ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ

 

УРОК 59

Тема. Генрих Белль «Путник, когда ты придешь в Спа...» Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения

 

Цель: показать антигуманный, противоестественный характер войны на основе описания судьбе искалеченного юноши-солдата; совершенствовать навыки работы над текстологічним анализом произведения; развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Учитель. Пожалуй, каждый человек, который только-только закончила школу, еще много раз будет вспоминать ее в подробностях, считая школу своеобразным мостиком перехода от детства во взрослую жизнь. Встреча со школой воспринимается как праздник, который помогает осветить причины многих событий твоей жизни.

Пересказ эпизода «Встреча юного солдата со своей гимназией». Выяснить, почему выбрана форма перевода от первого или от третьего лица. (От 1-ой - легче воспроизвести текст, но сложно пересказывать события от лица тяжелораненого)

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся

1. Беседа с элементами текстологического анализа

• Почему автор рассказывает именно о солдате-юноши, только что окончивший гимназию?

• Почему судьба приводит его именно в ту гимназию, где он учился?

• Докажите, используя текст, что именно гимназия учебно-воспитательный заведение, где много внимания уделяется формированию личности. (Картины и бюсты римских императоров, диктаторов, военных деятелей; имя носит гимназия; Медея, которая стала символом мести и слепого разрушения всего вокруг; табличка с именами павших; юноша воображает там надпись и о себе; даже текст для тренировки написания шрифтов взят из эпитафии про спартанцев.)

• Как вы считаете, в каком направлении шла речь формирования личности с помощью этой наглядности?

• Можем ли мы сказать, что все это действительно навсегда впечаталась в сердце юноши, в определенной степени повлияло на его личность? (С одной стороны, он пошел воевать, чтобы увидеть свое имя на доске павших, укарбоване в камень; с другой - понимает, что все гимназии укомплектованы одинаково. Он был бы обычным парнем, если бы из него не пытались сделать героя и супермена; он любил молоко и пробовал курить сигареты)

• Почему юноша не узнал родной гимназии? (Потому что его волновало два вопроса: как его ранили и где он; эти переживания отодвинули на второй план детские воспоминания)

• Вспомните, какие слова служат названием для рассказа. Можно сказать, что это название является в определенной степени символичным? Почему надпись оборваны полуслова?

• Прочитайте, каким увидел себя в стекле лампочки герой. Сколько описаний героя содержится в произведении? («Такой худенький, белый, узкий свиток марли, как будто причудливый, хрупкий кокон» и когда повязки размотали)

• Занимаются окружающие страданиями и ужасным психологическим состоянием этого юношу? Какие слова свидетельствуют, что к такому уже привыкли? («Остальные», «врач только пожал плечами»)

• Как вы считаете, что произошло с героем потом?

• Какую связь вы видите между описанием судьбе искалеченного, отчаявшегося войной героя и оборванной цитатой эпитафии?

• Как вы думаете, почему герой, попав в родной город, совсем не вспоминает о родителях, о родных?

 

2. Развитие речи

1) Задания по выбору

а) Вы - автор картины или коллажа по мотивам рассказа. Опишите цветной фон событий в рассказе. Какие цвета создают именно символику событий?

б) Вы - звукорежиссер радиовещания рассказы. Проанализируйте звуковой фон повествования.

2) Задания по группам (коллективное творчество)

Опишите послевоенную встречу учеников этого класса. Все они выбрали одинаковый путь?

Как вы считаете, что самое страшное в судьбе этого юноши?

К какому выводу вы можете прийти, если сравните его судьбу с судьбой героя стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом...»? Можно ли назвать персонажа рассказа Белля героем войны?

 

III. Подведение итогов урока

Учитель. Война - анти природное, антигуманное явление не только для конкретного человека, но и для всего человечества. Война ужасная особенно для юных, потому что скалічує не только тело, но и душу, отбирает мечты. Бессмысленная война, когда человек становится орудием в руках агрессивных политиков, пропаганда войны, военного духа - преступление. Когда человек защищает Родину, близких, ее гибель почетная, она достойна уважения.

Нельзя забывать о эти ужасные события, чтобы они не повторились.

 

IV. Домашнее задание

«Мой голос против войны» - сочинение-миниатюра или рисунок на эту тему.

Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (вступление и довоенная жизнь Андрея Соколова).

Подготовить сообщение о М. Шолохова (индивидуальное задание).