3 КЛАСС
ТАКИЕ ОНИ, ДЕТИ МИРА
Урок 22
Тема. Рассказы, отрывки из повестей. Николай Носов «Фантазеры»
Цель: ознакомить учащихся с известным российским писателем и его произведением; учить воспринимать большие по объему произведения целостно, выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения, память, сообразительность, умение самостоятельно и творчески пересказывать прочитанное; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карта мира; клише на доске «Я так думаю...», «Я считаю...»; анаграмма; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь улыбнитесь мне. Вот с таким хорошим настроением, доброжелательным отношением друг к другу мы и начинаем наш урок.
Давайте вспомним, какими должны быть ученики на уроке? (Внимательными, умными, организованными, послушными, активными)
II. Мотивация учебной деятельности
>> Игра «Переплутанка» (чтение анаграмм)
бусавто (автобус)
кокродил (крокодил)
линебиці (небылицы)
нняваре (варенье)
стиплипере (переплыть)
зиморово (мороженое)
шешбре (врешь)
давпрощиця (продавщица)
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы прочитаем очень интересный отрывок из рассказа русского писателя Николая Носова «Фантазеры» про двух мальчиков, которые очень любили придумывать необыкновенные истории, будем коллективно обсуждать прочитанное и высказывать личные соображения, проведем дискуссию по некоторым вопросам из произведения.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с жизненным и творческим путем поэта
- Известный российский детский писатель Николай Носов родился в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где он учился в гимназии. В школьные годы увлекался музыкой, химией. Учился в Киевском художественном институте, затем - в Московском институте кинематографистов. Почти 20 лет работал режиссером на студии мультфильмов и одновременно писал произведения для детей.
Как рассказывал сам Носова, в литературу он пришел случайно: подрастал его сын, и нужно было рассказывать все новые и новые сказки, разные забавные истории для него и его приятелей-дошкольников.
Первые рассказы М. Носова были написаны весело, с юмором. Они сразу стали чрезвычайно популярными среди юных читателей. Дети до сих пор с увлечением читают книги «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей» и другие. Герои этих произведений - находчивые, любознательные, непоседливые мальчишки, которые довольно часто попадают в комические ситуации.
2. Выразительное чтение текста по схеме «учитель + ученики»
3. Словарная работа
4. Литературный диктант (работа в тетради)
- О чем разговаривали Мишутка и Стасик?
- Как вы считаете, почему Игорь не смог рассказать свою выдумку ребятам?
- Почему Мишка и Стасик, которые сами любили придумывать, назвали Игоря лжецом?
- Можно ли считать Мишутки и Стасика добрыми, справедливыми ребятами?
- А пробовали ли вы рассказывать небылицы? Как к этому относились ваши знакомые?
5. Выборочное чтение
- Найдите и зачитайте эпизод, где друг ребят Игорь перехитрил свою маму и сестру.
- Прочитайте, какая из их выдумок вам больше всего понравилась?
6. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу «Я так думаю»
>> Работа в группах
Участниками дискуссии являются все учащиеся класса, которых учитель объединяет в две группы.
1-я группа доказывает, что выдумки ребят - это небылицы, а не ложь.
2-я группа доказывает, что их друг поступил очень плохо.
Учитель является ведущим во время этой дискуссии, он контролирует ход дискуссии, оценивает участие каждого.
7. Работа в парах
- А теперь пофантазируйте! Повернитесь друг к другу и вспомните смешной случай из вашей школьной жизни, можете дополнить его небылицами.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Обучающая игра «Добавь следующее»
Ученик называет слово, которое ребята использовали в своих небилицях, и передает эстафетную палочку соседу. Тот вспоминает еще одно слово и передает дальше.
Например:
большой,
большой, малый,
большой, малый, Африка...
Учитель следит за тем, кто из учеников запомнил больше слов из текста.
2. Работа в тетради
VI. Итог урока
- Кто автор рассказа, с которым мы сегодня познакомились?
- Покажите на карте страну, в которой жил и работал Николай Носов.
- Чему учит нас этот рассказ?
- Почему честность и справедливость являются основными в поведении каждого человека?
Задача для эрудитов
- Прочитайте самостоятельно произведение этого автора «Карасик» и поделитесь с нами своими впечатлениями от прочитанного.