ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

ТАКИЕ ОНИ, ДЕТИ МИРА

 

Урок 22

Тема. Рассказы, отрывки из повестей. Николай Носов «Фантазеры»

 

Цель: ознакомить учащихся с известным российским писателем и его произведением; учить воспринимать большие по объему произведения целостно, выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения, память, сообразительность, умение самостоятельно и творчески пересказывать прочитанное; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: карта мира; клише на доске «Я так думаю...», «Я считаю...»; анаграмма; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь улыбнитесь мне. Вот с таким хорошим настроением, доброжелательным отношением друг к другу мы и начинаем наш урок.

Давайте вспомним, какими должны быть ученики на уроке? (Внимательными, умными, организованными, послушными, активными)

 

II. Мотивация учебной деятельности

>> Игра «Переплутанка» (чтение анаграмм)

бусавто (автобус)

кокродил (крокодил)

линебиці (небылицы)

нняваре (варенье)

стиплипере (переплыть)

зиморово (мороженое)

шешбре (врешь)

давпрощиця (продавщица)

 

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы прочитаем очень интересный отрывок из рассказа русского писателя Николая Носова «Фантазеры» про двух мальчиков, которые очень любили придумывать необыкновенные истории, будем коллективно обсуждать прочитанное и высказывать личные соображения, проведем дискуссию по некоторым вопросам из произведения.

 

IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с жизненным и творческим путем поэта

- Известный российский детский писатель Николай Носов родился в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где он учился в гимназии. В школьные годы увлекался музыкой, химией. Учился в Киевском художественном институте, затем - в Московском институте кинематографистов. Почти 20 лет работал режиссером на студии мультфильмов и одновременно писал произведения для детей.

Как рассказывал сам Носова, в литературу он пришел случайно: подрастал его сын, и нужно было рассказывать все новые и новые сказки, разные забавные истории для него и его приятелей-дошкольников.

Первые рассказы М. Носова были написаны весело, с юмором. Они сразу стали чрезвычайно популярными среди юных читателей. Дети до сих пор с увлечением читают книги «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей» и другие. Герои этих произведений - находчивые, любознательные, непоседливые мальчишки, которые довольно часто попадают в комические ситуации.

2. Выразительное чтение текста по схеме «учитель + ученики»

3. Словарная работа

4. Литературный диктант (работа в тетради)

- О чем разговаривали Мишутка и Стасик?

- Как вы считаете, почему Игорь не смог рассказать свою выдумку ребятам?

- Почему Мишка и Стасик, которые сами любили придумывать, назвали Игоря лжецом?

- Можно ли считать Мишутки и Стасика добрыми, справедливыми ребятами?

- А пробовали ли вы рассказывать небылицы? Как к этому относились ваши знакомые?

5. Выборочное чтение

- Найдите и зачитайте эпизод, где друг ребят Игорь перехитрил свою маму и сестру.

- Прочитайте, какая из их выдумок вам больше всего понравилась?

6. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу «Я так думаю»

>> Работа в группах

Участниками дискуссии являются все учащиеся класса, которых учитель объединяет в две группы.

1-я группа доказывает, что выдумки ребят - это небылицы, а не ложь.

2-я группа доказывает, что их друг поступил очень плохо.

Учитель является ведущим во время этой дискуссии, он контролирует ход дискуссии, оценивает участие каждого.

7. Работа в парах

- А теперь пофантазируйте! Повернитесь друг к другу и вспомните смешной случай из вашей школьной жизни, можете дополнить его небылицами.

 

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Обучающая игра «Добавь следующее»

Ученик называет слово, которое ребята использовали в своих небилицях, и передает эстафетную палочку соседу. Тот вспоминает еще одно слово и передает дальше.

Например:

большой,

большой, малый,

большой, малый, Африка...

Учитель следит за тем, кто из учеников запомнил больше слов из текста.

2. Работа в тетради

 

VI. Итог урока

- Кто автор рассказа, с которым мы сегодня познакомились?

- Покажите на карте страну, в которой жил и работал Николай Носов.

- Чему учит нас этот рассказ?

- Почему честность и справедливость являются основными в поведении каждого человека?

Задача для эрудитов

- Прочитайте самостоятельно произведение этого автора «Карасик» и поделитесь с нами своими впечатлениями от прочитанного.