3 КЛАСС
ТАКИЕ ОНИ, ДЕТИ МИРА
Урок 20
Тема. Рассказы, отрывки из повестей. Януш Корчак «Когда я снова стану маленьким»
Цель: ознакомить учащихся с произведениями польского писателя Януша Корчака; учить высказывать свое мнение по поводу прочитанного; развивать навыки сознательного и выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать творческие способности учащихся, фантазию, воображение; воспитывать положительные нравственные качества - доброту и сострадание.
Оборудование: карта Европы, карточки с упражнениями на совершенствование навыков чтения; пословицы; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
Улыбнись всем вокруг:
Небу, солнцу, цветам, людям, -
И тогда обязательно
День тебе веселее будет!
II. Упражнения на совершенствование навыков чтения
>> Игра «Назови одним словом»
К группам слов дети подбирают узагальнювальне слово.
Птицелов, рыболов, садовод, лесник - ... (занятия человека)
Гусеница, тля, червь, короед - ... (вредители деревьев).
Горихвостка, мухоловка, сорокопут, сойка, синица - ... (птицы)
Учитель может показать рисунки этих птиц.
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Работа над новым материалом
1. Рассказ учителя о Я. Корчака
- Януш Корчак (настоящее имя - Генрик Гольдшміт) - польский писатель, педагог, врач. Родился он 22 июля 1878 года в Варшаве в состоятельной семье юриста. Парню еще не исполнилось 12 лет, как, внезапно обанкротившись, заболел и умер его отец. Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернером в семьях богатых людей. Он хорошо знал польский, еврейский, русский, немецкий и французский языки.
После окончания гимназии Генрих поступает в медицинский институт. Окончив институт, Генрик работает врачом-педиатром. Становится известным специалистом, получает высокие гонорары от богатых граждан и бесплатно лечит детей бедняков.
Невысокого роста, с добрыми ясными глазами, Корчак говорил просто, без пафоса, но очень убедительно.
Он никогда не пытался узнать тайны детской души. Умел делить радости и боли своих воспитанников, был всегда и во всем честным с ними, чувствовал такую же, как и они, пренебрежение к любым компромиссам.
Таким знали его современники, таким он остался в их воспоминаниях, таким встретил и собственную смерть...
Но он оставил после себя несколько замечательных книг, любовь тех, кто знал его, и память о человеке большого сердца, о воспитателя, свою жизнь, свои знания и свой талант отдал маленьким людям - детям. А они всегда будут читать его правдивые книги и с глубокой благодарностью вспоминать имя «старого доктора» Януша Корчака.
2. Обработки отрывков из рассказа «Когда я снова стану маленьким»
1) Слушание произведения. Проверка первичного восприятия.
- Чем взволновала детей рассказ о жизни эскимосов?
- О чем беседовали школьники, идя со школы? Какими они представляли людей с крыльями?
- Расскажите, как вы проводите свой досуг.
- Проанализируйте свое общение с друзьями.
2) Словарная работа.
Вместе с учителем находят толкование непонятных слов.
3) Самостоятельное чтение произведения [молча).
4) Воспроизведение содержания прочитанного. Выборочное чтение.
- Найдите вопросы, которые они поставили учителю. Дополните их своими вопросами.
- Зачитайте отрывок из текста, где говорится о том, как вели себя ученики во время чтения учителем произведения.
- Докажите строчками из текста, почему так хорошо быть орлом.
- Где и в каких домах живут эскимосы?
5) Работа в тетради.
6) Краткий пересказ одного из отрывков рассказа [своими словами).
V. Итог урока
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Какое значение имеет дружба в вашей жизни?
- Какие пословицы или поговорки о дружбе вы знаете?
Для дополнительного самостоятельного чтения
- Кто хочет узнать продолжение этой истории, прочитайте дома еще несколько отрывков из этой повести.