ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

 

Художественная литература в ХІХ веке

 

В XIX в. художественная литература стала общепризнанной королевой искусств. Однако не все ее роды и жанры были в одинаковом положении. Если эпоха романтизма (1820-1830-е годы) отмечена господством лирики, то для эпохи реализма (1830-1860-е годы) характерно доминирование эпоса, особенно социального романа. Конечно, были попытки применить лирику в художественной системе реализма. Это, например, гражданская лирика Николая Некрасова, где, как и в реалистическом романе, поднимались острые общественные проблемы. Однако магистральная линия развития лирики пролегала не на реалистичных территории. Поэты стали первыми прокладывать новые, модерновые пути в литературе. Эти поиски получили обобщенное название - модернизм. Выдающимся поэтом-новатором XIX в. стал американец Уолт Вит - мен. В его стихах словно чувствуется дыхание следующего ХХ ст. Даже не верится, что почти одновременно с Вітменом творили реалисты Некрасов и Шевченко. Кажется, что эти два типа творчества имеет разграничивать минимум несколько сотен лет.

Едва ли не самым ярким явлением раннего модернизма второй половины XIX в. была поэзия французского символизма, предвестником которого стал поздний романтик Шарль Бодлер. Наивысшим взлетом французского символизма была лирика Поля Верлена и Артюра Рембо. Их произведениям присущи непроясненность и многозначность содержания, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания. Впоследствии, преимущественно в начале ХХ ст., от французов символизм перешел «по наследству» к русским (Д. Мережковский, С. Гиппиус, А. Блок и др.).

Если вести речь о драме в ХІХ ст., то нужно признать, что театр, которому уже на протяжении почти века вообще пророчили гибель, оказался на обочине культурного процесса. Так, произведения гениального Уильяма Шекспира в Европе постепенно начали терять оригинальность. Ни одна провинциальная труппа не оставляла своим вниманием пьесы великого англичанина, поэтому они превратились в театральные штампы, выполняемые с чрезмерной экзальтацией.

Показательным является то, что писатели-реалисты едко высмеивали подобные сценические шаблоны в исполнении бездарных актеров, изображали их скептическое восприятие зрителями. Английский романист XIX века. Чарльз Диккенс иронически изобразил вульгаризацию трагедии «Гамлет»: «Только этот нерешительный принц спросит что - нибудь или выскажет сомнение, как публика вдруг бросается ему на подмогу. Вот, например, на вопрос: “терпеть молча тяжелые удары навесной судьбы?” - одни стали кричать в ответ “да”, другие “нет”, а другие, не имея определенного мнения, призвали определить это жеребьевкой, - одно слово, создался целый дискуссионный клуб» («Большие надежды»).

Законы моды в тогдашнем театральном мире диктовала Франция с ее «школой здравого смысла», которая возникла как оппозиция к романтической пьесы с ее необычным героем, сильной личностью, тираноборством и уславленням свободы. Ее герои - обычные люди, решают свои насущные проблемы. Среди писателей, которые отстаивали принципы «школы здравого смысла», можно назвать Ф. Понсара, Е. Ожьє, О. Е. Скриба, А. Дюма-сына. Они обращали внимание на разработку сценического действия и особенно на стремительное развитие интриги и живой, напряженный диалог, а также создание интересных образов сценических персонажей.

Театр и национальное самосознание народов

Театр всегда играл большую роль в общественной жизни. Достаточно вспомнить патриотические трагедии Эсхила, хлесткие комедии Аристофана, разоблачительные «высокие комедии» Мольера, народную драму Ф. Шиллера или «Ревизора» М. Гоголя. Однако во второй половине XIX в. театр стал выполнять роль проводника еще и определенных национальных идей, стал способствовать национальной самоидентификации народов. Прежде всего это было присуще Театра корифеев в Украине. Это характерно также для театра Норвегии, которая обрела независимость. Несмотря на всю самобытность национальных театров Украины и Норвегии, можно выделить некоторые их общие черты: крестьянская тематика и интерес к фольклору.

Подобной французской «школы здравого смысла» была английская «хорошо сделанная пьеса», ярким примером которой являются комедии Оскара Уайльда. Снова стала популярной подзабытая романтиками комедия. Некоторое время она даже доминировала на европейской театральной сцене (например, «Стакан воды» В. Е. Скриба). Популярными были также мелодрамы («Дама с камелиями» А. Дюма-сына) и водевили (О. Е. Скриба, Е. Лабиша).

Однако классицистическая и романтическая пьесы не исчезали. Последняя даже имела определенный успех, прежде всего в творчестве Е. Ростана («Сирано де Бержерак»), в немецких драматургов, в Норвегии в контексте «национального романтизма» в ранних пьесах Генрика Ибсена.

Не игнорировал театральную сцену и новый хозяин литературного олимпа - реализм. Показательной в этом отношении была реалистическая пьеса, признаки которой сформировались в творчестве первого русского профессионального драматурга Александра Островского, который смог предоставить тривиальном конфликта внутри «любовного треугольника «муж - жена - любовник» масштабов социального обобщения (драма «Гроза»). Любимыми героями Островского стали купцы - живоїди, для которых в этом мире существует один бог по имени «деньги, капитал». Поэтому основной конфликт в пьесах Островского сводится к проблематике: человек и деньги, человек и его право быть личностью. Его произведения имеют ярко выраженный социальный характер, что является признаком общей литературной тенденции той эпохи.

Однако где-то в середине века писатели начали осознавать необходимость поиска новых путей развития литературы. Впервые описавший это в критических статьях Шарль Бодлер. Его призыв творить новую (модерна) литературу нашел отклик прежде всего в тех родах литературы, которые переживали во второй половине XIX в. не лучшие времена. Это драматургия, а также лирика. Так, граница между предыдущим и новым (современным) искусством драматургии стала натуралистическая драма, которая благодаря ранним произведениям Г. Гауптмана («Перед восходом солнца») достигла европейского уровня.

Разрабатывали новую драму и символисты. Здесь прежде всего необходимо упомянуть бельгийского драматурга Мориса Метерлинка (1862-1949). Его концепция мира мистическая и символическая: за зримыми явлениями скрывается настоящий мир идей; намекнуть на его сущность - обязанность художника. Если в пьесах «школы здравого смысла» доминирует диалог за почти полного отсутствия монолога, то Метерлинк идет еще дальше - он разрушает диалог, создавая «театр молчания». В его творчестве выделяются две пьесы, противоположные по своим пафосом. Это «Слепые», где рассказывается о группе незрячих людей, которых привели на берег моря. Они ждут поводыря и не знают, что он - рядом, но мертвый. Вот-вот начнется прилив, который принесет им смерть. Гнетущее ожидание, молчание, повторение одних и тех же реплик навевают ужас и отчаяние.

Совсем иную тональность имеет пьеса «Синяя Птица». В ней рассказывается о детях, которые отправились на поиски Синей Птицы, символа Счастья. Дети его не нашли, но поняли, где именно надо искать. Персонажи пьес Метерлинка не имеют индивидуальной характеристики, это обобщенные образы-символы.

Однако настоящее возрождение театра во второй половине XIX в. связывают не с модернистским, а с реалистическим театром. И, прежде всего, с именами Г. Ибсена и А. Чехова. Они не только создают нового героя, нарушают новые темы и пытаются привлечь внимание к новым проблемам, но и реформируют саму форму театрального действия. Писатели создали пьесу-диалог, которую потом Бы. Шоу превратил в пьесу-дискуссию, где доминировала не внешнее, а внутреннее действие, что впоследствии стала подтекстом в произведениях А. Чехова.

Как уже говорилось, эпоха реализма отличалась доминированием эпоса, прежде всего социального романа. Однако во второй половине века господства реализма уже не было таким безоговорочным, потому появилось новое, модернистское искусство. Сначала ранний модернизм развился в лирике и драме, а впоследствии также в эпосе. Самым ярким из них стало развитие романа ранньомодерністської суток. Так, писатель Оскар Уайльд написал свое известное произведение «Портрет Дориана Грея», в котором сочетаются возможности интеллектуального романа (в частности, изложена его интерпретация концепции эстетизма) с произведениями массовой литературы, скажем, детективом.

Итак, XIX в. разворачивает перед нами грандиозную идеологическую, научную и художественную панораму: здесь нашлось место и классицизма, и романтизма, и реализма, а также зарождению явлений раннего модернизма. В эту историческую эпоху широкий круг осознал чрезвычайно важные понятия: «мировая литература», «мировой литературный процесс», «система искусств». Тогда же художественная литература стала «королевой искусств». Поэтому ХІХ ст. «дал цивилизацию и культуру всему человечеству», и не последнюю роль в этом сыграли мастера пера.