3 КЛАСС
ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ
Урок 15
Тема. Повесть-сказка. Туве Янсон. «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение»
Цель: ознакомить учащихся с повестью-сказкой финской сказочницы и художницы Туве Янсон; учить самостоятельно находить в тексте слова, в которых автор употребляет для характеристики и описания персонажей; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона и темпа; учить делить текст на части и подбирать к ним заголовки; формировать у учащихся ответственность за свои поступки, навыки самооценки; воспитывать уважение к родителям, желание прийти на помощь, когда ее кто-то нуждается.
Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; карточки с анаграмами; портрет писательницы.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Учитель:
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И солнцем засіяємо.
Я желаю вам добра!
Ученики. Мы желаем вам добра! Если вам будет трудно, мы поможем друг другу.
II. Мотивация учебной деятельности
>> Чтение анаграмм
Вариант 1. Слова, в которых переставлены буквы:
гинавуащ (чаща)
пліаср (пралес)
срвтбуо (ствол)
зятрквіо (зверек)
мртеаяв (тьма)
боолто (болото)
Вариант 2. Слова, в которых переставлены слоги:
м дри чей (дремучий)
тый гус (густой)
ни гриз (грозные)
страш ный (страшный)
на ха ло по ный (наполоханий)
кри не хит (крохотный)
прет на гар (прекрасная)
- Если объединить прочитанные вами слова в анаграмах в текст, то о чем можно рассказать в нем? (О лес густой, грозных зверей, мрак и болото, крошечный зверек)
Открываем копилку.
Ящик снаружи небольшая.
Не втрачаєм времени напрасно,
достаем хорошую жемчужину.
Учитель достает книгу Туве Янсон «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение».
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказке Туве Янсон «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение», будем учиться выразительно читать отрывок этой сказки и высказывать свои мысли относительно прочитанного.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с портретом Туве Янсон
- Внимательно посмотрите на портрет выдающейся финской сказочницы и художницы.
Покажите на карте, где находится страна, в которой родилась и жила эта писательница.
2. Вступительное слово учителя
- Вот уже почти шестьдесят лет дети всего мира, а вместе с ними и взрослые, которые в душе остаются детьми, с увлечением читают трогательные и остроумные повести о Муми-троллей и их друзей, которые написала и нарисовала Туве Янсон - гениальная финская сказочница и художница.
Туве Янссон родилась в художественной семье. Ее папа - известный в Финляндии скульптор, а мама - шведская художница-график. Итак, Туве детства стремилась стать художницей, училась в художественных школах Стокгольма, Гельсингфорса (Хельсинки) и Парижа. Помогая семье, она уже во время учебы работала иллюстратором журналов и книг. Как-то она нарисовала фигурку, очень похожую на Муми-тролля, и стала ею «подписывать» свои иллюстрации.
Когда тридцатилетняя Туве Янсон написала первую повесть о Муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение» и отнесла ее в издательство, она еще не знала, что станет всемирно известной писательницей, самой знаменитой казкаркою Финляндии. Она написала более двадцати книг для детей и взрослых, получила полсотни раВНОобразных международных премий и наград как писатель и художник. Ее книги о Муми-троллях переведены более чем тридцатью языками.
Туве Янссон прожила 87 лет. Она навсегда осталась в сердцах многих поколений маленьких читателей всего мира.
3. Выразительное чтение текста сказки учителем (от начала текста и до слов: «Дальше они отправились втроем...»)
- С какой целью Муми-тролли отправились в опасное путешествие?
- Зачем они взяли с собой Крохотный Зверек? О чем это свидетельствует?
4. Коллективное чтение учениками текста, воспроизведение содержания сказки по вопросам
- Какую помощь оказала Тюльпанна путешественникам? Какой вы ее представили?
- Найдите в тексте строки, которые характеризуют Муми-тролля, его Маму, Крошечный Зверек и Тюльпанну.
- Как вы думаете, какие приключения ждут удивительных героев?
5. Словарная работа
Послеобеденное время - после обеда.
Медленно шли - шли.
Поторопиться - поспешить.
Вниз - вверх.
Глазели - смотрели.
Постернували - поплыли.
6. Чтение учениками молча отрывка «Как Муми-тролль с мамой встретили Крохотный Зверек»
- Какие черты характера Муми-тролля раскрывает этот диалог?
7. Чтение учениками отрывка «Как они втроем плыли на лодке»
- Как мать воспитывала своего сыночка?
- Как преодолевали страх, когда увидели ужасных созданий?
- Кто спас маленьких зверушек от страшилища?
8. Чтение отрывка сказки «Произошло чудо - их тюльпан снова ярко засияло»
- Как звали девочку, которая появилась из цветка?
- Какие слова свидетельствуют о вежливости Муми-тролля?
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся
1. Составление плана сказки
- На сколько частей можно разделить текст сказки? Попробуйте подобрать заголовки к каждой части с помощью слов из текста.
План
1) Они выбрались на поиски уютного и теплого места для домика.
2) Увидели Крохотный Зверек.
3) Придется добираться на лодке.
4) Змей неуклонно настигал их.
5) - спасибо за помощь, распрекрасная панно!
2. Упражнения для формирования понятия «Язык художественного произведения»
>> Игра «Словесное рисование»
Дидактическая цель: учить детей обращать внимание на внешность литературных героев, представлять их; формировать умение пользоваться образными средствами языка для описания героев.
Учитель начинает игру словами:
Нарисую я портрет,
Только чей - это секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей же я портрет рисую.
Описывает литературный портрет героя, имя которого должны отгадать ученики.
«Девочка со светло-голубыми волосами до пят. Эта голубовато-волоса краля жила между лепестками тюльпана». (Тюльпанна)
- Опишите, как вы представили внешний вид Муми-тролля.
3. Игра «Представь себя»
Дидактическая цель: учить детей чувствовать авторское присутствие в тексте.
Учитель предлагает учащимся после прочтения произведения представить себя в роли:
а) стороннего наблюдателя - очевидца событий (рассказчика);
б) непосредственного участника событий, главного героя;
в) автора.
- Перескажите содержание текста по выбранным вариантом.
Дискуссия после игры: может автор произведения быть одновременно и действующим лицом?
VI. Итог урока
- Что вы можете сказать об отношениях между мамой и сыном Муми-троллем?
- Каким нужно оставаться в любых ситуациях?
- Как вы считаете, реальные или вымышленные персонажи действуют в этом произведении? Обоснуйте свое мнение.
- Что интересного вы узнали о Муми-троллях, их характер и жизнь?
- Почему, по вашему мнению, почему повесть-сказка называется «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение»?
- Придумайте другое название этой сказки.
Задача для тех, кто любит читать
- Прочитайте повесть-сказку «Маленькие Муми-тролли и большое наводнение».