ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Федор Достоевский «Преступление и наказание»

 

Федор Достоевский (1828-1818) - всемирно известный русский писатель. Хотя Достоевские происходили из рода, что был когда-то дворянским, образ жизни семьи был типично ріВНОчинським. Михаил Андреевич Достоевский был человеком очень скупой, но не жалел денег на воспитание своих детей (они учились в частных пансионах). Сам писатель двояко относился к отцу - сочувствовал ему и чувствовал близость с ним. Мать писателя - Мария Федоровна, была веселой и светлой женщиной. Любила поэзию. Ее жизнь оборвалась в 1837 году от чахотки.

Федор Достоевский активно занимался самовоспитанием - читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, очень любил Шиллера. Известие о гибели Пушкина пришла к нему сразу после смерти матери. И тогда Достоевский сказал, что, если бы не семейный траур, он попросил бы отца носить траур по Пушкину.

Весной 1837 года отец привез Федора и его старшего брата Михаила в Петербург для поступления в Инженерное училище. Однако зачисленным был только Федор (Михаил не прошел по состоянию здоровья). На учебе Достоевский был замкнутым, но всегда защищал других - особенно новичков. От сверстников. Достоевского отличала страсть к литературы. Также он увлекался театром, балетом, музыкой.

В 1843 г. окончил Инженерное училище, работал в чертежном Инженерном департаменте. Но уже на следующий ушел в отставку.

в 1843 г. он переводил «Евгению Гранде» Бальзака, а в начале 1845 г. уже появился первый собственный произведение Достоевского - «Бедные люди», написанный как роман в письмах. Это история пробуждение, подъем и падение, наконец полного уничтожения человеческой души с определенных социальных причин. Уже в первом своем произведении Достоевский обращается к теме «маленького» человека. Роман одобрительно восприняли в литературном среде, Некрасов так откликнулся на дебют Достоевского: «Новый Гоголь явился!»

В следующей повести «Двойник» (1846) Достоевский вновь обратился к вопросу о роли социальной среды, конкретных жизненных обстоятельств в судьбе человека.

Достоевский очень болезненно относился к критике собственных произведений. Через это ему не удалось найти друзей в литературной среде, после своего удивительного дебюта молодой писатель оттолкнул знакомых своим характером, произошли конфликты с Некрасовым, Тургеневым, Панаевым.

С 1847 года Достоевский сближается с Михаилом Буташевичем-Петрашевским. Радикальные взгляды «петрашевцев» подогревались событиями революции 1848 года. Федор Михайлович выступил за немедленное отмена крепостного права в России - даже путем восстания. в 1849 году 37 участников кружка «петрашевцев» арестовали. Федор Михайлович стойко пережил 7-месячное следствие и был приговорен к смертной казни, которую, однако, вскоре заменили на каторгу.

От зимы 1850 года Достоевский находился в Омском остроге. Ему запретили писать, поэтому он мог лишь наблюдал жизнь каторжан. Достоевский пытался сблизиться с каторжанами, однако дворянин был для них чужим. Так Достоевский убедился, что между народом и дворянством глибочіє пропасть. В остроге Достоевский обращается к Библии. Для Федора Михайловича начинается духовный поиск новых путей развития России, что продолжалось до 1860-х годов.

С 1854 года Достоевский находился в Семипалатинске. Лишь в 1859 году он получил разрешение жить в столице. Тогда же вышли в свет его произведения «Дядюшкин сон» и «Село Степанчіково и его обитатели». в 1860 году вышла первая двухтомный сборник произведений писателя.

В 1860 г. Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 Федор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 г. братья начинают выпускать журнал «Эпоха».

В первом же номере журнала «Время» Достоевский начал печатать свой новый роман «Униженные и презираемые». Он писал о неравенстве, о людях, забытые всеми и страдают, о несправедливости, что лежит в основе существующих человеческих отношений. Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. Посетил Париж, Лондон, путешествовал Германией, Швейцарией и Северной Италией.

Во время второй заграничной поездки Достоевский находился в страшной материальной нужде - увлекся азартными играми и не мог остановиться, хотя проигрывал. в 1866 году был написан роман «Игрок».

В это время творчество Достоевского поднялась на новый философский уровень. Он раскрыл трагедию современного человека силой анализа и гениальной художественной интуицией. Появились произведения «Записки из Подполья», «Преступление и наказание» (1866).

Заграничный период 1867-1871 годов был содержательным и плодотворным для Достоевского. Значительно повлияли на писателя произведения Рафаэля, Карраччи, Лоррена, Гольбейна.

Наблюдая за общественной жизнью Европы, России, Достоевский остро чувствовал кризисное состояние современного мира.

Начиная работать над «Бесами» (1870-1871), Достоевский намеревался создать памфлет против западников и нигилистов.

1875 г. появляется роман «Подросток», в котором писатель изобразил распад семьи, потерю традиционных святынь и поиск новых.

1877 г. Достоевского выбрали почетным членом Академии наук. Он уже завоевал всеобщую славу и признание. Но здоровье писателя значительно ухудшилось.

1878 г. года от приступа эпилепсии умер сын Федора Михайловича, Алексей. Писатель тяжело переживал потерю сына. Состоялась беседа Достоевского со старцем Амвросием в Оптиной пустыни. 1879 года появился роман «Братья Карамазовы».

В январе 1881 года болезнь Достоевского усложняется. 27 января Федор Михайлович попрощался с женой и детьми, попросил передать сыну Евангелие, которое получил от жен декабристов в Тобольске. Вечером того же дня Достоевского не стало.

1 февраля 1881 года Достоевского похоронили в Александро-Невской лавре.

В романе «Преступление и наказание» (1866) Федор Достоевский использовал газетную криминальную хронику, то есть включил в сюжетную канву реальные события, которые поразили его воображение. По трагическим ходом событий в произведении вырисовывается глобальная философская проблема. Ее можно определить как проблему места человека в мире, даже как проблему судьбы всего человечества. Оно утратило ощущение нравственного закона, поэтому в мире растет обнищание, пьянство, эгоизм, распространяются преступления. Все это достойно осуждения, но Достоевский не осуждает, он болеет за каждого маленького человека, за всех униженных и обездоленных. Обличая пороки общества, писатель прежде всего художественно осмысливает внутренние причины человеческих пороков и ошибок, определяет пути духовного возрождения.

В романе «Преступление и наказание» соединились первичные художественные замыслы разных произведений. Одним из них был роман «Пьяненькие». По авторскому замыслу, в нем должна была подниматься проблема пьянства и его последствий для семьи, влияние этого ужасного явления на воспитание детей и их будущее. Однако издатель Достоевского не одобрил этот проект, и писатель ввел линию семейства Мармеладных как составляющую сюжета романа «Преступление и наказание».

Достоевский писал, что его целью в романе было проследить «психологический процесс преступления» от вынашивания планов в голове студента Раскольникова с подведением соответствующей теоретической базы к внешних толчков к преступлению. Ради чего и кого обрекла себя молодой человек на страшные душевные муки? Что же послужило последней каплей для осуществления ужасного намерения Раскольникова, который надеялся, убив старуху-процентщицу, на ее деньги сделать тысячу добрых дел?

Трагедия Раскольникова разворачивается на фоне «безобраВНОго»: героя сопровождает постоянная боль и всепроникающее зло в обществе, в человеческой природе, в мироздании; всюду он становится свидетелем безграничных страданий маленьких людей, населяющих большой мрачный город.

Писатель изображает жизнь неприметных, серых людей нищих трущоб Петербурга, используя свои наблюдения за психологией преступников, пьяниц, ростовщиков, чиновников. Даже Петербург с его «ужасной жарой», смрадом пивных в романе воспроизведен почти с документальной точностью: своего главного героя автор поселил в дом, в котором жил сам во время написания романа. Этот и другие дома стали прототипами для дома старухи-процентщицы, Сони и полицейской конторы. А в образе Катерины Ивановны Мармеладової, по мнению исследователей творчества Достоевского, отразились черты характера жены самого писателя.

Автор создает целую галерею образов маленьких людей, которые так или иначе повлияли на поступки Раскольникова, - это пьяница Мармеладов, его жена Екатерина Ивановна, мать и сестра Раскольникова и, наконец, Солнышка. Достоевский передает оттенки переживаний бедняка, который не может рассчитаться за квартиру, описывает взаимоотношения с ростовщиком, мучения детей, которые растут в гряВНОм закованные среди постоянных ссор с пьяницей-отцом и помираючою матерью, трагедию чистой девушки, вынужденной из-за безысходности идти на улицу и подвергнуть себя унижением. Все эти люди, смирении и унижении в своем одиночестве и безысходности, будят одновременно в душе Родиона и сострадание и протест против несправедливой мироздания.

Драма семьи бывшего чиновника заключается в том, что ее глава опустился до самого общественного дна и потащил за собой всех дорогих для него людей. Он, с одной стороны, - человек добрый и спокойный, которая стала жертвой собственной слабости духа, потому что не смогла противостоять «зеленому змею». С другой же стороны, Мармеладов, четко осознавая всю свою низость, испытывает наслаждение от своего падения. Его возмущает, что жена, «дама великодушная, но несправедливая», жалела и заботилась ним только из-за того, что он приносил зарплату: «Но нужно, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где ее жалели». Мармеладов, так сказать, из чувства протеста, потерял место, и постоянное пьянство поставило на грань голодной смерти его семью, заставило дочь Соню стать проституткой.

Екатерина Ивановна действительно не любила Семена Захаровича и вышла за него замуж от безысходности, имея на руках трех маленьких детей, спасаясь от нищеты и безнадежности: «Плача и рыдая, ломая руки - пошла». Она тяжело заболевает, а после гибели Мармеладова умирает в тех же нищете и безнадежности.

От безысходности и сестра Раскольникова Дуня решилась на брак по расчету с нелюбимым человеком. Она тоже претерпела унижений и оскорблений в доме, где служила гувернанткой. Вместе с матерью их зажали тиски нищеты. Стремление помочь брату закончить университет толкает Дуню до решения выйти замуж за циничного дельца Лужина, которого мать в письме называет их благодетелем.

Старая лихварка Елена Ивановна вплоть никак не может вызвать симпатии - настолько отвратительный способ ее существования и отношение к другим людям. Однако и она - человек. Злая, бездушная, но человек, и никто не имеет права посягать на ее жизнь, каким бы ничтожным оно ни было. Такой вывод следует из всего хода событий, которые связаны с преступлением Раскольникова.

Особое место в романе принадлежит образа Сонечке Мармеладової, дочери чиновника-пьяницы. Ради детей Екатерины Ивановны она, человек глубоко религиозный, жертвует и своим телом, и душой, пытаясь спасти их от голодной смерти. В отличие от Екатерины Ивановны, у Сони нет гордыни. Определяющими чертами ее характера являются кротость и смирение. Она ни словом не упрекает мачехе, которая фактически толкнула девушку на улицу: «Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила». Соня - боль и гордость отца-пьяницу, который на похмелье у своей дочери, что «мачехе злой и сухотній, что детям чужим и малолетним себя отдала», забрал последние тридцать копеек.

Однако она не оправдывает свое падения, не придумывает, как Раскольников, красивые теории о спасении ближних, а выбирает путь покаяния и самоотречения. Именно добрая Соня, со своей способностью к сострадания и самопожертвования, с Богом в сердце спасет Раскольникова, вселит в его душу веру и надежду.

Роман «Преступление и наказание» продолжает галерею образов маленьких людей, начатых Федором Достоевским в произведениях «Бедные люди», «Униженные и презираемые», которые страдают от сильных мира, скрытых и нескрываемых хищников. Не высказывая осуждения и высокомерия к своим персонажей, писатель проводит мысль, что трагедия маленького человека может быть обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними, моральными причинами. И единственное, что может спасти обиженную и отчаявшуюся душу, - это христианская самопожертвование и сострадание к ближнему.

Главный герой романа Родион Раскольников - бедный студент, который живет в постоянных лишениях. Ему пришла в голову идея убить и ограбить старуху-процентщицу, чтобы впоследствии «посвятить себя служение всему человечеству и общему делу» и искупить «преступление небольшой тысячей добрых дел». В убийстве Раскольниковим руководил не импульс, чувство ненависти к старой или жажда обогащения. Юноша детально обдумал свои действия и даже создал собственную теорию, которая должна была оправдать его поступок.

Теория Родиона Раскольникова имеет две составные. Во-первых, она оправдывает любое преступление, если он осуществляется ради блага многих людей. Во-вторых, она распределяет всех на «дрожащих созданий» и людей «необыкновенных», таких, например, как Наполеон. Именно они «имеют право» делать с другими все, что угодно.

Бедный студент Раскольников на протяжении нескольких месяцев изложил эту теорию в своих размышлениях и сделал попытку воплотить ее в жизни, убив «бабахнутое, нісенітне, жалкое, злое, больное бабисько».

В преступных мыслей героя подталкивают нищета, которые его окружают, и общая несправедливость общественного устройства. Всюду он видит все жизни, грубость общественной морали, тупик. Раскольников не может примириться и с тем, что его сестра Дуня решает пойти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы обеспечить обучение брата в университете. Все это порождает в нем озлобленность против общества и его морали, становится социальными корнями теории Раскольникова.

Под свою теорию Раскольников сумел подвести и философскую подоплеку. В начале XVI в. итальянский политик Н. Макиавелли провозгласил лозунг «Цель оправдывает средства» - ради блага государства и ее граждан. Попытку применить эту идею сделали в конце XVIII века якобинцы во время первой французской революции (1789-1794), их кровавый террор жахнул Европу, которая под влиянием идей Просвещения сначала воспринимала революцию как необходимое обновление мира. Эпохе Просвещения был присущ культ разума, чувством принадлежала второстепенная роль. XIX век - время преодоления ограниченности просветительской идеологии, однако в западной философии продолжали развиваться некоторые сугубо рационалистические идеи, из которых вырастала призрачная фигура «сверхчеловека».

Достоевский, безусловно, был знаком с развитием европейской философии, поэтому в его романе заложена полемика с безразличным к добру и злу рационализмом.

Раскольников - человек способный, умная, но и амбициозная. Он, понимая, что в будущем ему придется прозябать за копейки на мелкой должности, стремится изменить свою жизнь. Юноша убедил себя, что необходимо сделать Поступок, который бы изменил его жизнь, и доказать всем, что он необычайная личность, а не «вошь».

Родион выбирает себе идеал Бонапарта, «сверхчеловека», которая прошла путь от лейтенанта до генерала и императора. Раскольников, равняясь на Наполеона и Магомета, которым слепо подчинялась «серая масса», решил и себе проверить - принадлежит ли он к тем, кто «через кровь переступить может».

Хотя Раскольников и пытается убедить себя в своей избранности, еще до совершения преступления он неоднократно мучается сомнениями относительно того, сможет морально выдержать факт совершенного им убийства. Но желание проверить свою теорию и определить свое место в мире все же толкает героя романа на преступление. Однако, сразу же после совершенного Раскольников понимает, что не выдержит такого бремени. Как будто пропасть образовалась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую непреодолимую тоску почувствовал

он. Раскольников уже не мог жить по-старому. Другие мысли, страхи, боли раздирали его сознание. Так начинается мучительное осознание героем провала его идей и поступков.

Теория Раскольникова не выдерживает столкновение с жизнью, ее «арифметика» («за одну жизнь - тысячи жизней, которые спасены от гниения и разложения...») оказывается ошибочной. Жизнь человека - самая большая ценность, поэтому даже светлая цель никому не дает права забирать его. Это - один из главных нравственных законов христианства. Именно поэтому кара, которой понес Раскольников, прежде всего - моральная. Она гораздо тяжелее, чем годы каторги, на которую он обречен судебным приговором.

Пытаясь объяснить свой психологическое состояние, Раскольников говорит Соне: «Я не старуху убил, я себя убил». Да, ему было очень обидно осознавать, что он напрасно пытался убедить себя в собственной избранности, «необычности». Раскольников действительно «убил себя», поскольку не выдержала проверки и потерпела крах его индивидуалистическая, человеконенавистническая теория, в которую он безгранично верил.

Наблюдая страдальческий расстройство в сознании Раскольникова, мы убеждаемся, что ложный путь, избранный героем романа, ведет не к возвеличивание его личности, а в моральных пыток, к духовной смерти. Он «воскресает», лишь освободившись от преступной теории «сверхчеловека» и прилучившись к миру других людей.

Раскольникова спасает совести, нравственный закон, который живет в нем с рождения. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное власть!». Но нравственный закон, которым Раскольников хотел пренебречь, оказался сильнее него, и он упал... Только на каторге, на последних страницах романа, в душе героя происходит переворот. Он возрождается для новой жизни.

Стоит заметить, что, кроме философских и социальных истоков, теория Раскольникова является еще и определенным переосмыслением литературной традиции. В предыдущие десятилетия писатели-романтики создали целую галерею сильных героев, которые стоят над толпой. В частности, это байронівський Манфред, пушкинский Алеко, лермонтовский Демон и т.д. Родион Раскольников как будто завершает эту галерею - его образ окончательно отрицает привлекательность бездушной силы и утверждает идею человечности.