ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

НАРОДНАЯ СКАЗКА

(5 часов)

 

УРОК № 5

Тема. Сказка как жанр фольклора. РаВНОвидности сказок

 

Цель: ознакомить с понятием сказки как жанра фольклора, раВНОвидностями сказок, их выполнением и особенностями; развивать интерес к чтению сказок, связную речь учащихся, умение обосновывать свои утверждения; воспитывать стремление к познанию,самосовершенствованию.

Оборудование: сборники сказок народов мира, иллюстрации к ним; таблица «Виды сказок».

Теория литературы: народная сказка, ее раВНОвидности.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Вряд ли найдется среди нас кто-то, кто бы не любил слушать сказки, читать их, мечтать о волшебные вещи, сказочные приключения и чудеса. Это только на первый взгляд сказка - забава и развлечение для малышей. Даже взрослые могут найти в народных сказках много поучительного для себя. В этом мы убедимся, ближе познакомившись с этим видом устного народного творчества.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Эвристическая беседа

• Как вы понимаете, что такое сказка?

• Какие сказки вы учили в начальных классах? Читали самостоятельно?

• О чем чаще всего рассказывается в сказках?

• Какая ваша любимая сказка? Почему?

 

2. Отгадайте, о какой сказке говорится в шутливых вопросах

• В какой народной сказке хитрый и независимый герой от всех убежал, а перехитрила его только Лисичка? («Колобок»)

• В какой сказке рассказывается о овощ, вырос очень большим и этим принес много хлопот хозяевам? («Репка»)

• В какой сказке домашняя птица уладил вреде домашнего грызуна и обогатил своих хозяев? («Курочка Ряба»)

• В какой сказке печь служила герою автомобилем? («По щучьему велению» )

• Какая из земноводных животных в сказке имела титул царевны? («Царевна-лягушка» )

 

IV. Восприятие и усвоение нового материала

1. Самостоятельное чтение (или чтение вслух) статьи учебника о народную сказку (С. 20-21 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 29-30 - по учебнику Е. Волощук)

 

2. Записи в литературоведческих виде словариков

Сказка - один из жанров фольклора, повествовательный произведение о вымышленных, фантастические события, которые воспринимаются и переживаются как реальные.

 

3. Составление таблицы о видах сказок с приведением примеров

 

 

4. Слово учителя

- Сказки о животных считаются древнейшими, потому что раньше люди жили среди природы, поэтому их существование часто зависело от удачного или неудачного охоты на диких животных. Иногда животных даже боготворили, слагали о них легенды и сказки. Например, немало сказок сложено разными народами о лис.

Записи в литературоведческих виде словариков

Странствующие сюжеты - это общие, одинаковые истории, приключения, которые встречаются в фольклоре разных народов

- Звери в сказках часто олицетворяли какие-то человеческие типы и черты. Так, Волк - часто жестокий и грубый, Медведь - мешковатый, неповоротливый, Заяц - трусливый, лис - хитрый, Змея - хитрая, Осел - упрямый и т.д.

Записи в литературоведческих виде словариков

Аллегорией, или інакомовленням, называется такой художественный прием, когда какой-то один обобщенный образ передается с помощью другого, конкретного.

 

5. Выразительное чтение индийской народной сказке «Крашеный шакал» (С. 25 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)

 

6. Обмен впечатлениями о произведении

• Понравилась сказка, чем именно?

• Герой сказки негативный или позитивный? Заслуживает ли он сочувствия? Свое мнение обоснуйте.

• Какие детали указывают на то, что эта сказка принадлежит индийскому народу?

 

7. Выразительное чтение главы из «Романа о Ренара» - «Как Ворон украл у бабушки сыр и как Ренар добыл его от Ворона» (С. 29-31 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)

 

8. Эвристическая беседа

• К каким видам сказок относятся прочитанные произведения?

• Какие черты олицетворяют Шакал, Лис?

• С какими подобными сказками вы знакомы?

• Рассмотрите иллюстрации учебника и отгадайте героев.

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Прочитайте зашифрованное высказывание известного русского сказочника П. Бажова о значении сказки (пропущены гласные звуки)

С т р к с к п т р б н . В н и б г т т г д г г г г н л г и к к р с н н н с н д б т ь с п т м.

(Старая сказка нужна. В ней много того дорогого прошлого, которое полеВНО сейчас и понадобится потом.)

 

VI. Домашнее задание

Дополнить примерами таблицу «Виды сказок», прочитать самостоятельно по учебнику «Панчатантру», «Кто такой Лис Ренар» или другие разделы «Романа о Ренара» по выбору (С. 22-35 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; уроки Мудрого Попугая - по учебнику Е. Волощук, С. 24-30). Сообщения отдельных учеников (перевод сказок братьев Гримм, см. урок № 6).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Самым интересным на уроке для меня было...