ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 50

Тема. Прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в стихах Ш. Петефи

 

Цель: учить сравнивать произведения с похожей тематикой, продолжать знакомство с незаурядной личностью Ш. Петефи; работать над выразительным чтением, навыками анализа поэтического текста; воспитывать уважение к мужественным, свободных, способных на подвиг людей.

Оборудование: сборник стихов Ш. Петефи, иллюстрации к поэзии, тексты стихотворений.

 

Богам венгров поклянемся

Навсегда

Никогда не быть рабами,

Никогда!

Ш. Петефи

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Сравнить стихотворение Ш. Петефи «Когда ты муж...» и поэзию Г. Бернса «Честная бедность».

Стихотворение «Когда ты муж...» - это призыв к честного, самоотверженного служения правде. Главный девиз лирического героя, как и самого Петефи: «Голодный, но свободный»,- в полной мере относится и стихотворение «Честная бедность» Р. Бернса. Автор стихотворения считает, что честная бедность и ум и высокие моральные качества человека лучше богатство знатных, но неумных, ленивых, нечестных людей: «Звание - лишь карб, Человек - сокровище, ценнее от всего». Оба авторы полны оптимизма относительно будущего. Так, Ш. Петефи считает, что мужественный человеку никто не сможет помешать, она крепка, как дуб, а Г. Бернс выражает надежду, что рано или поздно наступит тот день, когда будут цениться ум и честь, а не богатство:

Молись уже всякий, чтобы стало так -

А речь уже идет к тому! -

Чтобы ум и честь, где только есть,

Пробили везде дорогу.

Ничего, ничего.

Діждем строя нового,

Весь мир будет торжествовать

Братства победу!

 

II. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с эпиграфом

Эпиграф - ключ к главной мысли многих стихов Петефи: борьба против рабства, прославление человеческого достоинства и мужества.

 

2. Выступление ученика-Петефи с рассказом об участии поэта в восстании 1848 г. (по воспоминаниям самого поэта)

«Полные восторга и веры в судьбу, мы снова пошли в кафе. Йокаи прочитал вслух обращение, я продекламировал свою “Национальную песню”. И то, и другое было встречено гулом одобрения...

В кафе мы решили обойти всю университетскую молодежь, а затем приступить к большой работе. Решили прежде всего пойти к медикам... Во дворе медицинского факультета Йокаи снова прочитал обращение, а я - “Национальную песню”. Оттуда пошли до инженеров, юристов, с каждой минутой росли шеренги и росло увлечение...

Депутация, которая сопровождалась меньшей мере 20 тысячами человек, заявила в намісницькій раде свои требования. Члены совета побледнели и задрожали. После пятиминутного совещания члены совета согласились на все.

Военным было приказано не вмешиваться, цензуру отменили, двери тюрьмы, где находился Танчик, открылась, бесчисленный толпа подхватил писателя-узника и, торжествуя, понес его в Пешт.

Это произошло 15 марта. По своим результатам этот день останется навеки знаменательным в венгерській истории. Если бы дело ограничилось этими событиями, то в этом не было бы ничего необычного, и как начало это было прекрасным, храбрым. Ребенку труднее сделать первые шаги, чем взрослому пройти долгие мили».

Отрывок из «Национальной песни» стал эпиграфом к нашему уроку.

 

III. Чтение и анализ стихотворений Ш. Петефи.

1. Чтение поэзии «Национальная песня»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Встань, мадьяр! Зовет отчизна!

Выбирай, пока не поздно:

Примириться с рабской долей

Или быть на вольной воле?

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами,

Никогда!

 

Мы живем на белом свете

Перед дедами в ответе!

Вольным предкам нет покоя

Здесь, под рабскою землей.

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами,

Никогда!

 

Низок, мерзок и ничтожен

Тот, кому сейчас дороже

Будет жизнь эго дрянная,

Чем страна его родная!

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами,

Никогда!

 

Блещет цепь, но вдвое краше

Засверкает сабля наша.

Так зачем носит оковы?

Пусть клинки сверкают снова!

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами,

Никогда!

 

Имя венгра величаво

И достойно древней славы.

Поклянемся перед боем,

Что позор столетий смоем!

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами,

Никогда!

 

Где умрем - там холм всхолмится,

Внуки будут там молится,

Имена наши помянут,

И они святыми станут.

Богом венгров поклянемся

Навсегда -

Никогда не быть рабами

Никогда!

Пешт, 1848 г.

 

2. Беседа

На сколько частей можно разделить произведение? (На 6 строф)

• Какие строки повторяются? Почему? (Рефрен используется для того, чтобы привлечь внимание читателя именно к этой мысли: стремление воли, свободы, борьба с рабством.)

• К чему призывает лирический герой венгров? (Сделать правильный выбор: не повиноваться рабской судьбы, а бороться за свободу.)

• Какие аргументы приводит лирический герой в пользу своего мнения? (2 строфа - мы отвечаем перед нашими предками за судьбу родины; 3 строфа - судьба родины должна быть более ценной, чем «мизерное» жизни; 4 строфа - именно сейчас есть возможность разбить оковы и стать свободными; 5 строфа - имя венгра достойное славы, а не стыда; 6 строфа - внуки вспомнят потом о мужественных дедов и помолятся за них, имена тех, кто боролся за свободу, станут святыми.)

Выводы. Тема - обращение к соотечественникам; идея - призыв к борьбе за свободу родины.

 

3. Чтение стихотворения «Любовь и свобода»

ЛЮБОВЬ И СВОБОДА

Любовь и свобода -

Вот все, что мне дано!

Любовь ценою смерти я

Добыть готов,

За вольность я пожертвую

Тобой, любовь!

 

4. Беседа

• Что самое дорогое для лирического героя?

Жизнь Любовь Свобода

(Ради любви он готов пожертвовать жизнью, но ради свободы - любовью.)

 

5. Выводы

Тема - рассказ о жизненных ценностях; идея - лирический герой дорожит жизнью и любовью, но свобода для него - самая ценная.

 

6. Чтение стихотворения «Венгр вновь стал венгром»

ВЕНГЕРЕЦ ВНОВЬ

ВЕНГЕРЦЕМ СТАЛ!

Венгерец вновь венгерцем стал!

Он сам собой стал отныне,-

Не будет больше он слугой

При иноземном хозяюшка.

 

Венгерец вновь венгерцем стал -

Ига он не потерпит снова.

Звеня, осеннею листвой

На землю сыплются оковы.

 

Венгерец вновь венгерцем стал -

Сверкают палаши и шпаги,

Лучится солнце на клинках,

В глазах горит огонь отваги.

 

Венгерец вновь венгерцем стал,-

И пламенеют наши лица

Огнем развернутых знамен,

Зовущих в битву устремиться!

 

Венгерец вновь венгерцем стал!

Равно у всех венгерцев сердце,

И это сердце бьется так,

Что в ужасе враги венгерца.

 

Венгерец вновь венгерцем стал,

Героем стал на поле брани,

И мир, большой мир глядит

На чудеса в венгерском станет.

 

Венгерец вновь венгерцем стал

И вечно будет сам собой,

Иль в славный час, ужасный час

Умрем мы все на поле боя!

Пешт, 1848 г.

(Стих написан во время революции 1848 г.)

 

7. Беседа

Сколько строф в стихотворении? (7)

Который строка повторяется? Почему? (Венгр вновь стал венгром.)

• Какое настроение у лирического героя? Почему? (Настроение радостное, приподнятое, потому что соотечественники «проснулись от сна» и выступили против короля и власти, произошла революция.)

• Какими словами характеризует лирический герой идеал гражданина? (Не будет больше он слугой при иноземном хозяюшка; ига он не потерпит снова; в глазах горит огонь отваги; стал героем на поле брани; и вечно будет сам собой...)

 

8. Выводы

Тема - венгры поднялись против власти, проявили качества настоящих граждан своей страны. Идея - гордость за поступки своих вольнолюбивых, мужественных соотечественников.

 

9. Итоги

• Чему посвящен прочитанные нами стихи? (Посвящено свободе и любви к родине.)

• Какие темы и идеи больше всего волнуют поэта? (Любовь к родине, борьба за ее независимость, активная жизненная позиция, человеческие добродетели - ум, честь, мужество, справедливость, смелость.)

 

IV. Домашнее задание

Дать ответ на вопрос: «Что такое настоящее мужество?» (по произведениям Д. Лондона и Ш. Петефи).