XIX ВЕКА
Реалистический роман XIX в.
Ведущее место в литературе XIX в.
принадлежит роману. Продолжая начатое романтиками разрушение граней между
жанрами литературы, создатели реалистического романа органично сплетали эпическое
начало с лирическим и драматическим. Включение драматизма в повествовательный жанр дало В.
Г. Белинскому право говорить о рождении «драмы в форме повести и романа».
Реализм как художественный метод предполагает
правдивое отображение реальной действительности, правдивость воспроизведения не только
деталей, но и типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Реалистическая литература, стремясь
быть правдивой, познать суть, склонна к изобличение. Учитывая это показательный
Чарльз Диккенс - жизнь Англии XIX в. с его конфликтами и противоречиями,
социальными болячками и психологическими драмами показанное им с необычайной
мастерством («Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей», «Домби и
сын», «Холодный дом», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвіта»). Возглавили реалистичный
направление в литературе XIX в. большие французские романисты Стендаль и Бальзак.
Художник-психолог Стендаль умением
анализировать тончайшие оттенки мыслей, чувств и поступков человека открыл новые
пути литературы и искусства XIX в. Хорошо зная общественные отношения, быт и
обычаи Реставрации и Июльской монархии, он создал образы людей, в которых отражена
эпоха.
Главой реалистической школы 30-40-х
гг. был Оноре де Бальзак. Практически все жизни выдающийся романист работал над
созданием большого цикла романов и повестей, которые впоследствии объединил под названием «Человеческая
комедия». Писатель хотел создать «Человеческую комедию» такой же энциклопедией
современной жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для своего времени. Действительно,
Бальзак сумел увековечить свою эпоху, ее типичные характеры, ее психологию, быт,
трагедии, но при этом остро чувствовал индивидуальность, уникальность отдельного
человеческого бытия.
Не менее великим мастером
литературной формы, тонким художником, который сказал наиболее глубокую для своего
времени правду о человеке, был Гюстав Флобер. Его антибуржуазність, что оказалась
в постоянном негодовании убожеством жизни буржуазии, которая решила «зажать свое
сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением», вдохновила его на создание
замечательных романов («Мадам Бовари»Воспитание чувств», «Простая душа»,
«Саламбо»).
Прозорливые людинознавці Стендаль,
Бальзак, Флобер были и гениальными художниками, новаторами романной формы.
Выдающегося мастерства достигла в этот
период французская новелла, ее наиболее признанным мастером стал Проспер Мериме. В
нем многое от романтиков - писателя привлекают необычные характеры,
яркие краски, экстремальные ситуации. При этом очень реалистично воспроизводится
местный колорит. В его отношении к героям есть определенная отчужденность, личина
безразличия, что придает особого драматизма событиям («Матео Фальконе», «Таманго»,
«Кармен», «Коломба»).
Маленькими шедеврами, где на нескольких
страницах раскрывалось жизнь в его повседневном плане, но в каком-то
особом освещении были новеллы Ги де Мопассана: «Пышка», «Дядюшка
Милон», «Пленники», «Два приятеля», «Дуэль» и др. Новеллы его в основном лирические,
а романы («Жизнь», Милый друг») разоблачают цинизм, низость, мелочность
души, примитивный гедонизм.
XIX веку принадлежат и другие выдающиеся
литераторы и писатели: французы Альфонс Доде («Удивительные приключения Тартарена из
Тараскону») и Эмиль Золя (двадцятитомна серия романов «Ругон-Маккари», которые
сам писатель определил как «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху
Второй империи»); бельгийский прозаик Шарль де Костер («Легенды о героических,
забавные и славные приключения Тиля Уленшпигеля и Ламме Гудзака во Фландрии и других
странах»); датский сказочник Ганс Христиан Андерсен; великий польский поэт Адам
Мицкевич (который прославился прежде всего своими балладами и лоемами - «Дзяды»,
«Гражина», «Конрад Валленрод»); болгарский писатель Христо Ботев; венгерский
поэт Шандор Петефи. Многих замечательных писателей дала в XIX в. молодая
республика - Соединенные Штаты Америки: Эдгар Аллан По (удивительные рассказы о
путешествия, детективные рассказы, фантастика), поэта Генри Лонгфелло («Песнь о
Гайавате») и Уолт Уитмен (поэт-новатор, который стремился воспеть всю
многообразие жизни, ибо все достойное быть воспетым: и паровоз, и Бруклинский
городов, и негр-беглец, и каждый листик и каждая травинка...); наконец,
знаменитый писатель-юморист Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс): замечательные
юмористические рассказы, детские книги, сатирические повести («Янки при дворе
короля Артура») и автор потрясающих рассказов со счастливыми концами О. Генри
(Уильям Сидни Портер).
Подводя итоги, можно сказать
следующее: каждый представитель классического реализма творил свой собственный художественный
мир, но всех их объединяет ряд общих черт, а именно:
• историзм (осознание
неповторимости определенной исторической эпохи, изображения личности на фоне движения
истории);
• социальный анализ, который часто
проводился через показ взаимодействия типичных личностей с типичными обстоятельствами;
• «саморазвитие» характеров,
самостоятельное движение действия, автономное существование образов.