ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

1. XVII век - «золотой век» испанской литературы

 

Испания XVII века почти ничем не отличалась от Испании предыдущего века.

Как и раньше, она оставалась страной иезуитов. Здесь с дикой жестокостью царила инквизиция. За XVI, XVII и XVIII века на кострах инквизиции было сожжено более 30 тысяч человек и около 300 тысяч брошены в тюрьмы.

Испанский король именовался «его католическим величеством». Огромная роль церкви проявлялась не только в политической жизни страны, но и в экономике: церковь владела одной четвертой всей испанской земле. Внутри XVII века почти каждый 5 - 6 испанец носил одежду монаха или священника.

Если во Франции абсолютизм в период своего становления способствовал формированию нации, экономическому, политическому и культурному объединению сил народа, то в Испании этого не произошло. Королевская власть достигла лишь незначительного ограничение власти феодалов, взяла под свой контроль рыцарские духовные ордена, конфисковав их огромные земельные наделы.

В Англии и Франции королевская власть, внедряя политику меркантилизма (поощрения торговли и промышленности), способствовала экономическому росту страны. В Испании королевская власть, идя на уступки феодалам, проводила неблагоразумную политику в области внешней торговли, позволяя путем ввоза иностранных товаров подрывать основы собственного производства.

Золото рекой лилось из американских колоний на территорию Пиренейского полуострова. Золото стало для Испании коварным даром богов.

Гибель «Непобедимой Армады» (всего испанского флота) вблизи берегов Англии в 1588 году окончательно подорвала военную мощь страны. Начались волнения в испанских колониях.

С карты страны исчез целый ряд населенных пунктов. Все население Испании за короткий промежуток времени с конца XVI и до середины XVII века уменьшилось на два более миллиона человек.

Резко сократилось производство.

Социальный и национальный давление, осуществлялся дворянством при поддержке правительства и церкви, стал причиной ряда народных восстаний.

Католическая церковь, которая объединяла в себе духовное ярмо народа с самыми изощренными формами репрессий, стала в Испании руководящим инструментом реакции, орудием беспощадного подавления революционного протеста масс.

В XVII веке Испания - второстепенная страна Западной Европы. Ее прежнее могущество отошла в прошлое.

Действительной власти король уже не имел.

Философская мысль Испании была проникшейся мистикой и пессимизмом.

Однако художественная литература Испании того периода чрезвычайно богата. Испанский Ренессанс слегка опоздал. В то время, как в Италии, Франции лучшая пора Возрождения уже прошла, в Испании, которая накапливала свои культурные силы, этот расцвет только начинался.

В испанской литературе XVII века можно выделить три художественных направления: ренессансный реализм, который возглавлял могучий гений Лопе де Вега, классицизм, пред-ставленный творчеством некоторых ученых - поэтов и поддерживаемый университетами, и барокко, высшим выражением которого было творчество Педро Кальдерона.

Следует отметить, что классицизм в Испании не прижился.

Ренессансный реализм, который сочетал в себе художественный опыт античной культуры с национальными художественными традициями испанского народа, представлял собой в первой половине XVII века мощнейший, глубоко народное художественное направление в Испании.

Наибольший расцвет национального гения в эпоху Возрождения проявился в творчестве Сервантеса, в драме Лопе де Берн и национальном театре «золотого возраста».

Театр позднего Возрождения (1580 - 1620-е годы) и следующей литературной эпохи - XVII века - в Испании представлял собой действо огромного масштаба. В то время когда светская и церковная верхушка неуклонно вели страну к катастрофе, в театрах Испании ежедневно, кроме постов, некоторых праздников и недель траура, жила и утверждалась гуманистическая модель мира.

Существовали две Испании; с точки зрения исторической перспективы «Испания сцены», которая воплощала надежды народа, всю полноту национального характера, что сохранила все это для будущего, была гораздо более реальной, чем государство Габсбургов, что уже погибала, то есть «Испания - тюрьма».

Войдя в театр, испанский простолюдин, бедный идальго или затравленный преследованиями и угрозами інквізиційної расправы гуманист становились свободными. И не только на то время, пока увлечен действием зритель стоял в коралле. Театр помогал сохранить достоинство, жить, бороться. Он противостоял официальной церкви. Феодально-церковной, лживой морали ежедневно противодействовала гуманистическая мораль: и люди мечтали, любили соответствии с ее принципами, стремились жить согласно заповедям Лопе де Веги и Тирсо де Молина, а не за Лойолой, Павлом IV и Филиппом II.

Испанский театр «золотого века» активно утверждал гуманистический склад жизни, гуманистического героя; боролся комедией больше, чем трагедией. Национальный театр был глубоко лиричным. Известные драматурги были поэтами в прямом смысле этого слова. Лопе де Вега до 50 лет полностью не осознавал того, что он поэт - драматург.

Вполне понятно, что Испания усиливала давление на театр. В самих бусах были перегородки для разных слоев населения - партер для тех, кто должен был стоять; отдельная галерея для женщин, ложи для знати; существовали придворные театры. Пьесы проверялись, становились уродливыми после ряда изменений, запрещались церковной цензурной; актеры и драматурги нацьковувались в проповедях, книгах и брошюрах.

Хотя реакция и достигла таким образом определенных результатов, она не могла покорить театральное искусство полностью. Поэтому Филипп II и наиболее последовательные деятели Контр-реформации стояли за полную, абсолютную запрет театра, как светского, так и духовного. Трижды за 100 лет королевский правительство запрещало театр: в 1598, 1646 и 1665 годах, но каждый раз он терял контроль над состоянием этого вида искусства в стране и отступал.

Национальная драма осталась непобедимой в идеологическом двоевластии, но условия жизни и творчества драматургов при таких обстоятельствах были тяжелыми, угроза страшных наказаний - вполне реальной.

Поэтому зритель или читатель XXI века, знакомясь с пьесами Лопе де Веги, должен помнить, что драматург впервые и вопреки всем реализовал победу национального ренессансного театра на территории всей Испании.