ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)
РОМАН «АННА КАРЕНИНА»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Творческая история
Роман «Анна Каренина» создавался на протяжении 1873-1877 гг. За это время существенно изменился его план, усложнились сюжет и композиция, изменились герои и даже их имена. Так, в окончательной редакции Анна Каренина мало напоминает свою предшественницу. В различных вариантах Л. Толстой последовательно духовно обогащал и морально совершенствовал образ главной героини, сделав его наконец довольно привлекательным. Зато образы ее мужа и Вронского (в первых вариантах произведения он имел другую фамилию) писатель постепенно лишал положительных черт.
В период написания романа Лев Толстой переживал напряженные духовные искания. Россия после отмены крепостного права (1861) была на распутье: нужно было или идти капиталистическим путем, уже «апробированным» Западной Европой или искать «свой, российский путь».
Однако Толстой (как и Достоевский) не мог воспринять сложившуюся в странах Западной Европы открытую проповедь индивидуализма, апологию конкурентной борьбы как нормальное состояние экономики и общества и т.п. Если для Запада ключевым было (и остается сейчас) вопросы обеспечения прав личности, то Л. Толстой нарушал принципиально другой вопрос - о возможности и особенно обязанности личности перед обществом, общиной.
Такая позиция давалась писателю-философу очень нелегко, он получал ее в постоянной внутренней борьбе. Об этом ярко свидетельствуют десятки тысяч написанных, зачеркнутых, а потом снова неоднократно переписанных его женой Софьей Андреевной страниц, которые хранятся в архивах. Идеологические предпочтения Толстого - это патриархально-крестьянский демократизм. Вот где истоки его странных, как для графа-аристократа, «крестьянских» занятий: вспашка, косарство т.д., отсюда и воплощенное в следующих произведениях воспевания народных ценностей (например, поэтизация образа крестьянина Фоканича, который живет «по совести»). Эти убеждения и пристрастия обусловили возникновение известной фразы: «До этого графа подлинного мужика в литературе не было».
Обложка к роману Л. Толстого «Анна Каренина»
1 Патриархальный - такой, что касается коллектива, который основывается на совместном производстве и потреблении.
Итак, замысел «Анны Карениной» возник именно в этот сложный период духовных поисков. Первая редакция романа вышла в свет в 1873 г.1, а уже в начале 1874 г. он печатался отдельной книгой. Анна, ее муж Алексей и любовник еще совсем не похожи на персонажей окончательного варианта романа. Героиню приводит к самоубийству и равнодушие Вронского, и столкновения «дьявольской» призрачной страсти с христианским самопожертвованием, носителем которой является преданный мужчина. Ему принадлежит и и морально-философская истина, что ее в окончательной редакции поймет Левин.
Особенно существенные изменения претерпел текст романа в 1875-1877 гг., когда Толстой увлекся раВНОобразными религиозными и философскими трудами и учениями. «Мысль семейная» в произведении значительно углубилась и вышла из частного русла на территорию общего анализа человеческих взаимоотношений во время острых общественных противоречий.
Лев Толстой и Федор Достоевский: видение «пути России»
Для Толстого (как во многом и для Достоевского) «западный выбор» России представлялся абсолютно неприемлемым. Его герои готовы воскликнуть вслед за героем «Преступления и наказания» Разуміхіним: «А вот мы и соврать так, чтобы это было свое, не умеем! Соврать свое-и это почти лучше, чем сказать правду уже готовую, с чужого голоса!» Хотя в политических и художественно - эстетических позициях Л. Толстого и Ф. Достоевского было много принципиальных раВНОгласий (например, их отношение к религии: Достоевского православная церковь признавала и признает, а Толстого от нее был отлучен), относительно «своего, особого пути для России, неприемлемость простого копирования западного опыта два гения русской литературы созвучны. Поэтому герой Достоевского проиВНОсит свой пламенный монолог, за которым «полифонически» слышится голос самого писателя: «Ну, что мы теперь? - Все мы, абсолютно все, без исключения, относительно науки, развития, мышления, изобретений, идеалов, желаний, либерализма, здравого рассудка, опыта и всего, всего, всего, всего, всего еще в первом подготовительном классе гимназии сидим! Понравилось чужим умом жить - и дорвались!»
Обложка к романам Л. Тостого «Исповедь» и «О жизни»
1 Подробнее см.: Жданов В. А. Творческая история «Анны Карениной». - М., 1997.
Параллельно с романом «Анна Каренина» писатель работал над «Исповедью», где искал ответы на вопрос о смысле жизни «образованных людей». Толстой пересказал восточную притчу о путнике, который увидел дикого зверя и решил спрятаться в сухой колодец, но на ее дне сидел дракон. Тогда он уцепился за ветки куста, корни которого начали грызть черная и белая мыши. Путник знает, что погибнет, ведь ни назад, ни вперед пути нет. Однако, несмотря на тупик, он заметил капли меда на листке куста и начал слизывать их. В романе «Анна Каренина» Толстой изображает четыре пути решения сложившейся ситуации.
Первый путь - путь непонимание. Он заключается в том, что человек не осознает, что жизнь - это зло и бессмыслица. Люди, которые идут этим путем, не понимают своего положения и не пытаются это сделать. Они до времени «лижут свой мед». Однако наконец-то-таки заставит их обратить внимание на дракона или мышей. И тогда - конец их «сладкой жизни». Лев Толстой считал, что такой путь выбирают женщины, юные и бестолковые. В романе так действуют двое мужчин - Каренин и Вронский.
Второй - путь эпикурейства. Он заключается в том, чтобы, зная об опасности, которая ждет тебя, слизать как можно больше меда. Так делает Стива Облонский.
Третий - путь силы и энергии. Он заключается в том, чтобы, поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, покончить с ним. Это путь Анны Карениной.
Четвертый - путь слабости (сравните с концепцией писателя «неспротивлення злу насилием»). Его выбирают, чтобы продолжать жить, осознавая зло жизни. Этот путь «слабости» единственный из всех может превратиться в путь «прозрения», что и воплотилось в образе Левина.
На то, что настоящей основой романа является не сюжетные линии, указывал и сам автор: «Я горжусь... архитектурой - своды сведено так, что незаметно, где замок. И об этом я в первую очередь беспокоился. Целостность здания базируется не на фабуле и не на отношениях действующих лиц, а на внутренней связи». Его роль выполняет определенная философская концепция.
Лев Толстой строит свои произведения по принципу контрапункта: это мелодия, которая сопровождает главную мелодию. Такой главной мелодией в романе есть сюжетная линия Анны, а сопровождает ее «голос» Левина.
Nota bene
Лев Толстой сравнивал себя с героем древней восточной притче о путнике. “Так и я, - пишет он, - держусь за ветки жизни, зная, что меня неминуемо ждет дракон смерти, готовый растерзать меня, и не могу понять, зачем я попал на эти пытки. Я пытаюсь сосать тот мед, который прежде утешал меня; но этот мед уже не радует меня, а белая и черная мышь, день и ночь - грызут ветку, за которую я держусь».