XIX ВЕКА
Русский роман XIX века.
Наибольшего расцвета жанр романа в
России испытывает в XIX ст., когда достигли зрелости самые раВНОобразные его виды:
социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой,
приключенческий, фантастический. Осваивая достижения других жанров, реалистичный
роман XIX в. широко охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные
проблемы, глубоко вникает во внутренний мир персонажей. Успешно развивается
психологический роман («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л.
Толстого) и одновременно создаются колоссальные эпопеи («Война и мир» Л. Толстого).
Характерные черты российского
реалистического романа XIX в.:
• интерес к современности, стремление в
ее воссоздании к объективности, достоверности, точности;
• детализация быта, окружения,
социальной среды;
• отображение жизни с помощью
типичных характеров, действующих типовых обстоятельств;
• социальный анализ;
• «саморазвитие» героев, поступки которых
не случайны, а обусловлены чертами характера и обстоятельствами;
• историзм, принципы которого романтики
применяли в прошлом, а реалисты - и до современности.
Большой вклад в разработку жанра
романа в русской литературе XIX в. сделали О. Пушкин («Евгений Онегин»), М.
Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Тургенев и М. Салтыков-Щедрин создали
замечательные образцы социального (а И. Гончаров - бытового) романа, тесно
связанного с актуальными общественными проблемами. Л. Толстой, Ф. Достоевский
и другие русские писатели-реалисты стали настоящими мастерами
психологического анализа, они отразили в своих произведениях напряженные духовные
поиски современников. Русский реализм середины XIX в., не теряя своей
социальной остроты, обращался к вопросам философским, выдвигал извечные проблемы
человеческого существования.
Уже сами названия некоторых романов могут
подсказать читателю, насколько неодинаковой встанет у них одна и та же «российская
действительность». «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир» - заголовки, заряженные
конфликтностью, причем эти конфликты раВНОго рода. В одном случае - столкновение
поколений, за которым встает историческая отличие стремлений и убеждений. В другом
- трагически перенесена в душу человека борьба. В третьем сталкиваются грозные
стихии жизни, вовлекают в себя не отдельного человека, а целые народы.
Русский роман играет особую
роль в процессе формирования и развития этого жанра в мировой литературе второй
половины XIX в., прежде всего это романы Л. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»,
«Воскресение») и Ф. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»
и др.). В творчестве этих выдающихся писателей достигает вершины одна из
решающих качеств романа - его способность через углубленный психологизм
воплощать общечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях
героев.
Сохраняя верность традициям
раннего русского романа А. Пушкина и М. Лермонтова, русский роман 60-х
лет обогащался новыми чертами в творчестве каждого выдающегося художника: чертами
эпопеи - в Л. Толстого; огромным философско-психологическим размахом - в Ф.
Достоевского, герои которого живут в прямом соотнесении с целым миром, с
прошлым и будущим человечества.
Человек и мир в изображении Толстого
и Достоевского находятся в живом и постоянном взаимодействии. Героям-искателям
важно понять тайну человеческой личности, основу мироздания. Толстой и
Достоевский стремятся к выявлению общих законов, управляющих частным и
общественной жизнью людей, обращаются к моральным проблемам, которые раскрываются
через взаимоотношения персонажей. Внутренние монологи передают переживания
героями своих поступков и поступков других людей, проявляя таким образом скрыты
намерения и тайны души персонажей.
Современников и последователей Л.
Толстого удивляла и восхищала необычная форма романа «Война и мир»: широкий
эпический размах, углубленный анализ индивидуальных судеб, характеров и
взаимоотношений людей. Создавая «Илиаду» нового времени, Толстой не копировал
опыт древних греков, в эпосе которых жизнь отдельного человека растворялось в потоке
внешних событий. Читателей поражала яркость персонажей толстовского романа,
богатство принципов их изображения. Сила эпического повествования Толстого в том, что он
расширил ее пределы, включил в исторический поток тему народных масс и показал их
решающую роль.
В своих романах Ф. Достоевский (как
В. Шекспир в трагедиях) обращается к изображению такого жизненного факта, который
в своем переломном моменте раскрывает наивысшее душевное напряжение героя - взрыв
подготовлен и самим характером человека, и совпадением социальных условий. В произведениях
писателя впервые рассказывается о незаметную, отброшенный обществом человека
как личность, овладевающая вечные, эпохальные явления.
Можно Сказать, что Л. Толстому и Ф.
Достоевскому принадлежит особое место в истории русского реализма. Именно
благодаря им русский реалистический роман приобрел мирового значения. их психологическая
мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям
писателей XX века. Роман Толстого и Достоевского имел огромное влияние на
дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Выдающиеся романисты XX вв.-
Т. Манн, А. Франс, Г. Роллан, К. Гамсун, Дж. Голсуорси, В. Фолкнер, Э.
Хемингуэй и др. - оказались прямыми последователями Толстого и Достоевского.