ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 56

Тема. Осуждение жажды обогащения, зрадливості, коварства в романе Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

 

Цель: раскрыть отрицательные черты героев-пиратов; учить различать искренность и лицемерие на примерах из романа; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать связную речь; воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: схема «Герои романа “Остров сокровищ”», текст романа, флаг пиратов, черная метка.

 

Люди, будьте человечными.

Ж.-Ж. Руссо

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

 

• Что вы видите на доске? (Флаг пиратов «Веселый Роджер», черная метка)

• Вы догадались о ком пойдет речь сегодня на уроке? (Так, про пиратов)

- Никто не знает, когда появились первые пираты. Возможно, это произошло тогда, когда на морях начали появляться суда, перевозившие несметные богатства. Легкая добыча привлекала пиратов, и со временем такой вид «заработка» превратился в образ жизни. Первые упоминания о морских разбойников в Древней Греции относятся к VI в. до н. э., но вполне возможно, что они существовали и раньше.

Знаете ли вы..., что пираты существуют и в наше время? Например, в африканской стране Сомали они именно таким образом зарабатывают себе на жизнь.

«Веселый роджер»

Известно, что пираты имели свой флаг. Он был черного цвета, на нем изображался череп и скрещенные кости. Такой флаг для пиратов, умитих кровью, не вызывает удивления, чего не скажешь о названии. Что же означает название флага пиратов «Веселый Роджер»?

Существует две версии возникновения этого словосочетания. Первая заключается в том, что пираты во время встречи с другим судном сначала поднимали черный флаг (для предупреждения), а потом - красный, что означало: на помилование рассчитывать не стоит. Возможно, название красного знамени Jolli rougе потом изменилась на созвучное английское Jolli Roger - веселый Роджер.

Вторая версия связана с тамильскими пиратами, которые называли себя «Али раджа», что означает - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Джоли Роджер».

 

II. Составление схемы «Герои романа “Остров скрбів”»

Учитель. Два разных флаги - два разных мира. И две команды, потому что иногда победа кого-то одного невозможно и надо действовать совместно с единомышленниками, уметь прислушиваться друг к другу, заботиться о других, уметь поступаться своими амбициями.

Перед нами два флага: британский и пиратский. Давайте запишем имена героев романа, что стали под определенный флаг.

 

 

Имена пиратов надо вписать в клеточки кроссворда.

1. Слепой пират, принес черную метку Билли Бонсу. (Пью)

2. Пират, который жил в таверне «Адмирал Бенбоу». (Билли)

3. Капитан пиратов на острове. (Сильвер)

4. Пират, сидевший за одним столиком с Черным Псом. (Морган)

5. Капитан пиратов, хозяин сокровищ. (Флинт)

6. Пират, что первым нашел Билли Бонса. (Черный Пес)

 

III. «Мир пиратов»

1. Работа с текстом (домашнее задание)

Привести цитаты, сделать выводы относительно характеристики героев.

1) Билли Бонс

«Я помню, словно это было вчера, как, тяжело ступая, он дотащился до наших дверей, а его морской сундук везли за ним на тачке. Это был высокий, сильный, гладкий мужчина с темным лицом. Просмолена косичка торчала над воротником его этого синего кафтана. Руки у него были обветренные, в каких-то рубцах, а сабельный шрам на щеке - гряВНОвато-белого цвета со свинцовым оттенком».

«Он был не похож на простого матроса.

«По его словам, он провел свою жизнь среди заклятых преступников на море».

«Никогда ни с кем не разговаривал, только когда был очень пьян».

Вывод. Грубый, всегда пьяный бывший пират был непочтительным, ругался, не платил хозяевам таверны, унижал других посетителей. Погиб от рук таких, как и он сам, преступников.

2) Черный Пес

«Он был бледный, с серым лицом. На левой руке у него не хватало двух пальцев. Ничего воинственного в нем не было, хотя на поясе и висел кортик. Я всегда пристально следил за каждым моряком, и помню, что этот человек заставил меня задуматься. На моряка он был не похож, и все же я почувствовал, что он моряк».

«Черный Пес, несмотря на свою рану, побежал с такой скоростью, что через минуту исчез за холмом».

Вывод. Пират Черный Пес не смельчак (боялся Билли Бонса), лицемерный, хитрый: чтобы выведать, где находится Билли, разговаривал с Джимом добро, ласково, а когда тот не послушался, начал ругаться. После драки с Билли Бонсом спасается бегством.

3) Пью

«Вдруг я заметил мужчину, который медленно брел по дороге. Очевидно, он был слепой, потому что дорогу перед собой нащупував палкой. Согнутый от старости или по болезни, он был завернут в старый, поцарапанный матросский плащ с капюшоном, который делал его еще более уродливым. Никогда в жизни я не видел такого страшного человека».

«Никогда я еще не слышал такого жестокого, холодного и противного голоса. Этот голос напугал меня сильнее, чем боль».

«Пью и вправду был похож на бешеного. Последние возражения разбойников совсем разозлили его. В припадке неистовой злобы он поднял свой посох и, бросившись вслепую на товарищей, начал их избивать».

Вывод. Бывший пират, калека, он пустил по ветру свое богатство, а потом бродяжничал, убивал людей. Смелый, отважный, но закостенелый в своем грехе человек; он злой, жестокий до Джима, Билли, даже до своих товарищей.

4) Джон Сильвер

 

«Нет, этот опрятный и добродушный хозяин трактира совсем не был похож на разбойника»

Умение изображать кого-то другого, лукавить

«Сильвер прыгал на своем костыли, стучал кулаком по столам с таким искренним возмущением, что даже судья и Олд Бейли или лондонский полицейский поверили бы в его полную невиновность»

Актерские способности

«Сильвер оказался чрезвычайно интересным собеседником. О каждого корабля, которого мы шли, он сообщал мне множество сведений... Он объяснял мне, что происходит в порту... Я постепенно стал понимать, что лучше Сильвера товарища во время морского путешествия не найдешь»

Знание морского дела

Доктор Ливси: «Джон Сильвер мне нравится». Сквайр Трелони: «Замечательный парень»

Умение производить впечатление на других людей

«Мне 50 лет. Вернувшись из этого плавания, я буду жить так, как самые настоящие джентльмены»

Мечта

«Я ходил в море сначала с Інглендом, потом с Флинтом. А теперь вышел сам»

Жизненный опыт

«А меня боялся сам Флинт. Боялся меня и гордился мной... Старые пираты Флинта были послушными, как овцы»

Строгость

«Несмотря на то, что ему было обидно, Сильвер сдержался и не проявил себя»

Хитрость, выдержанность, прагматичность

«Я люблю разумные доказательства»

Разум, рационализм

«Мне по душе этот мальчишка. Лучше чем он я не видел. Он вдвое больше похож на мужчину, чем такие крысы, как вы»

Искренность, справедливость, смелость

«У меня пока есть голова на плечах, и я решил перейти на сторону сквайра... Я знаю правила игры и понимаю, что проиграл»

Способность к предательству

«Я думал... прежде всего, о ту потрясающую игру, которую вел Сильвер, одной рукой удерживая ватагу разбойников, а другой хватаясь за любое средство, чтобы спасти свою никчемную жизнь»

Хитрость, предательство, ум

«Сильвер вприпрыжку ковылял на своей деревяшке. Ноздри его роздувались. Он ругался, как бешеный, когда мухи садились на его румяное, вспотевшее лицо. Он неистово дергал за веревку, поглядывая на меня со смертельной ненавистью. Он больше не пытался скрыть свои мысли»

Ненависть, лицемерие

«Сильвер снова стал таким же ласковым, вежливым, заискивающим поваром, каким был во время нашего плавания»

Приспособленчество

 

Вывод. Джон Сильвер - неоднозначная личность. В его характере переплелись положительные и отрицательные черты. От природы щедро наделен умом, сообразительностью, актерскими способностями, он мог бы много достичь в жизни. Но неверный шаг, сделанный в юности, привел его к пиратства как образа жизни и перечеркнул все возможности, которые имела эта смелая, умный человек.

 

III. Итоги урока

Беседа

• Откуда пираты вырезали бумагу для черной метки? (Из Библии)

• Что было написано на обратной стороне метки? («Псы и убийцы»)

• Случайно именно эти слова были написаны на метке? Что они могут означать? (Стивенсон хочет показать, что для пиратов нет ничего святого: они даже над Библией готовы куражиться, не задумавшись. «Псы и убийцы» - эти слова касаются пиратов, чьи руки умытые кровью.)

• Как вели себя пираты, хазяйнуючи на «Іспаньойлі» и на острове? (Пираты постоянно напивались, готовили очень много еды, имея ограниченные возможности, не задумываясь о завтрашнем дне. Корабль был грязный, никто не заботился о нем; вместо того, чтобы спасать корабль, разбойники дрались. Пираты не были командой: они были готовы убить и своих, и чужих, пойти на измену. Услышав голос Флинта, все, кроме Сильвера, ужасно перепугались, что свидетельствует об их трусости. И, конечно, отправиться в опасный путь они были готовы только ради денег: ради сокровищ капитана Флинта они были готовы на все.)

• Как заканчивается жизнь пиратов?

 

image77

 

- Пожалуй, такой конец жизни пиратов говорит сам за себя. Возможно, если бы в юности эти люди могли предвидеть, во что превратится их жизнь, они бы сделали другой выбор.

Недаром просветитель Жан-Жак Руссо призывал: «Люди, будьте человечными». А грузинский поэт Шота Руставели считал:

Нарушить клятву -

Недостойно человека.

Помогать в беде втором

Нам завещано от века.

 

IV. Домашнее задание

Прочитать повесть Е. По «Золотой жук».