ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ

 

УРОК 58

Тема. Генрих Белль «Путник, когда ты придешь в Спа...» Осуждение ужасов войны в творчестве немца Белля. Герой «Путника...» как жертва войны

 

Цель: ознакомиться с содержанием произведения; совершенствовать навыки работы над текстологічним анализом произведения, показать роль детали, роль внутреннего монолога в раскрытии темы сочинения - осуждение ужасов войны; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи между разными видами искусства.

Оборудование: портрет Г. Белля; репродукция с картины П. Пи - кассо «Герника».

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Посмотрите внимательно на эту репродукцию (демонстрация «Герники» П. Пикассо).

 

image62

 

Худ. П. Пикассо. Герника

 

Какое настроение она у вас вызывает? Если бы, не называя предварительно автора и картину, вам предложили дать ей собственное название, как бы вы ее назвали?..

Автор этой картины Пабло Пикассо так нарисовал войну, ужас, который она принесла человечеству.

Читая книги про Великую Отечественную войну, мы привыкли, говорить о подвигах защитников Отечества, осуждать войну, которая несла гибель людям, разрушала города и села. Конечно же, одновременно с идеей войны мы осуждали захватническую армию, не вдаваясь в подробности, из кого она состояла и кто в нее попал.

Давайте попробуем посмотреть на Вторую мировую войну с другой стороны - глазами немецкого солдата, героя рассказа Г. Белля «Путник, когда ты придешь в Спа...»

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Прослушивание самостоятельно подготовленного учениками сообщение о Г. Белля

(Обратить внимание на события в его жизни, связанные со Второй мировой войной.)

2. Беседа по сообщению

• Как вы считаете, какими были его взгляды на войну?

• С чем была прежде всего связана эта война для рядовых немцев? (Политика Гитлера)

Обратите внимание на высказывание Г. Белля:

• «Солдатам - а я был солдатом - следует жаловаться не на тех, против кого их послали воевать, а только на тех, кто посылал их на войну»

• «Были героями все те, кто взывал, молился и проклинал в окопах, госпиталях, на лестницах и в подвалах, на грузовых машинах, на телегах, в желеВНОдорожных вагонах?.. Геройская смерть, которую им так щедро приписывают, - не более чем разменная монета политики, а следовательно, фальшивые деньги».

• Когда, защищаясь от нашествия персов, 300 храбрых спартанцев во главе с царем Леонидом погибли под Фермопилами, был составлен эпитафию, которая начиналась словами: «Путник, когда ты придешь в Спарту...» Как вы считаете, почему древняя эпитафия, посвященная героическим спартанцам, так начиналась?

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Работа над чтением текста

Задания по группам (отчет после прочтения):

1) Во время чтения текста отметить все, что касается пейзажа.

• Как пейзаж характеризует войну?

2) Отметить все, что касается интерьера.

• Какая основная задача интерьера в этом рассказе? (Моя или чужая гимназия?)

• Почему юноша не узнает родную гимназию?

3) Отметить все, что касается портрета героя, его физического состояния

4) Отметить те детали, свидетельствующие о психологическом состоянии героя.

 

2. Отчет по группам

 

3. Развитие речи

Продолжите предложения:

1) Не было затмения, потому что... (весь город охватил пожар)

2) Когда мертвецов оставили внизу, других понесли в зал рисования. Этих других назвали... (остальным).

• Почему именно такое слово использовано в произведении?

3) Юноша не мог подняться на локтях и опереться на правую ногу и считал, что... (их крепко примотали к туловищу)

4) Герою казалось, что он не в гимназии, что превратилась в госпиталь, а его принесли к... (музея мертвых).

5) В каморке школьного сторожа, где герой учеником пил молоко и курил сигареты, сейчас были... (мертвецы).

6) Бывший сторож гимназии Біргелер во время войны стал... (пожарным).

7) Пожарный неожиданно отнял казанка от губ героя, хотя тот еще не напился вволю, потому что... (воды всем не хватало).

 

4. Беседа с учащимися

• Что мы можем сказать о возрасте героя? Приведите строки из произведения.

• Какие два вопроса беспокоят героя, когда он ждет своей очереди в операционную? Почему они связаны между собой?

 

IV. Подведение итогов урока

(с использованием приема «Свободный микрофон»)

• Какое настроение вызывает этот рассказ?

• Можем ли мы назвать этого солдата врагом, захватчиком? Какое слово лучше всего характеризует его? (Жертва)

• Почему автор избирает героем именно юношу, который только-только вышел со школьной скамьи?

 

V. Домашнее задание

Пересказать эпизод «Встреча с родной гимназией» близко к тексту (можно от первого и от третьего лица).