ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Натурализм

 

Натурализм (фр. паіигаїіше от лат. паїигаїіз - «природный, естественный») - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века (1870-1890), поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX - начала XX века.

Для него была характерна установка на фотографически точное и беспристрастное изображение действительности, под которой прежде всего понималось материально-бытовое окружающей среды, а также человеческого характера, что виделся сквозь призму фатальной обусловленности физиологической природой и средой. Натуралисты пытались сделать свои произведения «клинически точными документами» действительности, ее точной фотографией. Они призвали не избегать рисование неприятных деталей окружающего мира, охотно показывать жизнь социального дна, воспроизводить болезненную психику человека, его сексуальные привычки.

На программе этого направления сказалось влияние естественных наук (прежде всего физиологии) и позитивистская философия. Натуралисты пытались перенести в художественном творчестве принципы исследования, присущи науке, настаивали на том, что художник в своей деятельности должно быть подобным ученого.

Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, эстетические построения Ипполита Тэна. Последний еще в 1864 году заявил, что «порок и добродетель являются такими же продуктами, что и сахар и купорос». Писатели стремились к наиболее бесстрастного и объективного воссоздания реальности методами литературного «протоколирование», к превращению романов на «человеческий документ» о состоянии общества в определенном месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «отпечаток» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, потому что натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей - тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято.

Человека и его поступки понимали как такие, обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой -- социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенос научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в написании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественно-научное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов до сомнений в наличии в человека свободы воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.

Ключевое отличие натурализма от классического реализма заключается в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Много персонажей натуралистической литературы - беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности которых двигают по жилье животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Принципы натурализма прослеживаются уже в романах братьев Гонкуров и Джорджа Элиота, опубликованных в 1860-1860-те года. Однако первым термин «натурализм» использовал для обозначений;; собственной творчества Эмиль Золя - автор теоретических работ «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881). Вокруг Золя группировались писатели, такие, как Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюисманс и Поль Алексис. После выхода сборника «Меданські вечера»(1880) с откровенными рассказами о несчастье франко-прусской войны (в частности, мопассанівською «Пышкой») за ними закрепилось название «меданської группы».

Натуралистический начало в литературе чаще всего подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер, в котором французские критики сначала видели чуть ли не идейного предводителя новой школы. Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами, которые пересекались с ним в своем стремлении к предельно точной фиксации реальности.

В конце 1880-х некоторые писатели-натуралисты (прежде всего Гюисманс) перешли на позиции символизма, тогда как Золя продолжал протоколировать социальные реалии современной ему Франции в 20-томной серии романов «Ругон-Маккари». Слава французского писателя гремела далеко за пределами Франции. Дань моде на бытовую описательность отдали немецкие, скандинавские, португальские, чешские и российские писатели.

В своеобразную школу за пределами Франции натурализм сложился только в Италии (веризм) и в США. Американские писатели-натуралисты - Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Джон Стейнбек - беспощадно фиксировали реалии повседневной жизни на окрестностях общества, на полях боя и в городских трущобах (там, где селились иммигранты). В целом их произведения еще пессимистичнее, чем романы Золя.

Натуралистические элементы можно также наблюдать в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса.