ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
Кара к преступлению?
Что же тогда для Достоевского является наказанием? По мнению писателя, официальное юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не полностью адекватное совершенному преступлению. Само по себе, без глубокого раскаяния преступника, оно способно иногда вызвать чувство еще большей его озлобленности. Поэтому и возникает, на первый взгляд, парадоксальная ситуация - Родиона якобы и наказаны, а он сам из этого только радуется: «И хотя бы судьба даровала ему раскаяние - жгучее раскаяние, что терзает сердце, отгоняет сон, такое раскаяние, от тяжких мук которого мерещится петля и пропасть! О, он был бы рад ему И Муки и слезы - ведь это тоже жизнь! Но он не раскаивался в том, что совершил». В этой фразе ключ к пониманию авторской позиции - преступник сне каялся в том, что совершил», и это ужасно. Где тогда гарантия, что, отбыв каторгу, он вновь не совершит преступление (в реальной жизни часто так и случается, а преступников, которые преступают закон неоднократно, называют рецидивистами)?
Однако писатель решает проблему преступления и наказания, так сказать, экзистенциально, без привязки к конкретному времени и месту, а как вопрос философский. Чем же наказать вора, если преступление уже совершено, - вопрос пока открытый. Иными словами, преступление уже состоялся, однако наказание за него еще нет: «Теперь, уже в тюрьме, на воле (здесь и далее разрядка Достоевского. - Авт.), он снова пересмотрел и обдумал все прежние свои поступки и совсем не признавал их такими глупыми и отвратительными, какими они казались ему в то роковое время, прежде».
Итак, снова парадокс - Раскольникова заключен, однако автор пишет, что он оказался «на воле», а потому произошло вроде бы не наказание, а «поощрение», по крайней мере у преступника полегчало на душе. «И чем же, чем, - думал он, - моя мысль была глупее других мыслей и теории, что роятся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? - заявляет Родион сам себе. - Ну чем мой поступок кажется им таким отвратительным? Тем, что он - злодеяния? Что означает слово злодеяния? Совесть моя спокойна. Конечно, я наказуемое преступление совершил, конечно, нарушил букву закона и пролил кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно!» Единственное, в чем упрекает себе убийца, «совесть которого спокойная», это не сам факт убийства, а то, что он не выдержал угрызений своей совести. «Но те люди, - рассуждает он о «выдающихся» людей, которые «право имеют», вроде Наполеона, - перенесли свои поступки, и потому они правы, а я не перенес, следовательно, я не имел права разрешить себе этот поступок». И снова поражение официального законодательства: Родион боялся не преступления и не казни, не жаль ему было и убитых людей, а досаждало ему то, что он «не перенес» убийства, а потому, по его же собственной теории, он сам принадлежит к «дрожащих тварей», а он же хотел «право иметь», быть «особенным»! «Вот в чем только и признавал он свое преступление: только в том, что не перенес его и признался добровольно». То где же здесь наказание? Пока что роман должен был бы называться не «Преступление и наказание», а «Преступление без наказания»...
Зато настоящим наказанием для героя Ф. Достоевского становится не приговор суда, а тяжкие угрызения совести, ощущение постоянных моральных пыток от осознания всей отвратительности содеянного. Именно об этом идет речь в разговоре между Порфирием Петровичем и Раскольниковим о его теорию. Когда следователь спрашивает, как преступник перенесет не само преступление, а угрызения своей совести, Родион откровенно заявляет: «У кого оно есть, тот пусть и страдает, если признает ошибку, - это и наказание ему, - кроме каторги». Поэтому и напрашивается вывод, что в романе есть не один, а как минимум два преступления: это не только убийство процентщицы Алены и ее сестры Лизавети, но и преступная мысль о том, что можно убить человека, да еще и «по совести». Поэтому восемь лет каторги могут рассматриваться как кара только за конкретный факт убийства, но не за разработку преступной бесчеловечной теории. А вот наказанием за преступные мысли может стать лишь искреннее покаяние в том, что они возникли, это должно быть своеобраВНОе духовное очищение.
Ad Fontes
За преступлением Идет наказание. Однако сказать «идет» - это еще ничего не сказать, ведь это слово отнюдь не воспроизводит того неразрывной связи, которым автор связал две стороны своего замысла. Кара начинается раньше, чем совершено преступление. Она родилась вместе с ним, срослась с ним в зародыше, постоянно сопровождает его от первой мысли о нем, от первого представления. Муки, которые терпит Раскольников в конце, когда преступление уже совершено, до такой степени превосходят его слабую силу, что мы удивляемся, как он их выдержал. По сравнению с этими муками любая казнь тускнеет. Это в сто раз хуже казни - это пытка, и самые страшные из всех пыток - пытки моральные.
М. Ахшарумов.
Журнал «Всемирный 7руд», 1867, № С
К тому же, не самое страшное наказание для преступника в том, что он становится одиноким даже в толпе, теряет возможность общения с другими людьми. Совершив убийство, которое якобы было оправдано его же «теории», Раскольников чувствует себя изолированным, словно «ножницами отрезанным» от своих матери и сестры, не может общаться с ними. Почему? Потому что сам он осознает себя преступником, человеком, который больше не имеет права на нормальную жизнь. Однако это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Отсюда логический вывод: преступление никогда не происходит только однократно, он всегда влечет за собой новые преступления, как один камень порождает целую лавину, - такова еще одна мысль автора.
По Достоевскому, человек очищается только тогда, когда ищет и находит Бога и постигает, что такое нравственный идеал. Это возможно лишь в случае, когда преступник находит в себе силы для общения с людьми, которые могут обнаружить этот нравственный идеал. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
То ли преступник может вернуться к нормальной жизни? Может, но при том условии, когда пройдет через долгие физические и моральные страдания, если сможет отказаться от тех «теорий», которые сам для себя создал.
Поэтому в конце произведения писатель дает герою надежду на духовное возрождение. Соня, почувствовав готовность Родиона к духовному перерождению, «была так счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только сроков! В начале своего счастья, иногда, они оба готовы были смотреть на эти сич лет, как на сечь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не зря же ему достанется, что его еще надо дорого купить, заплатить за него великим будущим подвигом...
Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно не известной действительностью».