ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ

 

Урок 15

Тема. Повесть-сказка. Туве Янсон. «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение»

 

Цель: ознакомить учащихся с повестью-сказкой финской сказочницы и художницы Туве Янсон; учить самостоятельно находить в тексте слова, в которых автор употребляет для характеристики и описания персонажей; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона и темпа; учить делить текст на части и подбирать к ним заголовки; формировать у учащихся ответственность за свои поступки, навыки самооценки; воспитывать уважение к родителям, желание прийти на помощь, когда ее кто-то нуждается.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; карточки с анаграмами; портрет писательницы.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Учитель:

Давай с тобой обнимемся

И над землей поднимемся.

Тепло сердец соединим

И солнцем засіяємо.

Я желаю вам добра!

Ученики. Мы желаем вам добра! Если вам будет трудно, мы поможем друг другу.

 

II. Мотивация учебной деятельности

>> Чтение анаграмм

Вариант 1. Слова, в которых переставлены буквы:

гинавуащ (чаща)

пліаср (пралес)

срвтбуо (ствол)

зятрквіо (зверек)

мртеаяв (тьма)

боолто (болото)

Вариант 2. Слова, в которых переставлены слоги:

м дри чей (дремучий)

тый гус (густой)

ни гриз (грозные)

страш ный (страшный)

на ха ло по ный (наполоханий)

кри не хит (крохотный)

прет на гар (прекрасная)

- Если объединить прочитанные вами слова в анаграмах в текст, то о чем можно рассказать в нем? (О лес густой, грозных зверей, мрак и болото, крошечный зверек)

Открываем копилку.

Ящик снаружи небольшая.

Не втрачаєм времени напрасно,

достаем хорошую жемчужину.

Учитель достает книгу Туве Янсон «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение».

 

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказке Туве Янсон «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение», будем учиться выразительно читать отрывок этой сказки и высказывать свои мысли относительно прочитанного.

 

IV. Изучение нового материала

1. Работа с портретом Туве Янсон

- Внимательно посмотрите на портрет выдающейся финской сказочницы и художницы.

Покажите на карте, где находится страна, в которой родилась и жила эта писательница.

2. Вступительное слово учителя

- Вот уже почти шестьдесят лет дети всего мира, а вместе с ними и взрослые, которые в душе остаются детьми, с увлечением читают трогательные и остроумные повести о Муми-троллей и их друзей, которые написала и нарисовала Туве Янсон - гениальная финская сказочница и художница.

Туве Янссон родилась в художественной семье. Ее папа - известный в Финляндии скульптор, а мама - шведская художница-график. Итак, Туве детства стремилась стать художницей, училась в художественных школах Стокгольма, Гельсингфорса (Хельсинки) и Парижа. Помогая семье, она уже во время учебы работала иллюстратором журналов и книг. Как-то она нарисовала фигурку, очень похожую на Муми-тролля, и стала ею «подписывать» свои иллюстрации.

Когда тридцатилетняя Туве Янсон написала первую повесть о Муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение» и отнесла ее в издательство, она еще не знала, что станет всемирно известной писательницей, самой знаменитой казкаркою Финляндии. Она написала более двадцати книг для детей и взрослых, получила полсотни раВНОобразных международных премий и наград как писатель и художник. Ее книги о Муми-троллях переведены более чем тридцатью языками.

Туве Янссон прожила 87 лет. Она навсегда осталась в сердцах многих поколений маленьких читателей всего мира.

3. Выразительное чтение текста сказки учителем (от начала текста и до слов: «Дальше они отправились втроем...»)

- С какой целью Муми-тролли отправились в опасное путешествие?

- Зачем они взяли с собой Крохотный Зверек? О чем это свидетельствует?

4. Коллективное чтение учениками текста, воспроизведение содержания сказки по вопросам

- Какую помощь оказала Тюльпанна путешественникам? Какой вы ее представили?

- Найдите в тексте строки, которые характеризуют Муми-тролля, его Маму, Крошечный Зверек и Тюльпанну.

- Как вы думаете, какие приключения ждут удивительных героев?

5. Словарная работа

Послеобеденное время - после обеда.

Медленно шли - шли.

Поторопиться - поспешить.

Вниз - вверх.

Глазели - смотрели.

Постернували - поплыли.

6. Чтение учениками молча отрывка «Как Муми-тролль с мамой встретили Крохотный Зверек»

- Какие черты характера Муми-тролля раскрывает этот диалог?

7. Чтение учениками отрывка «Как они втроем плыли на лодке»

- Как мать воспитывала своего сыночка?

- Как преодолевали страх, когда увидели ужасных созданий?

- Кто спас маленьких зверушек от страшилища?

8. Чтение отрывка сказки «Произошло чудо - их тюльпан снова ярко засияло»

- Как звали девочку, которая появилась из цветка?

- Какие слова свидетельствуют о вежливости Муми-тролля?

 

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся

1. Составление плана сказки

- На сколько частей можно разделить текст сказки? Попробуйте подобрать заголовки к каждой части с помощью слов из текста.

План

1) Они выбрались на поиски уютного и теплого места для домика.

2) Увидели Крохотный Зверек.

3) Придется добираться на лодке.

4) Змей неуклонно настигал их.

5) - спасибо за помощь, распрекрасная панно!

2. Упражнения для формирования понятия «Язык художественного произведения»

>> Игра «Словесное рисование»

Дидактическая цель: учить детей обращать внимание на внешность литературных героев, представлять их; формировать умение пользоваться образными средствами языка для описания героев.

Учитель начинает игру словами:

Нарисую я портрет,

Только чей - это секрет.

Отгадайте, вас прошу я,

Чей же я портрет рисую.

Описывает литературный портрет героя, имя которого должны отгадать ученики.

«Девочка со светло-голубыми волосами до пят. Эта голубовато-волоса краля жила между лепестками тюльпана». (Тюльпанна)

- Опишите, как вы представили внешний вид Муми-тролля.

3. Игра «Представь себя»

Дидактическая цель: учить детей чувствовать авторское присутствие в тексте.

Учитель предлагает учащимся после прочтения произведения представить себя в роли:

а) стороннего наблюдателя - очевидца событий (рассказчика);

б) непосредственного участника событий, главного героя;

в) автора.

- Перескажите содержание текста по выбранным вариантом.

Дискуссия после игры: может автор произведения быть одновременно и действующим лицом?

 

VI. Итог урока

- Что вы можете сказать об отношениях между мамой и сыном Муми-троллем?

- Каким нужно оставаться в любых ситуациях?

- Как вы считаете, реальные или вымышленные персонажи действуют в этом произведении? Обоснуйте свое мнение.

- Что интересного вы узнали о Муми-троллях, их характер и жизнь?

- Почему, по вашему мнению, почему повесть-сказка называется «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение»?

- Придумайте другое название этой сказки.

Задача для тех, кто любит читать

- Прочитайте повесть-сказку «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение».