ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 57

Тема. Тайны золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)

 

Цель: вызвать интерес к произведению-детектива, проверить знание текста повести «Золотой жук» в игровой форме, проводить литературные параллели; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать стремление постоянно развивать свои интеллектуальные способности.

Оборудование: текст повести Е. По «Золотой жук», карточки с ключевыми словами, зашифрована тема, карточки для редактирования, фотография жука-скарабея, изображение обложек книг Е. По.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

- Дома вы прочитали повесть Е. По «Золотой жук». Сегодня мы проведем урок-беседу по содержанию этого произведения. Но мы не можем начать разговор, не зная ее темы, потому что она зашифрована. Кто сможет разгадать эту загадку?

 

 

- А теперь расположите листы на доске так, чтобы тему было хорошо видно (опустите ниже листы со слогами). Итак, тема урока звучит так: «Тайны золотого жука». А целью нашего урока будет разгадывание всего, что скрывал золотой жук.

 

II. Изучение нового материала

1. Рассказ о писателе

- Какие интересные факты из жизни писателя вам известны?

• Не потерпел славы при жизни.

• Не был счастливым в личной жизни, был бедным.

• В США существует премия имени Е. По, которую присуждают за лучшее детективное повествование.

• Именем Е. По открывается история литературы США.

- Какие произведения по жанру писал Е. По?

- Только прозу писал Е. По?

Чтение подготовленным учеником стихотворения Е. По «Эльдорадо» (Эльдорадо - легендарная страна золота и драгоценных камней, которую искали в Америке испанские завоеватели.)

Молодой и стройный

Всадник мчался напрямик,

В дождь и жару направляясь радушно,

Ехал ночью и днем,

Еще и пел он песен,-

Стремился землю найти - Эльдорадо.

 

Сколько лет бродил,

Что уже и седой он стал,

Уже потерял и силу, и приманку,

Везде объездить успел,

И в тех блуканнях

Не нашел он земли Эльдорадо.

 

На котрімсь из путей

Раз он встретил призрака,-

Может, у него он найдет совет:

«Не знаешь ли хоть ты,

Где я смогу найти

Землю ту, на имя Эльдорадо?»

 

Говорит призрак: «Взгляни,-

Там, где грань горизонта,

Видно гор неподвижную громаду;

Туда твой путь,

Чтобы их пересекут,

Если хочешь найти Эльдорадо!»

- Как вы считаете, нашел свое Эльдорадо писатель? (Нет, в отличие от главного героя его повести «Золотой жук».)

- Теперь биография писателя Е. По для нас совсем не тайна.

 

2. Выявление читательских впечатлений учащихся

• Ваши впечатления от прочитанной повести.

• Какие герои понравились? Почему?

• Какие ситуации вызвали улыбку?

• Что поразило вас в прочитанном?

 

3. Работа над текстом

«Внимательный ли ты читатель?» (проверка знания текста).

1) Отредактируйте предложения с фактическими ошибками.

Работа в парах. Анализ выполненного задания.

 

«Исправь ошибку»

 

№ 1

Главный герой рассказа «Золотой жук» - Генри Легран

№ 2

Легран поселился на Салівеновому острове близ Чарльстона в штате Северная Каролина

№ 3

Джупітер верно служил своему хозяину, потому что тот ему хорошо платил

№ 4

Легран заболел, потому что жук укусил его в голову

№ 5

Рассказчик очень хорошо понимал Леграна, в отличие от Джупітера

№ 6

Героям не удалось сразу найти клад, потому что рассказчик перепутал правый глаз с левым

№ 8

Джупітер был самый спокойный из всех героев, когда они увидели сокровища

№ 7

Рассказчик бросился было танцевать, когда понял, в чем его ошибка

№ 9

Легран первым заметил, что нарисован жук похож на череп

№ 10

Знаки на пергаменте были сделаны синими чернилами

№ 11

«Чертово насест» - это высокая скала возле тюльпанового дерева

№ 12

«Епископов заезд» - это кабак вблизи острова

№ 13

«Хорошее стекло» - это марка красивой стеклянной посуды

№ 14

Коллекции насекомых Леграна позавидовал бы сам Швемербек

№ 15

Возле клада искатели приключений нашли четыре скелета

№ 16

В тяжелом желеВНОм сундуке было драгоценностей на миллион долларов

 

2) «Построй цепочку».

Исправьте ошибки в существующей цепочке (поменяйте карточки местами), дайте объяснение.

 

 

Правильно: жук - пергамент - огонь - череп - кот - теплая вода - сковородка - криптограмма.

 

4. Работа над названием произведения

Слово учителя

• Как вы думаете, почему повесть имеет такое название? (С жука все начинается, он постоянно в центре внимания, им восхищаются или ненавидят.)

• Найдите описание этого насекомого в произведении, зачитайте.

«Жук был действительно роскошный. В научной ценности находки Леграна не могло быть сомнений - натуралисты того времени еще не знали таких жуков. На спине виднелись с одной стороны две точечки, и ниже с другой стороны еще одна.

Надкрылья были удивительно твердыми и действительно блестели, как полированное золото. Тяжесть жука тоже была совсем необычной».

- Открыв примечания в книге Е. По, я узнала, что автор придумал своего жука, соединив признаки 2-х видов жуков, распространенных на территории США. Снова тайна: каких именно жуков соединил писатель, как они называются? Думаю, что всем будет интересно узнать об этом подробнее. А свое расследование тайны золотого жука нам предлагает учитель биологии (или ученик-биолог).

Выступление биолога (с демонстрацией фотографии золотого жука)

Описание золотого жука Е. По соответствует реальности. Нереальной является только его большой вес. Скорее всего прототипом золотого жука был один из американских видов Plusiotis (Scarabaeidae). Золотистый жук из этого рода и действительно кажется отлитым из чистого золота, хотя весит он не больше других жуков. У описанного Е. По жука есть еще темные пятна на надкрилках, отсутствуют у серебряного и золотого вида Plusiotis, поэтому комментаторы обычно считают, что По смешал признаки двух разных видов.

В Книге рекордов Гиннеса жуки семейства Scarabaeidae, живущие в основном в тропиках, признаны самыми сильными животными, которые существуют в мире, в отношении к своих размеров.

Выступление учителя литературы

- Скарабей священный (Scarabaeus Sacer) был в Древнем Египте предметом культа (в том, как именно жуки катят свои шарики навоза, усматривали прообраз движения солнца). Существовал в Египте и культ бога Хепри - бога восходящего Солнца, который изображался в виде скарабея или человека с головой скарабея.

Фигурки скарабеев, сделанные из драгоценных камней, служили печатями, амулетами, украшениями. На больших «скарабеях» делались надписи, рисунки, эмблемы. Эти фигурки клали в гробы и саркофаги с умершими, иногда размещали их в мумиях. Такого внимания никакие другие жуки не привлекали.

Скарабей - обязательный герой научно-популярных книг, в которых рассказывается о жуков. А какой еще жук может похвастаться тем, что из посвященных именно ему, а не людям, кадров, начинается известный художественный фильм «Фараон» (1966) режиссера Ежи Кавалеровича?

Не обошли вниманием этих насекомых и писатели. О разных жуков в своих произведениях писали Франц Кафка («Превращение»), Виктор Пелєвін («Жизнь насекомых»,) Клиффорд Саймак («Золотые жуки»), Ганс Кристиан Андерсен («Навозник»), Конан Дойл («Охотник за жуками»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера»).

Вывод. Жук в повести Е. По вымышленный, хотя и очень похож на знаменитого скарабея.

 

5. Беседа

• Зачем писателю нужно было придумывать такого жука? (Чтобы энтомолог обратил внимание на его необычность. У него уже была большая коллекция насекомых, поэтому обычным жуком он бы не заинтересовался.)

• Какими словами вы охарактеризовали бы этого героя? (Эффектный, необычный, тяжелый, золотой, похожий на череп)

• Какие бы прилагательные вы бы выделили как основные? Почему? (Золотой, похожий на череп - чаще всего повторяются)

Признаки жука указывают на основные символы:

 

 

Как связаны эти понятия между собой и с повестью «Золотой жук»? Пираты наживали богатство, играя со смертью, убивая людей. Легран разгадал загадку пирата и нашел его богатство.

Именно такой жук больше всего годился для этой истории.

• Какое художественное средство использовано в названии произведения? Какое значение имеет слово «золотой» в начале произведения и какое значение он приобретает ввиду финал истории? (Сначала «золотой» - это цвет жука, а в конце - в переносном смысле - тот, что принес удачу, богатство, сокровища; этот художественный прием - метафора.)

• Что позволило Легранові найти сокровища? (Качества характера: целеустремленность, наблюдательность, сообразительность, любознательность, внимательность; знания: химии, фольклора, английского языка, географии, истории; умения: логически мыслить, фантазировать, разгадывать криптограммы.)

 

III. Литературные параллели

Учитель. Сравните повесть Е. По «Золотой жук» и роман Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Тема обоих произведений - поиск сокровищ, причем спрятанных пиратами.

И в повести, и в романе упоминается капитан Кидд - знаменитый пират, который существовал в действительности и был показательно казнен в Лондоне в XVIII в.

В обоих произведениях действие происходит на островах, упоминается скала странной формы, путь к сокровищам указывает череп или скелет, который находится под деревом или на нем.

Поиски сокровищ в романе Стивенсона происходят с помощью карты, а в повести Е. По - криптограммы. И если Джиму и его друзьям, прежде всего, нужны смелость и смекалку, то Легранові необходимые аналитический ум и знания из разных наук. Положительные герои обоих произведений получают справедливое вознаграждение, они проявили свои лучшие черты и таланты и поэтому получили желанные сокровища.

 

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.