I семестр
НАРОДНАЯ СКАЗКА
(5 часов)
УРОК № 5
Тема. Сказка как жанр фольклора. РаВНОвидности сказок
Цель: ознакомить с понятием сказки как жанра фольклора, раВНОвидностями сказок, их выполнением и особенностями; развивать интерес к чтению сказок, связную речь учащихся, умение обосновывать свои утверждения; воспитывать стремление к познанию,самосовершенствованию.
Оборудование: сборники сказок народов мира, иллюстрации к ним; таблица «Виды сказок».
Теория литературы: народная сказка, ее раВНОвидности.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Вряд ли найдется среди нас кто-то, кто бы не любил слушать сказки, читать их, мечтать о волшебные вещи, сказочные приключения и чудеса. Это только на первый взгляд сказка - забава и развлечение для малышей. Даже взрослые могут найти в народных сказках много поучительного для себя. В этом мы убедимся, ближе познакомившись с этим видом устного народного творчества.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Эвристическая беседа
• Как вы понимаете, что такое сказка?
• Какие сказки вы учили в начальных классах? Читали самостоятельно?
• О чем чаще всего рассказывается в сказках?
• Какая ваша любимая сказка? Почему?
2. Отгадайте, о какой сказке говорится в шутливых вопросах
• В какой народной сказке хитрый и независимый герой от всех убежал, а перехитрила его только Лисичка? («Колобок»)
• В какой сказке рассказывается о овощ, вырос очень большим и этим принес много хлопот хозяевам? («Репка»)
• В какой сказке домашняя птица уладил вреде домашнего грызуна и обогатил своих хозяев? («Курочка Ряба»)
• В какой сказке печь служила герою автомобилем? («По щучьему велению» )
• Какая из земноводных животных в сказке имела титул царевны? («Царевна-лягушка» )
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1. Самостоятельное чтение (или чтение вслух) статьи учебника о народную сказку (С. 20-21 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 29-30 - по учебнику Е. Волощук)
2. Записи в литературоведческих виде словариков
Сказка - один из жанров фольклора, повествовательный произведение о вымышленных, фантастические события, которые воспринимаются и переживаются как реальные.
3. Составление таблицы о видах сказок с приведением примеров
4. Слово учителя
- Сказки о животных считаются древнейшими, потому что раньше люди жили среди природы, поэтому их существование часто зависело от удачного или неудачного охоты на диких животных. Иногда животных даже боготворили, слагали о них легенды и сказки. Например, немало сказок сложено разными народами о лис.
Записи в литературоведческих виде словариков
Странствующие сюжеты - это общие, одинаковые истории, приключения, которые встречаются в фольклоре разных народов
- Звери в сказках часто олицетворяли какие-то человеческие типы и черты. Так, Волк - часто жестокий и грубый, Медведь - мешковатый, неповоротливый, Заяц - трусливый, лис - хитрый, Змея - хитрая, Осел - упрямый и т.д.
Записи в литературоведческих виде словариков
Аллегорией, или інакомовленням, называется такой художественный прием, когда какой-то один обобщенный образ передается с помощью другого, конкретного.
5. Выразительное чтение индийской народной сказке «Крашеный шакал» (С. 25 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)
6. Обмен впечатлениями о произведении
• Понравилась сказка, чем именно?
• Герой сказки негативный или позитивный? Заслуживает ли он сочувствия? Свое мнение обоснуйте.
• Какие детали указывают на то, что эта сказка принадлежит индийскому народу?
7. Выразительное чтение главы из «Романа о Ренара» - «Как Ворон украл у бабушки сыр и как Ренар добыл его от Ворона» (С. 29-31 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)
8. Эвристическая беседа
• К каким видам сказок относятся прочитанные произведения?
• Какие черты олицетворяют Шакал, Лис?
• С какими подобными сказками вы знакомы?
• Рассмотрите иллюстрации учебника и отгадайте героев.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Прочитайте зашифрованное высказывание известного русского сказочника П. Бажова о значении сказки (пропущены гласные звуки)
С т р к с к п т р б н . В н и б г т т г д г г г г н л г и к к р с н н н с н д б т ь с п т м.
(Старая сказка нужна. В ней много того дорогого прошлого, которое полеВНО сейчас и понадобится потом.)
VI. Домашнее задание
Дополнить примерами таблицу «Виды сказок», прочитать самостоятельно по учебнику «Панчатантру», «Кто такой Лис Ренар» или другие разделы «Романа о Ренара» по выбору (С. 22-35 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; уроки Мудрого Попугая - по учебнику Е. Волощук, С. 24-30). Сообщения отдельных учеников (перевод сказок братьев Гримм, см. урок № 6).
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Самым интересным на уроке для меня было...