ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

Странных много в мире чудес, самое удивительное из них - человек...

Софокл

Все на свете имеет свои истоки: дерево - корень, река - источник, человек - детство. Однако, если жизнь человека измеряется десятками лет, то жизнь человечества - тысячелетиями. «Детством» человечества считают отдаленные во времени древние эпохи, которые называют эпохой Античности (от лат, antiquus - древний). Литература же, созданная в те времена, называется античной литературой. В широком понимании словосочетание «античная литература» означает древнюю литературу разных народов: шумерскую, китайскую, индийскую или египетскую. Однако в цивилизованном мире это понятие обычно употребляется в более узком и буквальном смысле. Античной литературой называют литературу Древней Греции и Древнего Рима. Этот факт свидетельствует об авторитете и большое значение упомянутых народов в истории человечества, прежде всего - Европы.

Древнегреческая литература охватывает огромный промежуток времени: от XVI в. до н. э. (появление первых фольклорных памятников) до 476 г. н. э. (условная дата падения Рима, под власть которого Эллада попала бл. II в. до н. э.). После 476 г. в Европе начинается эпоха Средневековья с принципиально иной, чем античная, культурой и литературой.

Сейчас в культурном обращения является преимущественно произведения греков и римлян. Известно также немало выдающихся литературных памятников других древних народов, скажем, шумерский эпос о Гильгамеше или древнеиндийские Веды. Однако они интересуют преимущественно специалистов-филологов, а обычного современного человека привлекают именно эллинская и римская литературы. Вспомним хотя бы ряд недавно снятых фильмов по Гомеровим эпосом («Одиссей», «Троя»). В чем же причины, где истоки такого авторитета античной литературы? Или только в художественной совершенства (а она неоспорима!) произведений греков и римлян, или в чем еще? Конечно, исчерпывающей и единственно правильного ответа на этот вопрос дать невозможно, но ее поиск помогает лучше понять суть проблемы.

Прежде всего эллинам присуще внимание к человеку, его внутреннему миру и тому, что ее окружает. А изображение духовной жизни человека всегда интересовало, интересует и будет интересовать читателя, делает античные произведения актуальными для любой эпохи. Поэтому внимание и уважение к человеку, как ее внутреннего мира, так и мира, в котором она живет, является огромной заслугой античной литературы.

У истоков эллинской литературы стоит загадочная и величественная фигура Гомера, полулегендарного эпического певца (аеда). Ему приписывают авторство поэм «Илиада» и «Одиссея». Казалось бы,

раВНОобразие тончайших человеческих чувств и переживаний в строгом героическом эпосе воспроизвести невозможно. Однако даже в «найбатальніших» сценах Гомер не забывает сказать «крылатое слово» о души и сердца своих героев. Так, убив Гектора, Ахилл чувствует не ожидаемую радость от победы над самым могущественным врагом, не удовольствие от наконец осуществленной мести, а грусть по погибшим другом: «...Почему же теперь так этим мое милеє сокрушается сердце? / В судах лежит неоплатний друг, непохований, мертвый, / Друг, мой Патрокл, которого мне не забыть, пока Я живу жив и мои еще шевелятся ноги». Тонким психологизмом отмечена также сцена «Приам у Ахилла», когда оба одновременно плачут, но по разным причинам: Ахилл - вспомнив своего убитого друга Патрокла и старого отца, которого ему (он это знает) больше не суждено увидеть, а Приам - своих убитых под Троей детей.

Чрезвычайной популярности Гомеровых поэм способствует также их гуманистический пафос, в частности - сочувствие человеческому горю и осуждение войны. Некоторые удивятся: как можно создавать героический эпос, где воспевали ратные подвиги, и одновременно осуждать войну? Но Гомеру это удалось. Более того, он это делал устами найвойовничішого героя - Ахилла, который говорит своей матери Фетиде: «Пусть же погибнет навек между людей и богов вражда /1 гнев, и умных не раз к злой приводит умопомрачения».

Еще одной причиной всемирной популярности античной литературы является ее философичность. Достижения эллинской философии являются неоспоримыми, достаточно вспомнить имена Сократа и Платона, Гераклита и Пифагора, Эпикура и Демокрита, Диогена и Аристотеля. Да и само слово «философия» греческого происхождения и означает буквально «любовь к мудрости, знаний». Так, всемирной славы зажили крылатые выражения эллинских философов: «Познай самого себя», «Сдерживай гнев», «В многолюдности нет добра», «Ручайся только за себя», «Главное в жизни - финал», «Ничего слишком», «Мера превыше всего». Поэтому не удивительно, что и эллинская литература глубоко філософічною. Так, мысль о необходимости не терять чувство меры (см. две последние из приведенных афоризмов) как в радости, так и в несчастье, находим в стихи Архилоха: «Сердце, сердце!Беды ярости отовсюду тебя огорчают пустые - /Ты же отважно защищайся, с врагами позмагайсь. Радость есть - не радуйся слишком, есть несчастье - не грусти / Сверх меры. Умей познать изменения в человеческой жизни».

Еллінській литературе присуща раВНОобразная проблематика: от призыва к стойкости и несокрушимости в обороне родины (Тирта) к проповеди наслаждения жизнью, присущей творчества Анакреонта. А тончайшим психологом была Сапфо, которая умела играть почти неуловимые движения души человека. Взлетом человеческого духа считается эллинская трагедия (слово «трагедия» тоже греческого происхождения). Творчество афинян Эсхила, Софокла и Еврипида приходится на золотой век древнегреческой литературы (V в. до н. э.). Так, образ непокорного титана Прометея (трагедия Эсхила «Прометей прикованный»), который бросил смелый вызов несправедливой власти Зевса, «мучался, мучался, но не каялся», впоследствии вдохновлял многих писателей и миллионы борцов против национального, социального и любого другого гнета.

Как видим, эллины оставили весомую наследство во всех трех родах литературы: эпосе, лирике и драме (и эти слова греческого происхождения). Да и разделение литературы на роды разработан уже упомянутым эллинским ученым Аристотелем (IV в. до н. э.).

Популярности античной литературы способствовало и то, что древнегреческий и латинский языки были языками межнационального общения. Поэтому художественные тексты, созданные этими языками, могли воспринимать различные народы Европы, Африки и Азии. Сначала Эллада распространила свою говор на значительные территории собственных колоний, в т. ч. и на нынешние украинские земли в Северном Причерноморье. Руины древних эллинских городов Ольвии или Херсонеса можно сейчас увидеть не только во время экскурсий по Причерноморью, но и на украинских гривнах. Существуют неоспоримые доказательства того, что жители Ольвии (ныне - Очаковский р-н Николаевской обл.) знать текст поэм Гомера. А потом войско Александра Македонского распространило греческий язык и культуру от Африки до Индии (т. н. еллінізація). Впоследствии Рим покорил огромные территории от Африки до уже упомянутой Ольвии и от Британских островов до Палестины. Конечно, все народы Римской империи пользовались латынью. А потом, от 476 до 1453 г. (год падения Константинополя) в огромной Византийской империи, соседке Киевской Руси, царила греческая речь. И теперь мы используем два алфавита: кириллицу (от греков Кирилла и Мефодия) и латынь, которой, например, выписывают лекарственные рецепты. Существует много латиномовних афоризмов: «nota bene»(«занотуй хорошо»); « Vini,vizi, vedi»(«Пришел, увидел, победил» - изречение Цезаря) и др.

...Совсем не такими, как утонченные эллины, были новые обладатели истории - римляне. Город-крепость на похожем на сапог Апеннінсько - м полуострове постепенно подмяло под свой «сапожок» (латин, калигулу) полмира, в том числе и некогда гордую и независимую Элладу. Казалось, что поющая эллинская речь навсегда уступит резкой, похожей на военные команды, латыни.

В литературной области непохожесть этих народов наиболее ярко воплотилась в их отношении к театру и драматургии. Так, зрители в эллинском театре не любили наблюдать за сценами насилия, слишком убийства. Такие эпизоды ставили за пределами орхестры (ныне - сцена), а оцепенение и ужас публики поддерживались с помощью чисто театральных приемов: из-за скене (ныне - кулисы, декорации) до зрителей выносили намазан красной краской, словно кровью, меч или хор сообщал, что кого-то из героев убиты. А вот в римском Колизее публика была другой. Она приходила посмотреть именно на сцены насилия, прежде всего ее интересовали смертельные бои гладиаторов, а более всего - настоящая кровь.

Древнегреческий театр был чрезвычайно влиятельным средством воспитания граждан. Государство даже доплачивала деньги (теорикон) небогатым гражданам, чтобы те могли посещать спектакли. В Риме же отношение к театру было противоположным и он превратился в место развлечения. В Элладе ведущую роль играла трагедия, а в Риме - комедия, ведь трагедия заставляла думать, а не отдыхать. А думать плебс не любил и не хотел. «Хлеба и зрелищ!» - было его девизом.

К тому же римские комедиографы откровенно признавались, что после греков в драме ничего нового не скажешь, и им только и оставалось, что брать начало комедии в грека Аристофана, а конец - у грека Менандра. Юлий Цезарь, сравнивая выдающегося римского драматурга Теренция с эллинским комедіографом Менандром, назвал своего земляка «полу-Менандром». Много позаимствовал у Гомера Вергилий, «Энеида» обраВНО можно назвать «одиссеей» странствий Энея и «илиадой» его сражений. А выдающийся римский поэт Гораций в своей оде «Аси Еlроmеn» («К Мельпомене», которую иногда условно называют «Памятником») самым выдающимся своим достижением назвал то, что «впервые сумел составить по-итальянски еолійські песни». «Еолійські песни» - это поэзия древнегреческой поэтессы Сапфо, созданная на еолійському диалекте. Итак, наибольшей заслугой Горация, по его признанию, является то, что он, римлянин, сумел достичь высоты ее поэтического мастерства. Как говорили римляне: «Supienti sat» («Умному достаточно»),

В Элладе к театру шли всей семьей на целый день, беря с собой еду и напитки. Никому и в голову не приходило оставить спектакль до ее окончания. Греки так серьеВНО относились к постановкам, что во время премьеры трагедии Эсхила «Персы» мужчины в патриотическом порыве хватались за мечи. А спартанцы, эти суровые воины, которые наживались на продаже пленников, могли отпустить пленного афінянина без всякого выкупа, если тот рассказывал им хотя бы один новый строка из трагедии Еврипида. Зато в Риме было совсем не удивительным то, когда зрители могли среди комедии уйти даже при драматургу, если рядом разворачивались «интересные» для них кулачные или медвежьи бои... Поэтому римские драматурги, прекрасно зная «уровень» своей публики, в соответствующих местах своих произведений писали: «А сейчас можете поаплодировать». Подобные надписи сохранились до наших дней.

Казалось, что наступили «темные века» сплошного невежества, необразованности, презрения к интеллекту, культуры и литературы. Слова «грек» и «ученый» в Риме приобрели матерного содержания...

Однако что это? Сам римский император Марк Аврелий писал стихи... на греческом языке! Даже ужасный Нерон, имя которого стало символом произвола и жестокости, благосклонно относился к греческой культуры. Лучше Горация не скажешь: «Греция, покорена диким воином, его покорила, / Лацій суровый сроднила с искусством...» Римляне покорили греков силой оружия, а греки римлян силой искусства.

Но прошло время, и поспело «золотая гроздь» римских поэтов: Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Именно они доказали человечеству, что в известном афоризме «Roma - caput mundi» («Рим - глава мира») слово «председатель» стало наконец означать не только «административный центр самого могущественного государства», но и «центр всемирной культуры».

Могучее дерево европейской цивилизации глубоко и прочно укоренено в греко-римском культурном почве, и для лучшего понимания того, какими его плодами живимось мы и живитимуться наши потомки, надо как можно лучше знать особенности этого богатейшего «почвы» - античной культуры и литературы.

Главной же заслугой литературы и культуры как греков, так и римлян, является внимание к человеку, его внутреннего мира и места в мире, что его окружает.

Поэтому, если нужно было бы подобрать эпиграф ко всей античной литературы, то им могли бы стать строки из трагедии Софокла «Антигона»: «Странных много в мире чудес, самое удивительное из них - человек...» Недаром же во многих хрестоматиях мира они называются «Гимн человеку».