ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Люди, подобные автору «Анны Карениной», являются учителями общества.

Ф. Достоевский

Жизненный и творческий путь

 

Лев Толстой - один из величайших русских писателей и заметная фигура в мировой литературе. Он родился 9 сентября 1828 г. в с. Ясной Поляне Тульской губернии. Будущий писатель рано остался сиротой. Его мать, хорошо образованная и чуткая женщина, умерла, когда ему было только два года, а в 1837 г. (в один год с А. Пушкиным, творчество которого значительно повлияла на Толстого) не стало и отца. Детей воспитывала дальняя родственница - Т. Єргольська, согревая их теплом своей души. Впоследствии Лев написал, что она научила его «духовному наслаждению любви». Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными: семейные предания и наблюдения за жизнью семьи, первые впечатления от быта дворянской усадьбы стали богатым материалом для его произведений и воплотились в автобиографической повести «Детство».

Вскоре семья переехала в Казань. В 1844 г. Лев Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем перевелся на юридический факультет, где учился неполных два года: занятия не вызывали у него интереса, поэтому он окунулся в водоворот светских развлечений. Весной 1847 p., подав ходатайство об увольнении из университета «за слабое здоровье и домашние обстоятельства», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым и амбициозным намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Он прожил лето в деревне и разочаровался неудачным ведением хозяйства на новых, выгодных для крепостных условиях (эти события изображены в повести «Утро помещика» (1857). Осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы сдать кандидатские экзамены в университете. Стиль его жизни в этот период часто и радикально менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то чрезвычайно увлекался музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника или мечтал стать юнкером в полку конной гвардии. Религиозная сдержанность, доходящая иногда до аскетизма, чередовалась с периодами наслаждения «легкой жизнью». Родственники считали его легкомысленным, и действительно - свои тогдашние долги он смог вернуть только через много лет. Однако именно тогда в его душе произошли напряженный самоанализ и борьба с собой, что воплотилось в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьеВНОе желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

 

Лев Толстой. 1848 г.

Обложки к произведениям Л. Толстого

 

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва поехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу реки Терек, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, принимал участие в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни стали материалом для автобиографической повести «Казаки» (1852-1863), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912 p.). Тогда будущий писатель почувствовал резкий контраст между простым укладом жизни казаков на «погибельному Кавказе» и сытым бездельем аристократов в России - «края рабов, край господ» (Г. Лєрмонтов). Это сравнение заставило его задуматься: как жить дальше? какой путь выбрать для себя? Без этих размышлений вряд ли сформировалась бы впоследствии его концепция «опрощення», возвращение к народным истокам, к простой тяжелой работы на земле.

На Кавказе Л. Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», скрыв свое имя (напечатана в 1852 г. под инициалами «Л. Н.»; вместе с повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) она образовала автобиографическую трилогию). Литературный дебют принес настоящее признание.

В 1854 г. Л. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию в Севастополь, который находился в осаде объединенных сил Англии, Франции и Турции. Здесь он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив необычайную храбрость (награжден орденом Св. Анны и медалями). В Крыму Толстой собирался издавать журнал для солдат, начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре были напечатаны и пользовались огромным успехом (их читал даже император Александр II). Первые его произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (М. Чернышевский).

В ноябре 1855 г. Л. Толстой приехал в Петербург и стал участником кружка известного журнала «Современник» (там печатали свои произведения Некрасов, Тургенев, Островский и др.), где его воспринимали как «великую надежду русской литературы» (М. Некрасов). Он принимал участие в обедах и чтениях, сотрудничал с фондом Литературного фонда, приобщался к спорам и конфликтам между писателями, однако в их среде чувствовал себя чужим, о чем впоследствии подробно рассказал в «Исповеди» (1879-1882): «Люди эти мне надоели, и сам себе я мак сим задрал». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, переехал в Ясной Поляне, а в начале 1857 г. - уехал за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии (швейцарские впечатления изображены в рассказе «Люцерн»), Германии, осенью вернулся в Москву, а потом - снова в Ясной Поляне.

В 1859 г. писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог организовать более 20 школ в окрестных деревнях, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со шкільництвом Европы. Толстой много путешествовал, в частности жил некоторое время в Лондоне, изучал популярные педагогические системы, однако в основном они его не удовлетворяли. Свои идеи он изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «желание ученика» учиться и неприменении насилия в отношении него. В 1862 г. Л. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложением - книгами для чтения, ставшие в России классическими образцами детской литературы.

 

Ясная Поляна. Имение графа Л. Толстого

Лев Толстой с учениками яснополянской школы. 1892 г.

 

В сентябре 1862 г. Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Берет и сразу после венчания переселился из Москвы до Ясной Поляны, где полностью посвятил себя семейной жизни и хозяйству (впечатление от этого отражены в романе «Анна Каренина»).

С осени 1863 г. Толстой увлекся литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год» (будущий роман-эпопея «Война и мир»). Создания романа было периодом духовного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Писатель читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в частности, материалы Тол стих и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородінське поле. Вследствие многих редакций работа двигалась медленно. В переписывании сотен тысяч страниц рукописей ему очень помогала жена, поэтому для литературы ее подвижничество является неоценимым. Лишь в начале 1865 г. в «Русском вестнике» была напечатана первая часть «Войны и мира». Роман восприняли восторженно, он вызвал много откликов, поразив читателей сочетанием эпического размаха с тонким психологическим анализом, живым отражением частной жизни, органично сочетающимся с национальной историей. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу однозначно и окончательно: «...не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории».

 

Лев Толстой и его семья. 1892 г.

 

В 1870-х годах писатель жил в Ясной Поляне и продолжал обучать сельских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, а также работал над романом «Анна Каренина». Это было новаторское произведение о жизни современного ему общества. Он построен на сравнении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной и семейная идиллия молодого помещика Константина Левина, образ которого похож на самого писателя как по образу жизни, так и по убеждениям. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина. Толстой стремился к простоте изложения, внешней объективности. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного общественного сословия» и глубокая правда мужицкого жизни - вот вопросы, которые стремится решить Левин, но они были чужды большинству его героев, даже симпатичных автору (среди них Лев Толстой: «Ясная Поляна - не Капуя».

Лев Толстой относился к себе очень требовательно. Миллионы тогдашних аристократов роскошествовали, спокойно потребляя плоды крепостного труда, а граф такого «барского безделья» стеснялся. В произведениях и дневниках он называл его «капуйським», от названия города Капуи близ Неаполя, где до того могучая армия Ганнибала перезимовала и «розніжилася телесно и духовно»: именно поэтому Карфаген проиграл войну и был уничтожен Римом (Тит Ливий, «Римская история»).

Резкое осуждение праздности и лености находим в романе «Анна Каренина»: «Левин улыбался из своих мыслей и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, похожее на раскаяние, мучило его. Что-то стидке, изнеженное, капуйське, как он себе называл это, было в его теперешнем жизни. “Жить так не хорошо, - думал он. - Вот скоро три месяца, а я почти ничего не делаю. Сегодня почти впервые я взялся серьеВНО к работе, и что же? Только начал и бросил... А вот три месяца скоро, и я никогда так по-неробськи не терял времени даром. Нет, этого нельзя, надо начать.

 

Кадр из кинофильма «Война и мир»

 

и Анна). Эти вопросы прозвучали гостропубліцистично для многих современников, прежде всего для Ф. Достоевского. Он считал это произведение художественно совершенным социальным романом. Так «мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) была направлена в социальное русло.

Эти изменения, происходившие в сознании Толстого, отражены и в других его произведениях, прежде всего в переживаниях героев, в резком духовном прозрении, что разрушает их судьбы, заставляет вдруг увидеть мир по-новому. Такие персонажи изображены в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889 гг., опубликована в России в 1891 p.), «Отец Сергий» (1890-1898 гг., опубликована в 1912 p.), драме «Живой труп» (1900 p., незавершена, опубликована в 1911 p.), в рассказе «После бала» (1903 p., опубликовано в 1911 p.).

Исповедальная публицистика Толстого дает подробное представление о его глубокой драме: рисуя картины социального неравенства и зманіженого праздности дворян, писатель поднимал вопрос смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, отрицая науку (как деятельность, далекую от души, чувств и совести), искусство, суд, брак и даже достижения цивилизации. Новое мировосприятие он воплотил в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 г. - в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), « Так что же нам делай - ты?» (1882-1886 гг., опубликована полностью в 1906 p.), «О голоде» (1891 p., опубликована на английском языке в 1892 p., на русском - в 1954 p.), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 p., полностью опубликована в России в 1917 p.), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Лев Толстой буя именно таким...

Нужно заметить, что Толстой был человеком бескомпромиссным, поэтому не только провозглашал, но и сам придерживался провозглашенных идей. Так, он стал вегетарианцем. Однажды, по воспоминаниям очевидцев, в Ясную Поляну приехала родственница Толстых, которая не была вегетарианкой и захотела поесть мяса. Тогда к ножке стола привязали живую курицу, а на стол положили нож, оставив гостью в одиночестве - мол, если хотите мяса, убивайте ее собственноручно... Конечно, такое буквальное выполнение всех провозглашаемых моральных норм и правил не всем нравилось, но Толстой был именно таким.

 

Лев Толстой с женой. Последнее фото

 

Социальная декларация Толстого базировалась на представлении о христианстве как моральное учение, а его этические идеи осмысленные им с гуманистических позиций как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем обусловил анализ Евангелия и критический пересмотр богословских сочинений, которым посвящены религиоВНО-философские трактаты «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Призывы к прямому и безотлагательному выполнению христианских заповедей вызвали в обществе бурную реакцию. В особенности широко обсуждалась его проповедь «непротивления злу насилием» (рус. непротивление злу насилием), что стало импульсом к созданию многих художественных произведений - драмы «Власть тьмы» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «непритязательной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Л. Толстой выступил против христианской церкви и резко критиковал ее союз с государством, что привело к конфликту с церковной властной верхушкой: в 1901 г. Синод официально отлучил от церкви всемирно признанного писателя и проповедника.

В последнем романе - «Воскресение» - писатель отразил весь спектр проблем, которые его волновали. Главный герой, князь Дмитрий Нехлюдов, прошел путь нравственного очищения, что побудило его творить добро. Повествование построено на системе контрастов, разоблачающих пороки общественного устройства (красота природы и лживость социальной справедливости, правда мужицкого быта и фальшь, царящую в среде образованного населения).

Духовные поиски резко изменили личную жизнь писателя, приведя к семейному разладу (отказ от владения частной собственностью вызвала резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены, которая в литературный успех мужа вложила очень много усилий и времени). О личной драме Толстого можно прочитать в его дневниковых записях. Осенью 1910 p., тайно от семьи, 82-летний (!) Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. Маковицьким, ночью покинул Ясную Поляну. Однако дорога оказалась для него непосильной: Толстой заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой желеВНОдорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он находился последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который на то время уже был всемирно известным писателем, следила вся Россия. Однако выздороветь ему уже не суждено...

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне.

 

Обложка к роману Л. Толстого «Воскресение»