ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

3. Тирсо де Молина. «Донжуан»

 

Тирсо де Молина вошел в историю мировой литературы как создатель «вечного образа» Донжуана и мастер «комедии ситуаций». Последняя представляет собой жанровая раВНОвидность комедии, построенный на неожиданном повороте сюжетной линии, интриге или непредсказуемом стечении обстоятельств.

Жизнь драматурга Габриэля Тельєса (1584-1648), который писал под псевдонимом Тирсо де Молина, малоизвестное. В свете документов, найденных в XX веке, предполагаем, что он, наверное, происходил из семьи ремесленников или наемных рабочих, которые жили в городках Гвадалахары - Молине и Таравільє, хотя есть и фантастическая версия, будто поэт - внебрачный сын дона Тельєса Хирона, герцога Осуни. В 1600 году Габриэль Тельєс был пострижен в монахи ордена мерседаріїв, которые занимались выкупом испанцев, что попали к алжирского плена.

С 1605 года, когда Тирсо познакомился с Лопе де Вегой, начал свою драматургическую деятельность. Параллельно с духовной карьерой (в течение 1616-1618 гг. - проповедник в Санто Доминго на Гаити, после возвращения - командор мерседаріїв в Прухильйо) развивалась светская театральная деятельность Тирсо в Толедо и Мад-риди.

В 1621 году Тирсо удалось напечатать «Толедские виллы», книгу, построенную по образцу «Декамерона» как сборник бесед (вилла в переводе «день»), В «Толедських виллах» Тирсо де Молина излагает свои взгляды на литературу и драматургию, защищает творчество Лопе де Веги. В сборник было включено комедию «Пристыженный во дворце», рассказ «Три осмеянных мужчины» и другие произведения.

Вместе с тем над драматургом нависла угроза. В 1624 году на него было заведено дело, а в 1625 году было подготовлено решение запретить Тирсо писать светские произведения и «сослать его в отдаленнейший монастырь ордена» за скандал, вызванный комедиями, которые он писал в светском тоне, возбуждая дурные наклонности и предоставляя аморальных примеров и т.д.

Для Тирсо настала пора блужданий, но он все же продвигался орденской иерархии и писал пьесы - злые и оппозиционные. Кроме книги «Развлекательное поучения» (1639), которая в более благочестивому духе продолжала «Толедские виллы», в течение 1627 - 1636 годов выходят из печати 5 частей «маэстро Комедий Тирсо де Молины», якобы подготовленных племянником поэта. Самые смелые драмы требовали особой осторожности. Например, «Севильский озорник» был отдан на волю безответственных пиратских издателей, печатавших его сначала в «Второй части комедий Лопе де Веги и разных авторов» (1630), а потом под именем Кальдерона.

Тирсо де Молина уже в некоторых комедиях и фарсовых религиозных драмах 1610-х годов, которые положили начало маньєристській и барочной тенденции в испанском театре, в 30-х и 40-х годах не шел путем Кальдерона и театра барокко, а в основном сохранил ренессансную художественную структуру и ренессансный состав драмы.

Смерть драматурга в глухом Альмасанському монастыре, которая совпала с очередной полосой гонений против театра, была окутана молчанием.

Среди исторических драм, авторство которых доказана и не вызывает сомнения, Тирсо принадлежат «Антона Гарсия» (1623) и «В женщине благоразумие» (1630).

«Антона Гарсия» наряду с «Фуэнте Овехуною» входит в состав народно-революционных драм испанского «золотого века».

Комедии Тирсо сохраняют те особенности, которые уже не воспринимались в театре Лопе де Веги, включая языковые и стилистические черты, связанные с обращением к народной аудитории, однако в части из этих комедий меняется аспект изображения положительных героев и чувство любви.

В литературе Возрождения, напомним, утверждалось всемогущество любви. Любовь была атрибутом гармоничного человека, поднимало ее индивидуальность, воспитывали способность ценить взаимность и свободу чувств, учили воспринимать прекрасное.

У Тирсо любовь изображается несколько иначе. Хотя герои, а чаще героини комедий Тирсо, ради любви совершают сумасбродные поступки, во всем они руководствуются не только чувствами, но иногда (в большей степени, чем это допускала ренессансная норма поведения положительных героев) бытовыми принципами (брак), материальными интересами (приданое), а также своего рода азартными играми (попытки преодолеть препятствия, опередить других и т.д.). Это можно объяснить условиями реальной жизни. Любовь в комедиях Тирсо редко когда приводит к такого духовного переворота, как у героев действительно ренессансных произведений.

Перу Тирсо принадлежит широко известная и на сегодня комедия «Благочестивая Марта» (1615, выданная 1635). Ее трактовали как шарж на любовную историю Лопе и Мартой де Наварес и одновременно как комедию о лицемерии, которая предшествовала «Тартюфу».

Драма о Донжуана. (по - испански-дон Хуан) написана, вероятнее всего, в начале 1620-лет, не вошла в число книг, выданных Тирсо, но сохранилась в двух печатных вариантах. Более ранняя версия - «Севильский озорник, или Каменный гость» - впервые была напечатана в 1630 году под именем Тирсо, но в сборнике пьес Лопе и других авторов. Сокращенная версия, которая оставалась до 1878 года почти неизвестной (и не переводилась на русском языке), - была напечатана около 1660 года, на этот раз под именем Кальдерона. Она имела название «Долгий срок вы мне даете!». Нельзя с уверенностью утверждать, что хотя бы одна из этих версий представляет собой первоначальный вариант (редакцию) произведения, ведь оно потеряно.

«Севильский смутьян, или Каменный гость». Дон Хуан, сын придворного любимца, чувствует себя безнаказанным и откровенно признается в этом своему слуге Каталіону, который пытается несколько обуздать нрав своего господина. Кроме того, дон Хуан считает, что человек имеет достаточно времени для того, чтобы успеть покаяться, замолить свои грехи. Трижды он прогневляет Бога своими поступками. Появление каменной статуи воспринимается им как высшая божественная кара за разврат. Каменная статуя олицетворяет два плана пьесы: социально-политический (критика фаворитизма) и философско-религиозный (человек перед Богом). С одной стороны, развратного смутьяна судит небо, с другой - общество.

К королю приходят знеславлені родственники и требуют публично осудить «баламута»: король вынужден осудить дона Хуана, выступив таким образом против других дворцовых любимцев.

Обличительный пафос пьесы требовал от драматурга незаурядной отваги, ведь подобная трактовка драматического конфликта грозило существованию незыблемых законов, по которым жили тогдашние аристократы.

Новаторство Тирсо де Молина заключается в том, что он первым подал в литературе образ Донжуана, что приобрел черты «вечного образа». Вспомним, «вечные образы» - это литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и изображенной в них исторической эпохи; содержат в себе неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия. Возникая на конкретном историческом фундаменте, они концентрируют в себе вечные поиски человека своей першосутності, своего назначения, закарбовують существенные черты человеческой природы.

После Тирсо де Молина к образу Донжуана обращались Джильберта, Мольер, К. Гольдони, Гофман, Байрон, П. Мериме, а. пушкин, Леся Украинка, композиторы Моцарт, Даргомыжский, Штраус, однако именно образ Донжуана, созданный Тирсо де Молина, был в наибольшей степени приближенным к религиоВНОй идеи многочисленных легенд о развратнике, в характере которого сочетались мистический эротизм, пренебрежение к людям, наконец, отчаяние.