ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Оноре де Бальзак «Гобсек»

 

Оноре де Бальзак (1799-1850) - французский писатель. Первый успех к нему пришел после написания «Психологии брака» (1829), навеянного Вальтером Скоттом. Это было началом большой серии романов под общим названием «Человеческая комедия». Писал также рассказы.

Родился в городе Тур 20 мая 1799 г. Дед его был крестьянином, а отец «вышел в люди» и превратился из «Бальса» на «Бальзака», добавив к своей фамилии благородную частицу «де». С самого детства мать не интересовалась ребенком и устроила его в интернат. В семь лет Оноре начал обучение в Вандомському училище. Ему там не очень нравилось: предметы преподавались кое-как, а дисциплина была строгой. Бальзак не был первым учеником, хотя много писал и увлекался писанием. После того как мальчик заболел (1814), родители забрали его домой. 1814 г. семья Бальса поселяется в Париже. Оноре продолжил обучение в частных школах, посещал лекции в Сорбонне, всемирно известном университете, посещал практику в адвокатской конторе. Уже за тех лет Бальзак почувствовал на себе французскую действительность.

Углубление в «прозу» жизни усиливалось осложнением собственных материальных обстоятельств. 1819 г. отец Бальзака оставил службу без пенсии и Оноре, того самого года получив диплом юриста, вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Профессия адвоката его не привлекала. Он мечтал о писательской деятельности. Семья не становилась ему на помехой, даже посильно ему помогала: на семейном совете было принято установить Оноре испытательный срок продолжительностью два года и финансировать его. По то время он должен был доказать, что у него есть призвание к писательству и что он способен создать значительное произведение. Бальзак попытался угодить условиям соглашения, написав стихотворную драму «Кромвель». И жанр, и эстетика произведения не отвечали таланта Бальзака. К тому же он делал только первые шаги на литературном поприще и не имел опыта. Итак, произведение, несмотря на доказательства талантливости его автора, оказался неудачным.

С 1821 г. Бальзак жил в Мансарде, общался с журналистами и создал ряд модных тогда «готических романов», сначала в соавторстве, а потом самостоятельно. В них можно увидеть набор приемов и тем, свойственных такому типу литературы: руины замков, тайны, скелеты и небесно чистой любви. Эти произведения тоже не принесли желаемых Бальзакові денег, но сыграли положительную роль в становлении писателя: именно на них он оттачивал свое мастерство, чтобы в 1829 г., когда появился роман «Последний шуан», войти к французской литературе одним из ее самых оригинальных авторов. Двадцатые годы во многом усложнили жизнь Бальзака. Борьба с кредиторами - одна из самых популярных тем анекдотов, связанных с его именем. Чтобы избавиться от долгов, Бальзак писал непрерывно, создавая роман за романом, работая по 16 часов в сутки и получая авансы от издателей за ненаписанные произведения. Кроме того, он был светским человеком, завоевывал сердца женщин, слыл немного смешного «денди». Успеть везде он мог только благодаря жизнелюбию и трудолюбию, которые, словно поток, жили и выливались на страницы его книг.

Впоследствии писатель использует «физиологический очерк» для создания своих новелл. Именно так возник его всемирно известное произведение «Гобсек», что был сначала «физиологическим очерком» о ростовщика. От начале 30-х годов Бальзак пишет большие прозаические произведения - романы и повести («Шагреневая кожа», «Полковник Шабер», «Евгения Гранде», «История величия и падение Цезаря Білото» и др.). Еще на ранних этапах творчества Бальзак обнаружил склонность писать произведения циклами, в результате чего возник замысел объединить все романы в эпопею.

В 1840 г. появилось и название «Человеческая комедия», а в 1842 - «Предисловие». До эпопеи вошло почти все созданное Бальзаком в 30-х годах и написанное после 1842: романы «Утраченные иллюзии «Кузина Бетта», «Кузен Понс», «Роскоши и нищета куртизанок» и др. Последний роман Бальзака «Крестьяне» остался незавершенным.

В 1832 г. писатель получил письмо, поступивший из Одессы за подписью «Иностранка» по поводу его романа «Тридцатилетняя женщина». Автором послания была богатая польская помещица Эвелина Ганская, владелица имении близ Бердичева. Писатель начал переписку с женщиной, а впоследствии встретился

с ней в Швейцарии. Ганская была красивой вельможною женщиной. Между писателем и ней завязались дружеские отношения, которые вскоре переросли в настоящую любовь. Они не могли жениться, ведь Эвелина имела мужа. Венцеслав Ганский скончался в 1841 г., но влюбленным в силу разных обстоятельств пришлось ждать на венчание еще девять лет. Они встречались в разных городах и странах Европы: в Швейцарии, Вене, Дрездене, Санкт-Петербурге, а в итоге поженились в Бердичеве. Бальзак дважды посещал Украину: в сентябре 1847 - январе 1848 г. и в течение последних месяцев 1849-го до апреля 1850 года. Кроме Верховне, имение Ганской, он несколько раз был в Бердичеве. Украина поразила его своими полями и плодородной землей.

«...Это пустыня, царство хлебов, эти молчаливые прерии Купера, - восторженно отмечал он. - Здесь начинается украинский чернозем, слой черного и откормленного грунта толщиной футов пятидесяти, а иногда даже и больше. Его никогда не занаваживают...»

Вместе с Ганской Бальзак посетил Киев и так описал его красоту и величие в письме Лоры де Сюрвиль: «...Вот я и увидел этот Северный Рим, это татарский город с тремястами церквями, с богатствами Лавры и Святой Софии украинских степей. Хорошо взглянуть йа это еще разок...» .

В 1847, 1848 и 1850 годах посетил Киев (всего было 6 визитов писателя до Киева). Останавливался в доме польских магнатов Ганских на Печерске (недалеко от нынешней улицы Липской), начал писать очерк «Письмо о киеве». Бывал в Контрактовом доме на Подоле во время контрактовых ярмарок.

Долгое время жил в селе Верховня (ныне Житомирской области), в имении Ганских (с осени 1847 по февраль 1848 года и с осени 1848 года по апрель 1850 года).

Умер 18 августа 1850 года в Париже.

В 201Г году в Бердичеве, напротив костел Варвары, был открыт памятник знаменитому писателю. Автором бюст стал житомирский скульптор Василий Фешенко.

Главный герой повести Бальзака «Гобсек» (1830) -- старый ростовщик, к которому приходят на ссуды люди, доведенные до отчаяния и согласны на любые условия. Гобсек занимался ростовщичеством, к которому его подтолкнули не нищета, не стремление занять лучшее место в обществе, а неистовая жажда денег. Эта страсть к золоту приобрела маниакального характера - Гобсек накапливал деньги не с целью вложить их в какое-то дело, а с целью заработать еще больше.

Историю рассказывает через Гобсека несколько дней после его смерти адвокат Дервіль. В юности ростовщик принимал участие в грабительскому завоевании Индии, вел дела с индийскими раджами и пиратами, искал в Америке сокровища уничтоженных индейцев, «имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных штатов». Он пережил романтические приключения и банкротство, но все же составил огромный капитал.

С одной стороны, образ ростовщика, который тихо живет в своем сыром углу и ткет паутину для очередной жертвы, противопоставляется романтическим образам сильных личностей, способных на героические поступки. С другой - писатель-реалист использует приемы романтической литературы, прибегая к сгущению красок и преувеличений, описывая стиль жизни скряги и наделяя его самыми отвратительными чертами. Даже фамилия Гобсек в переводе с голландского языка означает «мироед», что вполне соответствует роду деятельности персонажа, который душит свои жертвы ужасными процентами и проглатывает их имения.

Одним из своих художественных принципов писатель провозглашал изображения не только «женщин и мужчин, но и вещей». Потому он особое значение придает характеристике героя через обстановку, в которой он живет. Даже в портрете ростовщика Бальзак использует сравнения, которые дают возможность понять внутренний мир героя: бледность его лица напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота». Очевидно, что писатель использовал цвета денег - золота и серебра. Бесстрастие ростовщика отражена в его невозмутимом лице, словно отлитом из бронзы. Даже глаза Гобсека «маленькие, желтенькие, словно у хорька», а нос, которым персонаж будто проникал к тайнам - длинный, подобный сверла. Дервіль сравнивает его с векселем, не имеет ни возраста, ни пола. Дом, в котором живет Гобсек, промозглый и зловещий, а в конторе ростовщика стоит мертвая тишина.

Суровая молодость Гобсека отражает противоречия предыдущей эпохи. В борьбе с жизненными трудностями он потерял все чувства, религию, уважение к людям. Идолом этого «человека-автомата» есть золото: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всевластными министрами... Неужели это не власть?» Но не только Гобсек владеет золотом, самое страшное, что он не осознает власть золота над ним самим, что ростовщик отдал ему все лучшее в своей жизни.

Золото для Гобсека - волшебный талисман, «в нем все содержится в зародыше, и все оно действует в действительности». Он безразлично относится к бедным, даже оправдывает себя: «...Всюду происходит борьба между бедными и богатыми, и везде она неотвратима. Так лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Ростовщик сознательно отвергает любые чувства, считая, что они становятся ловушкой для наивных и простодушных.

Эту философию он проповедует юном Дервілю, постоянное присутствие которого провоцирует потайного Гобсека на откровенность. Ростовщик как бы вновь переживает все беды и унижения молодости, в его душе борются скряга и философ, существо подлое и одновременно возвышенная. Он чрезвычайно умный и наблюдательный человек, свой интеллект использует не только для глубоких философских обобщений, но и для лучшего ведения дел. Его странное стремление поддерживать дружбу с Дервілем объясняется тем, что в глубине его душе все же теплится что-то человеческое. Он чувствует себя одиноким и именно поэтому помогает Дервілю укрепить его профессиональное положение адвоката.

Неожиданностью становится чувство симпатии, с каким Гобсек, тонкий психолог, рассказывает про свою клиентку швею Фанни Мальвы. С присущим ему практицизмом ростовщик сначала восхищается ее обязательностью и аккуратностью в оплате долгов, а позже - и ее образом жизни и зарабатывание, нравом и привлекательностью. Именно благодаря жмотихе Гобсеку Дервіль нашел свое супружеское счастье с Фанни.

Достойны внимания также перипетии с имениями графа де Ресто. Понимая, что жена графа не остановится даже перед перспективой разорения собственных детей, Гобсек дает де Ресто мудрый совет относительно того, как сохранить состояние. Однако в решающий момент ростовщик уже не способен отказаться от имущества доверчивого клиента.

Однако нельзя рассматривать образ Гобсека в отрыве от того общества, в котором он живет. Писатель дает понять, что до ловушки ростовщика в первую черіу попадают те, кто запутался в обмане (например, графиня де Ресто). Человеком, который уподобляется Гобсекові, в повести становится Максим де Трай, для которого капиталом были его титул и светские манеры. Если Гобсекові золото нужно, чтобы в любой момент купить что угодно, то де Трай в любой момент может выгодно продать себя. О таких, как он, Гобсек говорит: «Чтобы не захляпатися, идя пешком, аристократ или тот, кто под него подделывается, готовы с головой окунуться в болото».

Автор описывает, как сам Гобсек в конце жизни, боясь продешевить, накапливает в своем жилище антикварные вещи, дорогая мебель, картины, деликатесы и т.д. Это накопление имеет гротескный характер и символизирует захланну душа самого ростовщика, который, оперируя миллионами, умирает с голоду в холодной сырой комнате. Его деньги, золото, на которые ростовщик работал всю жизнь, пропали втуне. Образ Гобсека является вечным образом в мировой литературе, в котором обобщены черты человека - раба своего богатства, раба философии накопления.