XIX ВЕКА
Стендаль «Красное и черное»
Стендаль (Анри-Мари Бейль)
(1783-1842) - один из величайших французских писателей XIX в. Анри Бейль
творил под псевдонимом Стендаль (Штендаль - название немецкого города, в котором
родился известный немецкий искусствовед XVIII века Иоганн Винкельман).
Стендаль родился 23 января 1783
года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный
деятель, увлекался идеями Просвещения и был поклонником Вольтера. Но с
началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден
был даже скрываться. Мать мальчика рано умерла, и семья надолго нарядилась в
траур. Отец не занимался воспитанием сына, доверив его католическом
аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и
религию. Тайно от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами
философов-просветителей (Кабаніса, Дидро, Гольбаха). Чтения, а также сильнейшие
впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской
революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего
писателя. Приверженность к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один
из французских писателей XIX в. не отстаивал эти идеалы с такой страстью
и смелостью.
в 1797 году Стендаль поступил в
Гренобле к Центральной школы, целью которой было введение в республике государственного
и светского обучения вместо религиоВНОго, и вооружение молодого поколения знаниями
и идеологией созданной буржуаВНОго государства. Тут парень увлекался
математикой. После окончания курса его отправили в Париж для поступления в
Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через
несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт
захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к
походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль поступил в армию
Наполеона. Он прослужил в ней более двух лет, а затем подал в отставку и 1802
года вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем.
Стендаль был сторонником
идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но отношение
писателя к нему, особенно после захвата последним престола Франции и
преобразования на императора, было, однако, довольно критическим. Некоторые замечания
Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотические и узурпаторські
стремление Наполеона и какую угрозу он видел в нем для настоящего духа
революции.
Стендаль принимал участие в походе
Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал ужасы
зимнего отступления французской армии из России. Впечатления о россии были чрезвычайно
сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину,
видел также и жестокую произвол самодержавия.
После падения Наполеона и возвращения
Бурбонов во Францию Стендаль уезжает в Италию, лишь иногда бывая на родине.
Стендаль полюбил Италию, эта страна сыграла немалую роль в формировании взглядов
писателя. Его привлекало насыщенная общественная жизнь этого государства. В 1821
году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). СоболеВНОвания
Стендаля этому движению дало основание правительству обвинить его в принадлежности к
восставших и предложить срочно покинуть австрийские владения северной
Италии.
Пребывание в Италии оставило
глубокий след в творчестве Стендаля. Он с увлечением изучал итальянское
искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это
работа по истории искусства «История живописи в Италии», «Прогулки по Риму»,
новеллы «Итальянские хроники». Наконец, Италия дала ему сюжет одного из
крупнейших его романов «Пермский монастырь».
Пребывание во Франции, где правили
ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для него невыносимым. Это отношение писателя
к реакции и режима Реставрации нашло свое выражение в его лучших романах. В
в 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа назначения в Триест
консулом, но его не утвердили, как «неблагонадежного», в Триесте. Стендаль
становится консулом в папских владениях в Чивитавеккья. Его смелая, независимая
мысль, сочувствие революции и якобинцам, атеизм, его полны боевого протеста
произведения делали одинаково тяжелым его пребывания как в Италии, так и у себя на
родине.
Стендаль чувствовал себя больным, однако
довольно часто ездил с Чівітавеккії до Рима. В 1841 году с ним случился первый
апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он снова приехал в Париж,
намереваясь пробыть там всего несколько дней. И неожиданно его свалил второй
удар. Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии. Сам он в
дневнике писал, что иногда настолько слаб, что едва держит перо, а потому
вынужден диктовать тексты. Но, несмотря ни на что, Стендаль работал до
самого конца. А 22 марта 1842 года он, потеряв сознание, упал прямо на
улицы и через .кілька часов умер. Смерть, вероятнее всего, наступила от
аневризмы аорты. Похоронен на кладбище Монмартр.
Главным героем романа Стендаля
«Красное и черное» (1830) есть не просто плебей, который стремится «выйти в люди», то есть
достичь личного благополучия. Жюльен мечтает занять в обществе одно из
высоких мест, стремится к признанию его интеллекта и способностей. Судьба Жульена
Сореля воспроизведена с присущим Стендалеві умением анализировать душевные переживания
человека и изображать частную жизнь, связывая его с общественными явлениями и
историческими фактами.
Деятельному и талантливому Сорелю
свойственна не присущая этому возрасту способность сдерживать свои чувства, он
прекрасно осознает свой интеллектуальный потенциал. Но он - «плебей», и поэтому,
несмотря на свои природные способности, должен оставаться «в темноте». Отсюда
происходит потенциальная революционность, потенциальный протест в душе и поступках
Жульена, его желание противостоять «традиционной» судьбы. Целеустремленный и
уверенный в себе юноша отчетливо осознал, что есть два пути самореализации: духовная
или светская карьера.
Жюльен понимает, что ему придется
поступаться своими принципами, действовать по указанию людей ограниченных,
самоуверенных, высокомерных, которые занимают высшее положение лишь благодаря своему
происхождению. Поэтому кумиром Сореля является Наполеон Бонапарт, офицер-корсиканец, который
только с помощью своей шпаги снискал себе величие и славу. Видимо, поэтому события,
участником которых становится юноша, Жульен воспринимает как войну, а среда, в которой существует,
- как враждебное. Любой свой успех юноша сравнивает с выигранной битвой.
Однако Жюльена приходится прокладывать
себе путь не шпагой, а мнимым благочестием, смирением, что граничит с лакейством
и бередит душу, убеждая себя в истинности сомнительных положений и реальности
обманчивых перспектив. Жульена испепеляет собственное самомнение, которая требует от
него постоянных наглядных побед. Он любой ценой должен доказать себе и
миру, что его вылеплено из того же теста, «из которого сделаны выдающиеся люди», которые
в ЗО лет становились наполеоновскими маршалами.
Но свои победы Жульен приобретает не
на поле боя, не на поле славы, а в хитросплетених интригах. Он дает себе клятву
высказывать только такие мысли, которые ему самому представлялись фальшивыми. Маска
фальши прирастает к нему настолько тесно, что по ней невозможно разглядеть
лицо, одухотворенное «священным огнем» ненависти к узаконенной безликости,
коварства и предательства.
Битва «природы» и «цивилизации»
происходит в душе Жюльена Сореля. Герой видит свой «долг» в сознательном
лицемерии, то есть в том, чтобы, сдерживая свой темперамент и отношение к
общества с презрением, вести себя по его законам. Своим учителем в этом
искусстве лгать он называет мольеровского Тартюфа.
Программа завоевания мира не совпадает
с его задатками человека. Однако постепенно он учится хорошо контролировать
собственные чувства, желания, инстинкты, и на тот период приходятся его крупнейшие
успехи.
Стремясь взять верх над миром
напыщенных аристократов, Сорель довольно быстро осознает настоящий смысл жизни
этого общества, точнее, его несложный реальный «механизм», очень далек
от интересов государственных, общественных. Трагедией Сореля было несоответствие между
усилиями, которые он прилагал для осуществления своих честолюбивых планов, и полным
неприятием законов того позорного фальшивого мира, над которым хотел властвовать.
Только один человек отнесся к
Жульена как к равному - госпожа де Реналь. Сначала отношения с ней он расценивал
как очередную победу над жизнью, но потом чувства к этой удивительной женщины
переросло в искреннюю любовь. Хотя парень разрывается между огромным
честолюбием и любовью, для Жульена госпожа де Реналь стала единственным другом, который
его понимал.
Любовь своенравной дочери маркиза
было трудной победой юного честолюбця и имела весомые последствия. Маркиз ладен
предоставить ему имение, устроить так, чтобы Жульена считали дворянином де Ла-Верне
- незаконнорожденным сыном вельможи. Кажется, Сорель выиграл битву, достиг
цели, к которой шел. Однако маркиз получил письмо от госпожи де Реналь с ужасным
обвинению в том, что Жульен стремился «завоевать себе определенное положение в
мире и выбиться в люди, прибегая с этой целью к тончайшего лицемерия
и соблазнив слабую и несчастную женщину». Молодой честолюбец никогда бы не использовал
женщину для карьеры, поэтому это обвинение настолько возмутило его, что он мчится
в Безансон и там во время церковной службы публично стреляет в госпожу де
Реналь. Его мечты и надежды оборванные этими выстрелами.
Жульен прекрасно понимает, за что
на самом деле его приговорили к смертной казни не за выстрел в церкви и не за любовный
связь с госпожой де Реналь и Матильдой де ля Моль, а за протест «плебея» против
сословных «законов» общества, за его попытки подняться по служебной
ступенькам на основе своих природных способностей и стремлений. Поэтому, ожидая
на казнь, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего»,
которые бы, возможно, и добились, в случае его «покаяние», приказа о помиловании.
Поединок с обществом, действительностью, с «запрограммированной» судьбой кончается
физическим поражением и в то же время моральной победой главного героя произведения.
Главный герой романа Жюльен Сорель
- человек, который разучился быть собой, которой, однако, свойственна колоссальная внутренняя
энергия, для которой любые социальные правила всегда будут узкими. При таких
условий душа Сореля, которая стала ареной борьбы между «природой» и «цивилизацией», является
одновременно и зеркалом того времени. По мнению Стендаля, такие фигуры, как его
герой, относятся не столько предыдущей эпохе Просвещения, сколько будущем,
потому что своей гибелью двигают историю.