ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ

 

Урок 16

Тема. Повесть-сказка. Кристина Нестлінґер «Конрад, или Ребенок из консервной банки»

 

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством австрийской писательницы-сказочницы Кристины Нестлінґер; вызвать интерес к ее произведений; обогащать словарный запас учащихся; развивать навыки выразительного чтения, умение сопоставлять народные и литературные сказки; формировать у учащихся ответственность за свои поступки, умение давать самооценку; воспитывать уважение к родителям, желание прийти на помощь, когда ее кто-то нуждается.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; портрет писателя; выставка книг; тесты.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

>> Чтение стихов с доски

Сказка - ложь, да в ней -

Скорлупке золотой -

Зернышко скрытое вкусное.

Кто достанет, тот начнет

Думу думать о жизни,

Пробудит в сердце чувства,

Языков коснется к огню -

Получится смело на борьбу

За добро и против зла!

В сказке - сила немалая!

В. Бычко

 

Сказка - выдумка, однако

Что-то в ней, братия, не пустое...

О. Пушкин

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему сказки так долго живут на свете? (Потому что в сказках живет душа народа, здесь отражен его надежды и мечты. В сказках добро всегда побеждает зло, более всего в них ценят лучшие человеческие качества.)

- Народная сказка как жанр устного народного творчества имеет очень давнюю историю, зато литературная сказка и сказка-повесть появились значительно позже. Давайте вспомним, что их роднит и какие различия существуют между ними.

2. Определение признаков народной и литературной сказок. Работа в группах

- Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для:

1-я группа - литературной сказки;

2-я группа - для народной сказки.

Запись на доске

 

Есть автор / автора нет

Есть сказочник / нет исполнителя сказки

Существует в устной форме / существует в письменной форме

Текст меняется / текст не меняется

Время создания известен / время создания неизвестен

Отрицательный или положительный герой

Волшебные предметы

Добро побеждает зло

 

- Какие признаки являются общими для литературной и народной сказок? (Отрицательный или положительный герой, волшебные предметы, добро побеждает зло.)

 

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на занятии мы познакомимся с жизнью и творчеством известной австрийской писательницы Кристины Нестлінґер, с одной из ее сказок «Конрад, или Ребенок из консервной банки» и продолжим работу над совершенствованием навыков чтения.

 

IV. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

- Кристина Нестлінґер - одна из удивительных детских писательниц-сказочников, лауреат Андерсенівської премии. Ее книги переведены на десятки языков народов мира, их читают миллионы детей со всех континентов.

В жизни писательницы чего-то особенного и необычного не случалось: все самое фантастическое и самое интересное рождалось непосредственно в ее фантазиях, чтобы потом обернуться на удивительные книжки для детей.

Родилась Кристина Нестлінґер в Вене, столице Австрии, в 1936 году в семье среднего достатка, жившей на окраине города.

Девочка росла острой на язык, раскрепощенной и довольно не предсказуемой в своем поведении и поступках. Она никогда и ни при каких обстоятельствах не терялся, а всегда умела дать себе совет в любой самой сложной жизненной ситуации.

Окончив школу, Кристина поступает в Венскую академию искусств, потому что почувствовала в себе незаурядный тяга к рисованию.

После окончания Академии Нестлінґер некоторое время работает художником-иллюстратором, однако ее не удовлетворяет уровень собственных рисунков, и она решает изменить свои художественные ориентиры - берется за перо...

Свою литературную деятельность Нестлінґер сразу начала с произведений для детей. Первую книгу «Огненно-рыжая Фредерика» Кристина написала, когда ей исполнилось 34 года. Читателям и уважаемым критикам произведение понравилось.

В следующем году выходит повесть «Три почтовых грабители», потом - сразу две книги «Муж для мамы» и «Долой огуречного короля!».

Во всех произведениях Кристины Нестлінґер рядом с детьми действуют и взрослые - родители, учителя, соседи. Свои же симпатии писательница отдает детям. Она всегда пытается найти объяснение поведения и поступков своих маленьких сорванцов-героев. В ее произведениях дети и взрослые могут всегда найти общий язык, найти общий язык и стать настоящими друзьями. Поэтому основным лозунгом творчества писательницы является ее собственное выражение: «Дети - люди, как и все!».

2. Работа с выставкой произведений Кристины Нестлінґер

3. Комбинированное чтение отрывка сказки учителем и учениками

4. Беседа по содержанию прочитанного

- Расскажите, как Конрад попал к госпоже Бартолотті.

- Рассмотрите мальчика на рисунке художника. Каким вы его представляли?

- Что удивляло госпожа Бартолотті в поведении сына?

- Подумайте, почему мысли господина Єгона о Конрад а были несколько иными, чем у его жены.

5. Словарная работа

- Поработайте в парах: прочитайте слова.

Бартолотті, жестянки, озоном, крышкой, карлик, сконструированный, «Гунберт», «Монберт», Конрад, господин Єгон, Рузіки, Кити.

Шиллинг - австрийские деньги.

6. Выразительное чтение текста сказки учениками, беседа по содержанию прочитанного

1) Чтение первой части сказки.

Товар получила госпожа Бартолотті?

- Какой внешний вид имел карлик?

- Обрадовалась госпожа Бартолотті появлению ребенка?

2) Чтение второй части сказки.

- Найдите в тексте сказки и прочитайте окончания абзацев.

• Господин Єгон был в черном костюме и сером галстуке.

• В тот момент в прихожую вошел Конрад.

• Госпожа Бартолотті почувствовала, что ему надо дать объяснения.

• На стуле перед телевизором господин Эгон увидел Конрада...

• - Сладости вечером, перед сном, очень-очень вредные, - ответил он.

• - Это называется «чувством вины»...

• - Такого замечательного парня я отродясь не видел!...

3) Тестирование (работа в тетради)

1) Госпожа Бартолотті получила в посылке:

а) деревянного человечка;

б) блестящую жестянку;

в) маленького карлика.

2) 3 какой целью фирма прислала ей мальчика Конрада?

а) Чтобы обеспечить радостным, ласковым и способным потомком;

б) чтобы всех детей в школе научил быть вежливыми.

в) чтобы спасти страну от беды.

3) Конрад был мальчиком:

а) вежливым и умным;

б) ленивым и лживым;

в) равнодушным и жадным.

4) Чего больше всего хотел мальчик?

а) развлекаться и веселиться;

б) учиться в школе;

в) лежать и ничего не делать.

7. Работа по рисунку

- Перескажите отрывок сказки, к которому сделана иллюстрация.

- Подберите слова из текста, которые могли бы быть подписью к этому рисунку.

8. Работа над выразительным чтением сказки

- Найдите и подготовьтесь прочитать инструкцию, которую госпожа Бартолотті нашла в письме. Каким голосом и в каком темпе надо ее читать?

- Найдите и подготовьтесь прочитать за лицами разговор господина Єгона и госпожа Бартолотті. С какой интонацией вы будете читать слова господина Єгона? (С удивлением)

 

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся

1. Краткий анализ прочитанного

- Назовите действующих лиц сказки.

- Кто является главным героем сказки?

- Каким вы представили себе Конрада?

- Пофантазируйте! Представьте Конрада в своем классе. Какие приключения могли бы произойти с ним.

2. Игра «Отгадай, кто я»

Дидактическая цель: учить находить среди других литературных или народных сказок подобные по сюжету.

После ознакомления со сказкой учитель предлагает ученикам отгадать по описанию или отрывком из сказки другого сказочного героя, каким необычным образом появился у своих родителей.

Например, предлагают отрывок из «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди:

«- Сегодня в школе я научусь читать, завтра - писать, а послезавтра - считать. А потом, выучившись, я заработаю много денег и на первый заработок куплю отцу хорошую шерстяную куртку. И не просто шерстяную! Я найду куртку, украшенную золотом и серебром, с бриллиантовыми пуговицами. Бедный отец этого таки заслужил, потому что из-за меня остался в одной рубашке в такой холод, лишь бы я имел возможность учиться! Не все родители способны на такие жертвы!»

- Как появился мальчик у отца Карла?

- Каким он был мальчиком? (Пиноккио - добрый хвастливый шибеник.)

Или отрывок из русской народной сказки «Снегурочка».

«Жили себе дед и баба, и не было у них детей. Наступила зима, выпало много снега, сельские ребятишки высыпали на двор. Дед и говорит бабе:

- Давай и себе мы виліпимо девочку...» (Снегурочку)

- Какой она была девочкой?

 

VI. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто ее автор?

- А какими, по вашему мнению, должны быть взаимоотношения в семье?

- Что в этой повести является сказочным?

Для тех, кто любит читать

Прочитайте повесть полностью.

- Останется Конрад в семье?

- Какие испытания ждут на него?