, Хуана, оставив младенца, девочку Феліціану. Последние годы жизни Хуани были омрачены связью мужа с актрисой Микаэлой де Лухан, которую поэт воспел в своих стихах под именем Камилы Лусінди. От этого страстного любви появилось еще двое детей.

В 1614 году, пережив тяжелый душевный кризис, вызванный смертью жены и любимого сына Карлітоса, Лопе де Вега принял духовный сан. Он вступил в религиоВНОе братство, членом которого когда-то был и великий Сервантес. Не прошло и трех лет, как 55-летний Лопе де Вега снова был охвачен всеперемагаючою страстью, теперь уже замужней красавицы Марты де Наварес, умной и образованной женщины, которая писала стихи и играла на различных музыкальных инструментах. Ее он воспел под именем Амаріліди и посвятил ей знаменитую «Валенсіанську вдову».

Слава драматурга была всенародной, а им увлечение переросло в настоящее обожание.

Марта родила от Лопе дочь, которую он признал своей. И снова Лопе пришлось защищаться в суде, на этот раз судебный процесс начал против него разгневанный муж Марты. Правда, драматургу повезло: истец умер, не успев довести дело до конца.

Последние годы жизни Лопе де Вега были полны тяжелых переживаний. Счастье с Мартой было недолгим. В середине 1620-х лет она тяжело заболела, неожиданно потеряла зрение, а потом разум. «Несчастная любовь, что противопоставило себя небу», - с грустью писал Лопе, но от своего чувства не отказывался, ухаживая несчастную женщину до самой ее смерти в 1632 году.

Только перенеся потерю жены, Лопе пришлось пережить еще два удары судьбы - смерть единственного сына Феликса, который был в составе экспедиции ловцов жемчуга и погиб в результате кораблекрушения, и похищение 17-летней Антонии Клары, любимой младшей дочери, которая вынуждена была жить в унизительном положении любовницы одного знатного кабальеро. Лопе был не в состоянии освободить дочь: похититель принадлежал к высшей знати, и, вероятнее всего, похищение было осуществлено через согласование короля. Кроме того, вторая дочь, Марселла, которая презирала отца, демонстративно приняла постриг.

Отойти от этого бедствия Лопе уже не смог.

Он умер 27 августа 1635 года. Его смерть потрясла всю Испанию. Похороны великого драматурга были чрезвычайно пышными. Все население Мадрида прощалось с «чудом природы», как называл Лопе другой великий испанец - Сервантес. Похоронен Лопе де Веги был в церкви святого Себастьяна, которую в 1937 году разрушила фашистская бомба. Памяти Лопе де Веги были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» и «Поэтическое захоронения». Официальные испанские круга воздержались от демонстрации каких-либо знаков уважения к памяти великого национального писателя. Королевская рада отклонила просьбу городского управления Мадрида о торжественное захоронение. В 1644 году эта же совет в своем постановлении о театры и театральный репертуар приказала исключить из репертуара почти все пьесы, которые ставились до этого времени, в сюжеты которых были вплетены любовные истории, а особенно произведения Лопе де Веги, которые принесли столько вреда добрым нравам».

О масштабах литературного наследия Лопе де Веги могут дать представление 50 тысяч стихов одних лишь эпических поэм и 2989 написанных им сонетов, что, в свою очередь, составляет около 42 тысяч стихотворных строк.

Что касается драматургического наследия Лопе де Веги, то уже в 1615 году Сервантес отмечал: «Он покорил и подчинил своей власти всех комедиантов и наполнил мир своими комедиями, удачными, хорошо задуманными и составляющими в об-щей сложности более десяти тысяч листов ... то же, кто пытался соперничать с ним и разделить его славу, - а таких было много, - все вместе не написали и половины того, что написал он один».

В конце своей жизни сам Лопе де Вега определял количество написанных им пьес цифрой 1500. В составленной Монтальбаном вскоре после смерти драматурга его биографии идет речь о 1800 комедий и 400 «священных действ».

На сегодняшний момент в печатных изданиях и рукописях известно 426 комедий и 48 «действ», которые, без сомнения, принадлежат перу Лопе де Веги.

В творчестве Лопе де Веги выделяют три периода:

1. 1594-1604 pp. В это время было написано большое количество пьес - от «Учителя танцев» (1594) и «Валенсіанської вдовы» (1599) до «Нового мира, открытого Колумбом» (1603). В романе «Странник в своем отечестве», опубликованный в 1604 году, Лопе уже называет 219 написанных им комедий. В течение этих лет Лопе де Вега и драматурги его круга консолидируются и утверждают национальный театр.

2. 1605-1613 гг. Правда, с достоверной точностью можно датировать лишь одну антиконтрреформаційну «русскую» драму Лопе о Лжедимитрия - «Новые деяния Великого князя Московского». В течение этого периода Лопе де Вега пишет известные историко - революционные драмы - «Периваньєс и командор Оканьї» (ок. 1610), «Фуэнте Овехуна» (ок. 1613); комедии «Проделки Белісси» (ок. 1608), «Собака на сене» (ок. 1613). В этот же период была написана поэма «Руководство по созданию комедий», которая полушутя преподавала эстетику поэтов национального театра, которые ориентировались на народные вкусы и «ученые отвергали правила», когда нужно было создавать комедию.

3. Начиная с 1614 года и до 1638 года. К этому периоду относим драмы: «Лучший алькальд - король» (1620-1623), «Возвращение Бразилия» (1625), а также те произведения, которые дошли до нас в переработке (очевидно, постановщика Кларамонте): драма «Звезда Севильи» (1623), комедии «Любить, не зная, кого» (ок. 1622), «Девушка с кувшином» (1627), «Раба своего возлюбленного» (1626).

Классификация драматургического наследия Лопе де Веги представляла до этого времени одну из труднейших проблем изучения его театра. Частично это объяснялось тем, что у драматурга разработаны все виды и типы национальной драматургии, представленные в литературной и сценической терминологии эпохи названиями, которые лишь условно соответствовали истинному идейном и художественном содержания того или иного произведения (комедия плаща и шпаги, придворная комедия, комедия интриги, комедия случайностей и т.п.).

Если оставить в стороне особый жанр «священных действ», то основной фонд драматургии Лопе де Веги довольно четко делился на комедии, группировавшихся вокруг проблем:

- государственно-исторического;

- социально-политического;

- частно-бытового направления.

Следует отметить, что свои произведения драматург часто называл «комедіас», хотя перед зрителями проходили и трагедии, и драмы, и комедии.

Отметим, что комедия - это драматическое произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчивались негативные общественные и бытовые явления, раскрывались смешное в окружающей действительности и человеке.

В исторических комедиях внимание драматурга сосредоточено на проблемах государственного устройства родной страны на протяжении разных эпох. Также к этому типу комедий имели отношение пьесы, сюжеты которых взяты из истории других стран и народов.

Комедии, разрабатывали социально-политическую тематику и построены в основном на материале прошлого, свидетельствовали о стремлении драматурга решать актуальные вопросы современной ему действительности, подвергать критике существующий строй, выдвигать проблемы справедливой организации общественного и политического уклада.

Бытовая комедия выступала как комедия тогдашних нравов и тогдашней морали, бытовых особенностей эпохи и конфликтов, что имела место в семейной жизни и т.д.

Самой известной пьесе, вершиной творчества Лопе де Веги, стала народно-героическая, социально-политическая драма «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), В основе пьесы - реальные события 23 апреля 1476 г., когда крестьяне городка Фуэнте Овехуна, возмущенные притеснениями и произволом командора ордена Калатравы, подняли восстание и убили его. Героем драмы стал народ. Драматург не только создал художественно обобщенную картину борьбы простых людей против феодального насилия, но и сумел опоэтизировать эту борьбу. Однако при всей обобщенности наиболее яркий центральный персонаж произведения - девушка - крестьянка Лауренсья, образ действительно героический.

СЮЖЕТ. Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман приезжал в Альмагро к магистру ордена дона Родриго Тельєса Хирона. Магистр молодой возрасту и лишь недавно унаследовал эту высокую должность от своего отца. Поэтому командор, увенчанный боевой славой, относится к нему с некоторым недоверием и пренебрежением, однако вынужден соблюдать должного уважения. Командор приехал к магистру поведать о вражде, характерную для Испании XV века. После смерти кастильского короля дона Энрике на его корону притязают король Альфонсо Португальский - именно его права считают несомненными родные командора и его сторонники, а также - через Ісавелу, свою жену, - дон Фернандо, принц Арагонский. Командор настойчиво советует магистру немедленно объявить сбор рыцарей ордена Калатравы и с боем взять Сьюдад Реаль, расположенный на границе Андалусии и Кастилии и король Кастилии считает своей собственностью. Командор предлагает магистру своих солдат: их не очень много, однако они воинственны, а в селении под названием Фуэнте Овехуна, где обосновался командор, люди способны лишь пасти скот, но никак не способны воевать. Магистр обещает немедленно собрать войско и проучить противника.

В Фуэнте Овехуні крестьяне не в силах дождаться отъезда командора: он не заручился их любовью и поддержкой главным образом из-за того, что, пользуясь властью, преследует девушек и красивых женщин - одних привлекают его любовные уговоры, других пугают угрозы и возможная месть командора в случае их неповиновения. Так, его последнее увлечение - дочь алькальда Фуэнте Овехуна Лауренсья; он не дает девушке возможности свободно выбирать. Лауренсья любит Фрондосо, простого крестьянина, и отвергает богатые подарки командора, которые тот посылает ей со своими слугами Ортуньо и Флоресом, теми, кто, как правило, помогает хозяину добива-лись привязанности крестьянок.

Борьба за Сьюдад Реаль заканчивается победой магистра ордена Калатравы: он сломил оборону города, казнил всех подстрекателей восстания из местной знати, а простых людей приказал отхлестать. Магистр остается в городе, а командор со своими солдатами возвращается в Фуэнте Овехуна, где крестьяне поют торжественной песни в его честь, алькальд приветствует от имени всех жителей, а к дому командора подъезжают повозки, доверху наполненные глиняной посудой, курами, солониной, овечьими шкурами и т.д. Однако командору нужно не это - ему нужны Лауренсья и ее подруга Паскуала, поэтому Фернандо с Ортуньо пытаются то хитростью, то силой заставить девушек войти в дом командора, но последние чувствуют опасность.

Вскоре после возвращения из военного похода командор, отправившись на охоту, встречает в безлюдном месте вблизи источника Лауренсью. У девушки там встреча с Фрондосо, но, увидев командора, она умоляет юношу спрятаться в кустах. Командор же, уверен, что они с Лауренсьєю вдвоем, ведет себя слишком решительно и, отложив в сторону самострел, стремится любой ценой достичь своей цели. Фрондосо, который оставляет место укрытия, хватает самострел и заставляет командора отступить, угрожая ему оружием. Командор поражен прочувствованным унижением и клянется, что жестоко отомстит. Об этом событии вскоре становится известно всему поселку, все с радостью воспринимают известие о том, что командор был вынужден уступить простому крестьянину. В свою очередь командор приходит к Естевана, алькальда и отца Лауренсьї с требованием прислать к нему дочь. Естеван, которого поддерживают все без исключения крестьяне, с достоинством отвечает, что у простых людей тоже есть своя честь и не нужно лишний раз ее трогать.

Тем временем к королю Кастилии дона Фернандо и к королеве донье Ісавель приходят два члена городского совета Сьюдад Реаля и, рассказав о том, какие бесчинства совершали магистр и командор ордена Калатравы, умоляют короля о защите. Они сообщают королю, что в городе остался только магистр, а командор со своими людьми отправился к Фуэнте Овехуна, где он, как правило, проживает и где, по слухам, властвует с самым большим произволом. Дон Фернандо тут же принимает решение направить в Сьюдад Реаля два полка под руководством магистра ордена Сантьяго, чтобы расправиться с бесчинством. Поход этот заканчивается успехом: город в осаде и магистр ордена Калатравы нуждается в немедленной помощи. Об этом командору сообщает вестник - только его появление спасает жителей Фуэнте Овехуна от беспощадной расправы и мести командора. Однако он не против прихватить в поход ради забавы красавицу Хасінту и приказывает своим людям высечь Менго, который вступился за нее.

При отсутствии командора Лауренсья и Фрондосо решают жениться - на радость своих родителей и всего поселка, которые давно ждали этого события. В разгар свадьбы и всеобщего празднования возвращается командор: разъяренный своей війсь-вой неудачей и памятуя свою обиду жителями поселка, он приказывает схватить Фрондосо и отвезти его в тюрьму. Отправляют под стражу и Лауренсью, что смогла заступиться за жениха. Жители поселка собираются на совет, и мнения расходятся: одни готовы хоть сейчас идти к дому командора и расправиться с жестоким правителем, другие предпочитают боязливому молчанию. В разгар спора прибегает Лауренсья. Вид ее ужасен: волосы взъерошены, сама она вся в синяках. Взволнованный рассказ девушки об унижениях и пытках, которым она была подвергнута, о том, что Фрондосо вот-вот должен быть убит, производит на всех присутствующих сильное впечатление. Последнее утверждение Лауренсья - если в поселке нет мужчин, то женщины сами сумеют отстоять свою честь, - не оставляет никого равнодушным. Все единодушно решают штурмовать дом командора. Последний сначала не верит, что жители Фуэнте Овехуна могли подняться на восстание, затем, осознав, что это правда, решает отпустить Фрондосо. Однако это уже не может ничего изменить в судьбе командора: чаша народного терпения переполнена. Убит, буквально разорван толпой на куски, сам командор, не спаслись и его слуги.

Только Флоресу удается чудом спастись, и, полуживой, он ищет защиты у дона Фернандо, короля Кастилии, пересказывая ему все, что произошло как бунт крестьян против власти. При этом он не говорит королеве, что жители Фуэнте Овехуна хотят, чтобы ими руководил сам король, и поэтому прибивают над домом командора герб дона Фернандо.

Король обещает, что расплата не заставит себя ждать; об этом же просит его и магистр ордена Калатравы, приехал к королю Кастилии с повинной и обещанием в будущем быть ему верным вассалом.

Дон Фернандо отправляет к Фуэнте Овехуна судью - наказать виновных и капитана, которому было приказано следить за порядком.

Жители поселка, хотя и поют торжественной песни в честь кастильских королей - дона Фернандо и доньи Ісавели, все же понимают, что монархи будут упорно разбираться в том, что произошло в Фуэнте Овехуні. Поэтому крестьяне решают принять меры и договариваются на все вопросы о том, кто убил командора, отвечать - «Фуэнте Овехуна».

Судья допрашивает крестьян с необычайной требовательностью; никому нет пощады: ни женщинам, ни старикам, ни детям. Чтобы выяснить истину, он применяет самые жестокие пытки, включая дыбу. Но все, как один, на вопрос о том, кто виноват в смерти командора, отвечают: «Фуэнте Овехуна». Поэтому судья вынужден вернуться к королю с таким выводом: он использовал все возможные средства, допросил триста человек, но не нашел ни одного намека на участие крестьян в этом деле. Чтобы подтвердить справедливость его слов, жители поселка сами пришли к королю. Они рассказали ему об издевательствах и унижениях, которые им пришлось терпеть от ко-мандора, и заверили короля и королеву в своей верности - Фуэнте Овехуна хочет жить, подчиняясь только власти королей Кастилии, их справедливому суду. Король, выслушав крестьян, выносит свой приговор: поскольку нет доказательств неповиновения, жителей Фуэнте Овехуна следует простить, а поселок пусть остается за ним, пока не найдется другой командор.

О нравственности короля Лопе де Вега рассуждает в драме «Звезда Севильи». Конфликт в произведении разворачивается между королем, который попирает человеческое достоинство, и старой Испанией, что сохраняет традиции и живет по законам высокой чести.

Пьесы частно-бытового характера составляют наиболее многочисленную и одновременно наиболее известную часть наследия драматурга. Господствующее место здесь занимают пьесы из современного быта - так называемая «придворная комедия», «комедия интриги», «комедия плутовська» и т.д. Эти названия - произведение театральной традиции - далеки от того, чтобы исчерпывающе характеризовать каждый из раВНОвидностей огромного репертуара, в котором главную роль играют вопросы чести, добродетели, любви и жизненной премудрости.

«Придворная комедия», как правило, изображает жизнь аристократии, придворных. Во многих из них говорится о сложных взаимоотношениях, которые возникают между аристократами и плебеями, о любовные коллизии, вызванные принадлежностью влюбленных разных социальных слоев. Чаще всего имеют счастливый финал. Одной из таких комедий есть «Собака на сене».

В комедии любовь трактуется как мощная социальная сила, которая уравнивает секретаря и графиню.

Диана де Бельфлор - главная героиня комедии. В основе сюжета - любовь Дианы, «высокородной графины» де Бельфлор, к ее секретаря Теодоро. Гордая и неприступная Диана влюбляется за ревности, узнав о любви Теодоро к служанке Марселе. Однако Диана не может быть счастливой со своим избранником. Любовь, что рождается, борется в Диане с чувством чести, которое присуще ей как представительнице высшего общественного слоя. Отсюда постоянная двойственность в его поведении: Диана то признается в любви к своему секретарю, то смеется над ним, то поощряет его, то поддерживает. Помеха, которая мешает влюбленным, преодолевается благодаря кмітливій выдумке слуги Тристана, который выдает Теодоро за пропавшего в детстве сына графа Лудовіко. Устранено различие делает возможной счастливую развязку пьесы, которая заканчивается свадьбой главных героев.

Все черты характера героини отчетливо напоминают основные мифологические характеристики богини Дианы, именем которой она не случайно названа. В пьесе Диана прямо отождествляется с античной богиней луны: «она небесная Диана, луна, и женщина, и призрак...». Подобно мифологической богини, Диана принципиально двойственна: она влюблена и равнодушна, хитра и откровенная, жестокая и благосклонна т.д. Эта двойная природа Дианы символизируется двойным именем героини: Диана - луна, Бельфлор - прекрасный цветок. В комедии Диана постоянно сравнивается то с луной, то с солнцем. С образом Дианы связана интерпретация двух основных тем комедии Лопе де Веги - темы любви и темы чести. Любовная игра Дианы составляет основное действие пьесы, ее поступки, сомнения и порывы создают сложные сюжетные перипетии комедии. Любовь всесильно, оно способно преодолевать любые преграды: недовольство соперников, сословное неравенство по-любимых.

Теодоро - один из главных персонажей комедии. Секретарь графини влюбляется в свою госпожа, узнав о ее чувствах к нему. Любовь Дианы дарит ему надежду на счастье и неожиданное повышение общественными ступеньками. Увлеченный своими мечтами, Теодоро сразу же расстается с Марселою. Изменения в настроении графини заставляют Теодоро протяжении всего действия комедии то мечтать о счастье с графиней, то искать утешения в любви Марселе. Выдумка его слуги Тристана оказывается тем счастливым мгновением фортуны, которая позволяет влюбленным соединиться. По своим основным характеристикам Теодоро вполне соответствует такому типу персонажа испанской комедии XVII века, как галан (исп. галан в переводе - «кавалер»). Теодоро молодой и красивый, изысканный и благородный, умный и образованный, однако - и это вообще характерно для персонажа данного типа - его способность к действию небольшая. Он часто бывает зависим от поступков других действующих лиц, и, прежде всего, от дамы. Так и Теодоро в основном лишь реагирует на капризы и выходки Дианы. Только однажды он принимает самостоятельное решение - это его отказ воспользоваться выдумкой Тристана. Решение Теодоро поехать в Испанию-за невозможности быть с любимой и сцена прощания героев представляет собой пример «обманчивого финала», что возникает перед окончательной счастливой развязкой и усиливает напряжение зрителя.

Стоит упомянуть о довольно распространенный жанр тогдашней комедии - «комедию плаща и шпаги». Свое название эта жанровая раВНОвидность комедии получил через обязательную атрибутику. Действие таких пьес, как правило, происходит в современной драматургу обстановке. Соответствующие комедии имеют собственные закономерности построения: параллель между влюбленной парой и парой слуг; взаимоотношения часто дублируются, усиливая комизм того, что происходит. Залогом успеха подобных комедий является утверждение мысли, что главным в жизни является любовь как живительная сила, что раскрывает в человеке все его способности.

Великий мастер комедий почти неизвестен современному читателю как непревзойденный лирик.

 

Решиться, млеть, быть злым,

Жестоким и нежным, сильным и бессильным,

Вдохновенным, смертным, мертвым и живым,

Неверным, вечным, робким и смелым.

Без отдыха жить лишь одним: казаться скромным и высокомерным,

Оскорбленным, веселым и грустным,

Удовлетворенным, сердитым, посмутнілим.

Из разочарований бежать на свободу,

Яд пить, языков напитки пьяные,

Забыв пользу, полюбить вред;

Поверить, что в аду - место рая,

Жизнь и душу - дать все омане, -

Это любить. Кто любил, тот знает.

(Ф. Лопе де Вега)

 

Вывод. Главное преимущество комедий Лопе де Вега - их жизнеутверждающая сила. Любовь выступает как всепобеждающая сила, даже если она возникает из ревности или пренебрежение. Конечно, в комедиях много утопического во взгляде на человека, но в драматургии «чудеса природы» отразились лучшие ренессансные традиции в время кризиса гуманистического мировоззрения.