ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ

 

Урок 17

Тема. Повесть-сказка. Джон Рональд Руэл Толкиен (Толкин) «Хоббит»

 

Цель: ознакомить учащихся с повестью-сказкой «Хоббит» английского писателя Джона Рональда Руэл Толкиена; учить самостоятельно находить в тексте слова, в которых автор употребляет для характеристики и описания персонажей; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона и темпа; утверждать добро и справедливость.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; рисунок на доске; слова для словарной работы.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

Звонок всем нам дал приказ:

До работы быстрее в класс.

Поэтому и мы времени не хайме -

Работать начинаем.

- Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

- Так, сначала - красота, а потом - сила.

- А сейчас вспомним правила работы на уроке. Сядем ровно... (Ученики дополняют: будем работать усердно, отвечать четко.)

 

II. Актуализация опорных знаний

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Вспомните, кто из писателей написал сказки для детей.

- Как называются такие сказки?

- Какие сказки-повести вы читали?

 

III. Определение темы и цели урока

- Дети, посмотрите на доску. Угадайте, что здесь нарисовано? (На доске - рисунок.)

 

image27

 

- Да, здесь нарисована книга и два человечка. Кто они? Один из них, видимо, читатель. Напишем у него букву Ч. А кто же второй человечек? Кто для вас, читателей, пишет книги?

- Да, это автор. Напишем у него букву А.

- Кто может быть автором? (Писатель, народ)

- А как вы думаете, можем мы с вами быть авторами? Вспомните, вы были авторами, когда писали сочинение на уроке развития речи. Итак, вы были и авторами, и читателями. А еще есть люди, которые не просто читают, но и высказывают свое мнение по прочитанному: понравилось или не понравилось, что хотели бы изменить? Таких людей называют критиками, потому что они критически мыслят, критикуют. Вашими читателями и критиками были родители, учитель, друзья. Настоящий читатель всегда не просто читает, а осмысливает прочитанное, относится к нему критически. Поэтому на нашей схеме у фигурки читателя поставим еще одну букву - ЧК, то есть читатель-критик.

- Сегодня мы с вами побываем в роли автора и в роли читателя-критика. Одним словом, будем читать по-настоящему. Ведь читать - это значит не просто понимать, о чем идет речь, не просто узнавать что-то интересное и новое. По-настоящему читать значит видеть все, что скрывает слово, творить в своем воображении целый мир, жить его радостями и бедами, грустить и веселиться вместе с героями произведения. Это настоящее счастье. Оно будет неполным, если мы, читая книгу, не встретимся на ее страницах с тем, кто ее написал, кто придумал этот странный мир. Услышать голос автора, разглядеть его сквозь все чудеса и события, понять, что он хотел сказать, ответить ему своими чувствами и размышлениями - вот настоящее счастье Большого читателя.

На нашей схеме фигурка читателя маленькая. Но в конце работы, когда мы сможем стать Великими читателями, мы заменим ее на большую. Итак, к работе!

 

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

- Я хочу ознакомить вас с повестью-сказкой английского писателя Джона Рональда Руэл а Толкиена «Хоббит».

Профессор Оксфордского университета, ученый-филолог, автор романов, повестей, рассказов, сказок, баллад, песен, Толкиен родился в Африке, в семье банковского служащего. После смерти отца семья навсегда поселилась в Англии. Одаренный юноша окончил отделение истории английского языка и литературы Оксфордского университета, овладев редкие языки (валійську, староантійську, древнегреческий, финскую и др.).

Толкиен известен за пределами Англии прежде всего благодаря сказочной трилогии «Властелин колец», где описано борьбу за волшебное кольцо, которое предоставляет его владельцу необычайного могущества, делает его властелином мира.

Хорошо знаком с фольклором, писатель в своем творчестве широко использует давньоскандинавські, кельтские и тевтонские легенды, смело создает собственные мифы. В этом и заключается его новаторство, что нашло последователей, основав новое направление развития жанра сказки в мировой литературе второй половины XX века, известный под названием «новая мифология», или жанр фэнтези.

Повествуя историю вымышленных цивилизаций, Толкиен утверждал Добро и Справедливость, Долг и Честь, Красоту и Гармонию как важнейшие ценности вселенной.

А началось все с того, что почтенный профессор англосаксонской литературы написал развлекательную сказку о представителя вымышленного народа - хоббитов - Бильбо Злоткінса, вынужденного вопреки собственному желанию отправиться в длительные и опасные путешествия за сокровищами гномов.

2. Ознакомление со сказкой «Хоббит»

1) Словарная работа.

- Итак, теперь, когда мы познакомились с автором повести-сказки, можно перейти к собственно сказки. Помните, мы договорились стать не просто читателями, а Большими, вдумчивыми читателями? Мы должны во всем хорошо разобраться, нам все должно быть понятно. Поэтому прежде чем читать, выясним значение некоторых слов, встречающихся в тексте и могут быть непонятными, на мой взгляд.

Пахнет - неприятный запах.

Пещера-вигрібанка - выкопана яма.

Хоббит - маленький человечек, меньше гнома.

«Зайцем» забраться на корабль - ехать без билета.

Понятия не имею - не знаю ничего.

Побаламутити - обманывать.

Патериці - палки.

Отделался - отказался, отгородился.

- Каким словами-синонимами можно заменить слово побаламутити; отделался?

2) Самостоятельное чтение учащимися.

- Теперь мы можем начать самостоятельное вдумчивое чтение сказки. Возможно, вам встретятся еще какие-то незнакомые слова: ставьте карандашом над ними точечку, а мы потом выясним их значение. Договорились? Итак, возьмите текст, карандаш - и к работе. Помните: мы договорились побывать и в роли автора, и в роли читателя, и в роли критика. Сейчас мы просто читатели. Посмотрим на все глазами читателя.

3) Проверка понимания прочитанного.

- Назовите персонажей, о которых прочитали. Какими вы их представляете?

4) Выразительное чтение текста учителем. Обсуждение впечатлений.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? Если не понравилась, то почему?

- Все ли в ней понятно?

- Кто такие Бильбо Злоткінс и Гандальф?

- Все слова поняли?

- Итак, все теперь понятно и обсуждать ничего не нужно?

- Где разворачиваются события: в норе под землей или на земле? Из чего это видно? Докажите свое мнение словами из текста.

- Как характеризует хоббитов описание их жилья? Прочитайте из текста описание и напишите свое мнение.

- С кем встретился Бильбо Злоткінс: с путешественником Гандальфом или обычным дедушкой? Из чего это видно? Откуда вы об этом узнали?

- Прочитайте описание внешности Бильбо Злокінса и Гандальфа. Что интересного вы узнали о них?

- Почему хоббит Бильбо пытался как можно быстрее спровадить волшебника? Напишите свое предположение.

- Найдите в тексте строки, которые доказывают, что Злоткінс считал приключения интересным занятием? А как вы считаете?

- Вот видите, мы уже не просто читатели. Мы критически мыслим, обсуждаем. Мы смотрим на произведение глазами читателя-критика.

5) Чтение сказки по лицами.

- Если бы я попросила прочитать сказку за лицами, определенно, сколько действующих лиц нужно было бы для этого? (Гандальф, Бильбо Злоткінс, автор)

- Итак, в этой сказке, кроме главных героев, есть еще автор. О нем, его мысли, чувства мы еще не говорили. Посмотрим же на сказку глазами автора, который рассказывает нам эту историю.

Вы знаете, что перед словами героев в любом тексте стоит горизонтальная штрих. Посмотрите сказку: много в ней слов героев? Каких слов больше: слов автора или слов героев? Интересно, почему Джон Рональд Руэл Толкиен так мало дал говорить в сказке героям и так много сказал сам? Может, потому, что он был нескромным? Как вы считаете? И как это удалось писателю: герои говорят мало, а мы их очень хорошо представляем? Даже знаем их мнения! Попробуем разобраться: прочитаем сказку за лицами. Во время чтения обратите внимание и подчеркните карандашом в тексте все слова автора, которые рассказывают про хоббитов. Прочитайте подчеркнутые слова. (Ученики читают текст и зачитывают слова.)

- Автор ничего не говорит, ему нравятся хоббиты или нет. А вы как думаете? (Ответы учащихся.)

- Только благодаря словам автора мы можем представить героя, узнать об отношении автора к герою.

6) Игра «Мы - авторы».

- Бильбо удалось избежать от всех происшествий на свете? Что могло с ним случиться дальше?

- Предлагаю вам побыть в роли автора сказки.

Дидактическая цель: учить детей работать в позиции автора, составлять свои приключения героев (учитывать особенности сюжета сказки).

Учитель предлагает:

• придумать фантастическую историю, которая произошла с хоббитами;

• придумать счастливую концовку сказки.

7) Игра «Кресло автора».

- Предлагаю отдельным ученикам (которые хотят) занять «Кресло автора» (оно стоит посреди класса) и рассказать фантастическую историю, которая могла случиться с хоббитами.

Остальные ученики слушает и выступает в роли критиков.

- Какое продолжение сказки вам больше всего понравилось? Кто лучше всего справился с ролью автора?

 

V. Итог урока

- Теперь, проанализировав сказку с точки зрения автора, можете ли вы сказать, для чего Джон Рональд Руэл Толкиен рассказал ее детям?

- Вот и мы прочитали сказку, обсудили ее с разных точек зрения. Было нам о чем поразмышлять. А помните ли вы, как говорили мне, что вам все понятно и обсуждать ничего не надо? Итак, запомните, что к литературным произведениям надо относиться очень внимательно, уметь находить то, чего сперва не увидишь (читать между строк). И не забывать про автора, его чувства, мысли. Только посмотрев на текст с разных точек зрения, вы сможете постичь его глубину, получить наслаждение от чтения.

Мы с вами так и сделали. Я считаю, вас уже можно назвать Великими читателями. Заменим на нашей схеме маленькую фигурку читателя на большую.

- Думаю, наш урок можно назвать праздником рождения Великого читателя. А чтобы день рождения был настоящим, я решила сделать вам подарки.

Но это не простые подарки, а литературные - продолжение сказки, которую вы опрацюєте самостоятельно как читатели.

Дайте ответы на вопросы как критик.

• Согласны ли вы с мнением, что Злоткінс был гостеприимным хоббитом? Докажите это.

• Какую роль отвел гобітові Гандальф в их приключении? Докажите это.

• Какую цель поставили перед собой гномы, отправляясь в путешествие? Почему вы так считаете?

• Внимательно прочитайте строки, которые рассказывают о встрече хоббита с троллями. Как вы думаете, почему Угонщику не удалось завладеть кошельком?

• Благодаря чему Гандальфу удалось победить троллей? О какую черту характера троллей это свидетельствует?

Станьте автором сказки и...:

• перескажите историю про украденные богатства гномов;

• составьте план к рассказу;

• создайте литературный портрет эльфов.