XIX ВЕКА
Чарльз Диккенс «Приключения Оливера
Твиста»
Чарльз Диккенс (1812-1870) -
английский писатель, один из самых популярных романистов викторианской
эпохи.
Некоторые критики называли Диккенса
мастером прозы и хвалили за многочисленных уникальных персонажей и яркое
изображение общества, другие же обвиняли его в чрезмерной
сентиментальности, необычных событиях и гротескных образах. Популярность произведений
Диккенса всегда была очень высокой, они никогда не прекращали издаваться. Много
из романов Диккенса впервые появились как популярные в то время периодические издания,
кроме того, Диккенс часто писал сочинения частями, что задавало им определенный ритм, в
котором сюжет был разбит на частично независимые эпизоды, с развязкой на
начала каждой новой части. Произведения Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим
на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире
как «английский юмор».
Чарльз Диккенс родился в
пригороде Портсмута Лендпорті в небогатой семье. Когда Чарльзу было три года,
семья перебралась в Лондон. Детские годы будущего писателя, похоже, были
идиллическими, однако он считал себя «малым не особо ухоженным мальчиком». Он
проводил много времени на улице, но также жадно читал, особенно крутійські
романы Тобиаса Смолетта и Генри Филдинга. Позже он вспоминал, что имел
хорошую, едва не фотографическую память, что очень помогло ему в дальнейшей работе
писателя. Отец некоторое время работал клерком в офисе королевского флота,
благодаря чему Чарльз провел несколько лет в частной школе Уильяма Джайлса в
Четемі.
Спокойная жизнь внезапно закончилось,
когда Джон Диккенс, отец Чарльза, влез в долги и был заключен в долговой
тюрьмы Маршалсі в Саутворку. Вскоре к нему вынуждена была присоединиться вся
семья, кроме Чарльза, которого взяла к себе, в Кэмден-Таун приятельница семьи
Элизабет Ройленс.
В воскресенье Чарльз с сестрой Фанни,
которую отпускали из Королевской академии музыки, посещали своих родителей в
тюрьмы. Впоследствии в тюрьме происходило основное действие романа «Крошка Доррит».
Чтобы заплатить за проживание и еду, а также помочь семье, Чарльз начал
работать на складе ваксы Уоррена. Он зарабатывал шесть шиллингов в неделю, 10
часов в день наклеивая этикетки. Изнурительные, и часто даже жестокие, условия
труда глубоко запечатлелись в душе Диккенса и повлияли на его прозу, создав
основу интереса к социально-экономических реформ, особенно реформ условий труда,
тяжесть которых, как он был убежден, несправедливо ложились бременем на плечи
бедняков.
Джон Диккенс провел в долговой
тюрьме только несколько месяцев. Умерла его бабушка, Элизабет Диккенс, и
оставила ему в наследство 450 фунтов стерлингов. Ожидая наследства, Джон Диккенс
договорился с кредиторами о выплате, вместе с семьей вышел на свободу и
переехал к госпоже Ройленс.
Впрочем, мать Чарльза Диккенса не
торопилась отозвать его из работы на производстве ваксы. Недовольство собственным
положением и условиями, в которых приходилось жить рабочему классу, стало впоследствии
одной из основных тем произведений Диккенса. Именно эти невеселые времена он писал в
наиболее автобиографичном романе «Дэвид Копперфильд»: «Ни один человек не
посоветовала мне, не наставила, не подбодрила, не утешила, не помогла, не
поддержала, ни одна, кого я мог бы вспомнить, когда, надеюсь, пойду на небо!»
Все же Диккенс продолжил обучение в Веллінгтонській домашний академии, которая не
была хорошей школой. Диккенс упоминал, что обучение там было не ахти, дисциплина
плохая, время от времени прорывалась наружу садистская грубость руководителя школы,
и, в общем, царила атмосфера запущенности, что впоследствии нашло свое отражение
в описании школы мистера Крікла в «Дэвиде Копперфильде».
После школы, с мая 1827 г.,
Диккенс начал работать младшим клерком в адвокатской конторе Эллиса и
Блэкмора. Затем, изучив систему скорописи Герни, он бросил работу и стал
вольнонаемным репортером. Его дальний родственник, Томас Карлтон, был
вольнонаемным репортером в Докторс-Коммонс, поэтому Диккенс на протяжении почти
четырех лет мог использовать его аккредитацию и писать репортажи о
судебные дела. За это время он набрался опыта, который впоследствии использовал в романах
«Николас Ніклбі», «Домби и сын», а особенно в романе «Холодный дом». Яркое
изображение коварства и бюрократизма правовой системы во многом
очень помогло Диккенсу для пропаганды взглядов, связанных, в частности, с тяжелой
ношей бедняка, которого обстоятельства вынудили прибегнуть к «услугам закона».
Первый рассказ Диккенса «Обед в
Тополиній аллеи» вышло в лондонском «Мантлі Мэгэзин» в 1833. В следующем году
он снял комнату в Фернівалс-Инне и стал политическим журналистом, печатая
в «Морнинг Кроникл» репортажи о парламентские дебаты и отчеты об избирательных
кампании, для чего ему приходилось путешествовать Англией. Репортажи и очерки из
журналов составили основу сборника «Очерки Боза», опубликованной в 1836 г. В марте
1836 начался печать «Записок Пиквикского клуба» в виде периодических
фельетонов. Сотрудничество с журналами продолжалась всю его жизнь.
В 1836 Диккенс согласился на
предложение стать редактором журнала «Бентліз Місселлені» и занимал эту должность
три года, пока не разругался с владельцем. Тем временем Диккенс написал «Приключения
Оливера Твиста» (1837-1839), «Николас Ніклбі» (1838-1839), «Лавку
древностей» и «Барнаби Радж» как часть «Часов мистера Хамфри»
(1840-1841). Все эти произведения изначально выходили ежемесячными выпусками, а затем -
отдельными книгами.
2 апреля 1836 года Диккенс женился
Кэтрин Томсон Хогарт, дочери Джорджа Хогарта, редактора «Ивнинг Кроникл». В
них родилось десять детей: Чарльз, Мэри, Кейт, Уолтер, Франсис, Альфред,
Сидни, Генри, Дора и Эдвард.
В 1842 Диккенс с женой совершили
первое путешествие в СЕЛА и Канады. Он посетил Белый дом, встретившись с
президентом Джоном Тайлером. Путешествие описана в «Американских очерках», а
также в некоторых эпизодах «Мартина Чаззлвіта». В «Очерки» Диккенс поместил
сокрушительную критику рабства, приводя очевидные свидетельства жестокости.
Произведения Диккенса оставались
популярными, особенно «Рождественская песня», написанная в 1843 г. в течение нескольких
недель, чтобы оплатить расходы, связанные с пятой беременностью жены. Семья
Діккенсів осуществила короткие путешествия в Италию в 1844 г. и Швейцарии в 1846
г. Затем продолжались успешные публикации: «Домби и сын» в 1848 г., «Дэвид
Копперфильд» в 1849-1850 гг.
В 1851 Диккенс написал роман
«Холодный дом», изданный в 1852-1853 гг.
Летом 1868 г. Диккенс начал
серию первых публичных чтений своих произведений в Лондоне. После десятидневного
отдыха он отправился в изнурительный амбициозный тур всей Англией, Шотландией
и Ирландией. Тур длился 3 месяца, писатель совершил 87 чтений, иногда дважды
на день.
Вскоре были опубликованы две
книги, которые можно считать центральными в творчестве Диккенса: «Повесть двух городов»
и «Большие надежды». Романы имели громкий успех.
В 1868 и 1869 годах Диккенс провел
ряд «прощальных чтений» в Англии, Шотландии и Ирландии. 22 апреля 1869 он
рухнул в Престоне, Ланкашир, с признаками инсульта. Дальнейшие чтения в
провинции было отменено, и, немного придя в себя, он начал работать над последним
романом «Тайна Эдвина Друда».
Когда проблемы со здоровьем прошли и
Диккенс набрался сил, он, заручившись согласием врача, организовал последнюю серию
чтений с целью хотя бы частично возместить спонсорам расходы, которых они
понесли из-за его болезни. Чувствуя себя на ту пору уже плохо, он прочитал
«Рождественскую историю» и отрывок из «Записок Пиквикского клуба». 2 мая он
появился на банкете в Королевской академии, где среди гостей были принц и
принцесса Уэльские. Диккенс произнес спич, особенно вспомнив умершего друга,
иллюстратора Даниэля Маклізеля.
8 июня 1870 г. Диккенс перенес еще
один инсульт. Это произошло дома после целого дня работы над «Эдвином Друдом».
На следующий день, 9 июня, писатель умер, не приходя в сознание. Несмотря на
его собственное желание быть похороненным в Рочестерському соборе, Диккенса похоронили в
Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Во время похорон присутствующим раздали
эпитафию со словами: «На память о Чарльза Диккенса (самого популярного
писателя Англии), который умер в собственном доме, Гайгем, вблизи от Рочестера,
Кент, 9 июня 1870 года в возрасте 58 лет. Он сочувствовал бедным, обездоленным и угнетенным;
и со смертью один из величайших писателей Англии потерян для мира».
Утверждают, что последними словами Диккенса были слова: «Будьте естественными,
дети. Для писателя естественным является выполнение всех правил искусства».
В своем завещании Диккенс отметил,
чтобы в его честь не строили ни одного мемориала. Единственный бронзовый памятник
натуральной величины, отлитый в 1891 г. Фрэнсисом Эдвином Елвеллом, стоит в
Кларк-парка в городе Спрюс-Хилл, Пенсильвания, США.
Исследователи английской литературы
утверждают, что ни один из английских писателей не имел такой славы при жизни,
как Чарльз Диккенс. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал
изменения в жизни Англии, был выразителем чаяний и стремлений тысяч людей. Его
биография нашла отражение в сюжетах романов. Діккенсові детства пришлось
самостоятельно зарабатывать деньги, работать на фабрике, клерком, репортером в суде и
парламенте.
Как репортер он отражает события и
пытается понять причины того, что происходит. Диккенс считал, что
отношение общества к ребенку показывает борьбу добра и зла в ней. Поэтому тема
детства - одна из главных в его творчестве.
Роман «Приключения Оливера Твиста» (1838)
- первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращался.
Структура этих произведений похожа: ребенка, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуют
родственники, которые охотятся за наследством. Благодаря странному стечению обстоятельств герой
вырывается из пут нищеты, получает наследство, а вместе с ней и признание в
обществе.
«Приключения Оливера Твиста» - это
глубоко печальная книга, хотя юмор (а порой и сарказм) не покидает писателя в
изображены героев романа. «Приключения Оливера Твиста» - жизнеописание, в котором автор
обращается к проблеме человека и общества. Главному герою романа
приходится пройти через множество испытаний, столкнуться с жестокостью и
несправедливостью взрослого мира.
В предисловии к одному из изданий
романа «Оливер Твист» Диккенс писал, что главной задачей этого произведения является
изображение «суровой правды», жизни общественных низов: бродяг и преступников. Он
придерживается правдивости в изображении всей отвратительности реального неприкрашеного
мира, с которым ему пришлось столкнуться еще ребенком.
Маленький Оливер младенцем попал в
работный дом (в народе их называли «бастилии для бедных»), вырос в
сиротском приюте, а в десять лет попал в гробовщика, учеником, точнее
плакальником. Можно сказать, что парнишке повезло, потому что он мог бы стать
трубочистом - на этой работе особенно ценились мальчики-недоросли, которые могли
пролезть в узкие дымоходы. На то, что дети могли там задохнуться, конечно никто
не обращал внимания. Затем волею судьбы Оливер попадает в Лондон, где находит
пристанище в группе преступников. И именно здесь его учат «профессии» вора.
Диккенс правдиво рисует два мира
Англии 1830-х годов, в которых приходится жить или вернее, погибать маленькому Оливеру,
- работный дом, в котором осуществляет бессердечном руководство надзиратель и лицемерные
попечители, и лондонское дно, мир воров и проституток. Диккенс стремился показать
читателям, особенно молодежи, что этот мир невыносим и жалкий, в этом
мире, где не разрешалось использовать труд девочек моложе шести лет,
где время работы детей уменьшился от двенадцати до восьми часов в день, нет
романтики.
Светлому образу наивной беззащитной
ребенка противопоставляется глобальное общественное зло и жестокость взрослых
преступников, которые принадлежат к разным слоям общества. Это мистер и миссис
Бамбл - бездушные и корыстные надзиратели работный дом, Сайкс и Фейгин -
воры, представители городского дна, и Монкс - блестящий аристократ,
прилагает все усилия, чтобы испортить и погубить душу маленького конкурента на
наследство.
Грубый и жестокий вор Сайкс,
хитрый и коварный владелец ночлежки Фейгин мерзкие и неприглядные равной
мерой. Воровка Нэнси еще имеет в душе лучик добра, и ей жалко маленького Оливера.
Она стремится спасти его, предупредить о нападении, за что ее убивают. Смерть
Сайкса во время полицейской облавы, смерть Фейгина на виселице, их душевные муки
перед смертью -- закономерный конец темного и страшного жизнь.
Тем мучительнее читатель воспринимает все
трагические перипетии жизни Оливера, когда осознает, что параллельно существует мир
сытых обывателей, благосостояния которых угрожают посягательства таких, как Сайкс и его
помощники. Добропорядочным англичанам нет дела до страданий маленького сироты, с
которым не известно что могло бы произойти, если бы не стечение обстоятельств и счастливое спасение.
Но сказав правду о воровской
мир и о бедности народа, которая заставляет детей жить в ужасных ночлежках, Диккенс
создает идеализированный образ маленького Оливера. Это безгранично чиста и добра
существо, ангелоподібне мальчик. Еще более далекими от жизни образы добрых
аристократов (мистер Бранлоу и Роз Мэйли), которые помогают Оливеру. Именно
благодаря им мальчик получает немалое наследство и узнает о своем происхождении.
Оливер вознагражден за свои добродетели вполне в соответствии с представлениями о счастье
обычного англичанина: богатство, высокое общественное положение, хорошее образование,
внимание окружающих и т.д.
Конец романа, как и четкое разделение
героев на «хороших» и «плохих», также является традиционным для творчества писателя
1830-40-х годов: положительные герои наконец получили долгожданное и заслуженное
счастья, отрицательные - наказаны. Миром правит Добро, Справедливость торжествует...