ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

 

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Художественное своеобразие романа. «Диалектика души» героев

 

Лев Толстой - один из величайших писателей-реалистов не только своего времени и страны, но и мировой литературы. В его произведениях действительно можно увидеть «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Он не просто плетет интригу, создавая сугубо сюжетнии произведение, а пытается разобраться в определенных законах общественной жизни, которые влияют на судьбу человека, найти движущие силы человеческого бытия и в конце концов понять его смысл.

В этом стремлении Толстой подобный других выдающихся писателей-реалистов XIX в. Однако для него прежде всего важны не столько социальные, сколько философские аспекты. Если Стендаль, Бальзак и Диккенс исследовали прежде всего социальную действительность, то Достоевского и Толстого гораздо больше интересовал внутренний мир их персонажей. То есть творчество Толстого обозначена философичностью, хотя, стоит еще раз подчеркнуть, социальные проблемы в его произведениях являются чрезвычайно важными.

Первые критики романа «Анна Каренина» обвиняли автора в «отсутствии» у него писательского мастерства: мол, как можно продолжать литературное произведение, когда главная героиня уже погибла? И такую их позицию можно понять, поскольку большинство тогдашних романов заканчивались смертью главного героя, а в «Анне Карениной» после смерти героини есть еще один раздел (восьмая часть). Однако Л. Толстой был не просто писателем, рассказчиком в традиционном понимании этого слова. Его произведения - это художественное воплощение тех философских проблем, которые он пытался решить, а смерть Анны их не решила. Вспомните, что подобная ситуация возникла и вокруг романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», окончание которого также кое-кто считает художественно незавершенным.

Философичность произведения Л. Толстого проявляется и на обраВНОм уровне. Например, для реализации своей философской концепции он изобразил Левина (который появился аж в четвертой редакции романа). Этот персонаж нужен прежде всего Толстому-философу, а не Толстому-писателю.

 

И. Репин. Лев Толстой. 1887г.

 

Едва ли не самым большим достижением литературы XIX в. является ее психологизм. Однако если у Стендаля это преимущественно внутренний монолог, у Бальзака - деталь, у Достоевского - исследование психологии человека в экстремальной ситуации, то Толстой изображает «диалектику души» - спонтанный подвижной («самодвижущийся») психический процесс.

Ad Fontes

Написание Толстым каждого нового раздела «Анны Карениной» возмущало все общество и сопровождалось бесконечными увлечениями, обсуждениями, спорами, как будто речь шла о какой-то вопрос, близкий лично для каждого.

Из воспоминаний современников Льва Толстого «Толстовский музей». - Т.І.- СПб., 1911. -С. 273

Слово «диалектика» означает процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и всей его противоречивости. Итак, диалектика души - это сложный и противоречивый развитие внутреннего мира человека, который пытается изобразить писатель. Пристальное внимание Толстого к внутреннему миру человека иногда называют «психологической рентгеноскопією».

Главная героиня этого произведения Анна Каренина изображена в романе в совершенно разных ипостасях. Если в начале произведения это привлекательная жена столичного сановника, уверенная в себе, ласковая, дружелюбная, человек, который живет в согласии с миром, то в конце романа это уже совсем другая женщина: она потеряла внутреннюю гармонию, приветлива с посторонними, но несдержанна и иногда даже жестока с Вронским, Карениным и, в конце концов, сама с собой. В начале романа она едет наводить порядок в чужой семье (Стіви и Долли Облонских), а впоследствии исчезает покой в ее собственном доме.

Изменения наблюдаются также в образах Вронского, Кити, Долли и Каренина. Статичным, пожалуй, остался лишь один персонаж - Стива Облонский.

Стоит отметить, что психологические изменения в характеристике главных героев романа закономерны и мотивированные. Толстой мастерски и скрупулеВНО показывает малейшие душевные порывы, духовную эволюцию своих героев («диалектики души»).

Еще одной особенностью романа является то, что авторская позиция в нем неприкрытая, открытая. В частности, ее видно в прямых авторских характеристиках: да, у Левина «умное, мужественное лицо», подобные авторские комментарии к образам Вронского, Долли, Кити, Стіви не вызывают сомнений относительно того, на чьей стороне симпатия, а на чьем - антипатия писателя. Такая неприхованість авторской позиции сочетает Толстого, например, с моралізаторськими проповедями Ч. Диккенса, но еще больше напоминает дидактизм литературы предыдущих эпох, особенно - назидательной литературы Просвещения (XVIII в.). Единственный персонаж, к которому Толстой не высказывает своего прямого отношения, - это Анна Каренина. И он делает это сознательно, поскольку, по его убеждению, к пониманию образа и позиции главной героини читатель лучше дойти самостоятельно, без авторской «подсказки» (а может, и сам он не определил свою позицию окончательно?).

Ad Fontes

Если старшие писатели изображают преимущественно на внешний мир - природу, экономические и общественные проблемы и с их помощью пытаются объяснить людей, их дела, слова и мысли, то более поздние идут совсем противоположной дорогой: они, так сказать, сразу проникают в душу своих героев и ней, словно магической лампой, освещают все окружающее.

I. Франко Собр. тв. : В 50 т. - Т. 35. - С. 108.

 

Писатель мастерски использует внутренний монолог. Самый яркий пример - монолог Анны перед самоубийством, в котором можно выделить несколько фрагментов. Это воспоминания о прошлом (разговор с Тють - кіним, упоминание об Каренина и Сережу), мысли об этом, созерцания вокруг себя (видит пьяного, попрошайки), анализ отношений с Вронским. Все это связано между собой ассоциативно: рисуя воображаемую картину жизни с Вронским после полученного развода, вспоминает Анна Каренина, видя гимназистов, - Сережу и пытается проанализировать свои чувства к нему.

Для Толстого внутренний монолог - это средство проникновения в духовную тайну человека. С подобной целью этот прием использовал и Стендаль. Однако Толстой (и это роднит его с Достоевским) воспроизводит не столько логически упорядоченную мысль (вспомним стройный «математический» подход Стендаля к анализу тончайших движений души Жульена Сореля), а то, что не подвластно разуму, логике, сознания как такой, что-то туманное и напівсформульоване, то есть то, что находится в подсознании. С помощью именно этого приема ему удается воссоздать тот хаос, что царит в душе главной героини, особенно перед ее роковым шагом.

Nota bene

Внутренний монолог - раВНОвидность монолога, в котором передаются внутренние переживания персонажа вместо описания внешних реальных событий, ситуаций, вызывающих эти переживания. Стилистически внутренний монолог оформляется как внутренняя речь действующего лица с соответствующей временной последовательности мыслей, характерными синтаксическими конструкциями, способом выражения и т.д. В связи с усилением психологизма изображения и соответственно к жанрово-стилевых изменений литературных произведений, автор смотрит под новым углом зрения на объект наблюдения, ищет оптимальное соотношение в изображении персонажа и его окружения, нарушает временное развертывание сюжета, а главное - анализирует состояние души персонажа.

Литературоведческий словарь-справочник. - К. : Академия, 1997. - С. 138-139

Лев Толстой и модернизм

Попутно заметим, что воспроизведение внутреннего монолога героев, обычно нелогичного, путаного, ассоциативного, характерно для модернистской литературы XX века. Особенно ярко этот прием, мастерски использован уже Толстым, воплотил и даже сделал ведущим (в художественной системе модернизма внутренний монолог стал основой «потока сознания») в своих модернистских произведениях выдающийся ирландский писатель Джеймс Джойс.

Художественные приемы писателя становятся все более раВНОобразными. Так, если проанализировать лексику романа, то вместе со словами, касающиеся семейной жизни, с помощью которых автор воплощает «мысль семейную» («семья», «семья», «муж», «жена», «дом»), главными становятся слова «ложь» и «правда». В этих категориях продолжаются духовные искания Левина, правду потеряла Анна. В конце концов, это является одной из главных философских проблем, которые интересуют автора.

Не резкая антитеза романа заключается в том, что Анна вынуждена делать то, против чего боролась. Она умная, сильная женщина, которая, не скрывая свои чувства к Вронскому, открыто, даже с вызовом демонстрирует их миру, то есть не желает врать. Однако впоследствии она попадает в тенета лжи: «Вронский не мог понять, как она, со своей сильной, честной натурой, могла переносить это положение обмана и не желать выйти из него». Анна перед смертью говорит фразу, где есть слова «ложь» и «обман».

Лев Толстой также использует определенные символические, опережающие намеки и детали, которые интригуют читателя, намекая на будущие трагические события. Так, гибель работника желеВНОй дороги во время приезда Анны в Москву ассоциативно связана с ее будущим самоубийством. И, в конце концов, то же самое можно сказать про маленького черного человечка, который впервые приснился Анне после выздоровления и преследовал ее в последние минуты жизни. Не возникают образы будущего символического романа в конце седьмой части: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-либо, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла» (7, XXX). Эта обраВНО-символическая линия произведения связана прежде всего с Анной. Почему? Не потому ли, что ее сюжетная линия связана с Толстым-писателем, а Левина - с Толстым-философом?