ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 49

Тема. Шандор Петефи - выдающийся венгерский поэт (1823-1849). Стихотворение «Когда ты муж, будь мужественным...»

 

Цель: познакомить с биографией Ш. Петефи, работать над анализом поэтического произведения; развивать связную речь; воспитывать уважение к подвигу человека.

Оборудование: портрет Ш. Петефи, сборник стихов поэта, музыкальный запись мелодии народного венгерского танца чардаша, карта мира.

 

И там, где скачут взмыленные кони,

Гремят орудия, где борется народ,

Там звучный голос Шандора Петефи

Свободы песнь бессмертную поэт.

Л. Беньямин

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Сейчас мы послушаем музыкальный фрагмент народного танца одного из европейских народов. Отгадайте, каким народом была создана эта музыка, и тогда вы узнаете, в какой стране жил и творил известный поэт Шандор Петефи. (Звучит чардаш.)

- Да, эта страна - Венгрия.

Сообщение о современную Венгрию

Ученик-географ. Столица Венгрии - Будапешт. Население - 10,4 млн. человек. Национальный состав населения: венгры (мадьяри) - 88 %, цыгане - 3 %, немцы - 2,5 %, словаки, хорваты, румыны.

Работа с картой

Венгрия - это государство в Центральной Европе. На севере граничит со Словакией, на северо-востоке - с Украиной, на востоке - с Румынией, на юге имеет границу с Сербией, Хорватией и Словенией, на западе - с Австрией.

Общая площадь - 93 тыс. кв. км.

Государственный язык - венгерский, распространены также английский, немецкий, русский языки.

Парламентская республика с президентской формой управления.

- Не случайно мы заговорили о Венгрию, потому что больше всего на свете ш. Петефи любил свою Родину, ради нее жил и творил, ради него отдал свою жизнь.

 

II. Презентация биографии поета. литературная композиция

Говорят выдающиеся поэты.

Поль Элюар (французский поэт)

Приветствовать хочу я человека,

Умершего сто лет тому назад.

Двадцать шесть лет ему от роду было,

А Венгрии немало сотен лет,

В них затерялось множество поэтов.

Приветствую поэта я живого.

Ян Неруда (чешский поэт). В прекрасной огненной венгерской нации нет большего сына, чем Петефи. И у нее не было дня счастливее, чем день рождения Петефи.

Ференц Юхас (венгерский поэт). Петефи - это революция и юность, самые прекрасные надежды человечества.

Поль Элюар

... Мальчишка

Осмелился постичь всю душу взрослых, стал актѐром,

Осмелился он человека выражать.

Он, умирая с голода, смеялся над небытием.

Ференц Юхас. Беря в руки стихи Петефи, не забудь: это путь к себе самому и к будущему.

Ян Неруда. Великий венгерский поэт Ш. Петефи родился в семье крестьянина Иштвана Петровича, серба по происхождению. Мать его - из словаков, до замужества была в слугу. Отец, почувствовав незаурядные способности своего первенца, стремился дать ему качественное образование и, разбогатев, смог обеспечить сыну учебу в лучших гимназиях и лицее. В 15 лет Шандор владел 5 иностранными языками, прекрасно знал современную литературу и античность, увлекался историей, легко делал переводы, писал стихи. Казалось, мальчик родился под счастливой звездой, и жизнь радостно улыбалось ему.

Поль Элюар. Однажды во время наводнения буйный разлив Дуная смыл дом Петровичів и их скот, что привело семью к обнищанию.

В 1839 г. парень отправляется в столицу, чтобы поступить в Венгерского театра. Но родители настаивали, чтобы сын продолжал обучение.

Через некоторое время, надеясь увидеть мир, Шандор завербовался в солдаты. И здесь ждало его разочарование: муштра, приставание к поэта-солдата сделали пребывание в армии невыносимым.

Тяжелая болезнь - туберкулез, усложнялся тифом,- стала причиной увольнения из армии.

Ференц Юхас. Без денег, полуголодный, но счастливый, он путешествует Венгрией, играет в театре бродячих актеров, пишет стихи.

Суровой зимы 1844 г. «я пришел к крайней степени отчаяния и, набравшись смелости, пошел к одному из великих людей Венгрии, как игрок ставит на карту последние деньги, решив: жизнь или смерть. Этот великий человек прочитал мои стихи, и, по его рекомендации, их было выдано; я вдруг получил деньги и имя»,- так вспоминал потом сказочную перемену своей судьбы поэт. Этим большим человеком был Михай Верешмарти, который сразу почувствовал всю гениальность двадцатилетнего юношу и открыто назвал его «первым поэтом Венгрии».

Ян Неруда. Петефи настойчиво изучал историю революционного движения прошлого. Позже он напишет в своем дневнике: «Вот уже много лет моим единственным чтением, утренней и вечерней молитвой, хлебом насущным стала история французских революций, это новое евангелие мира...

Каждое слово, каждую его букву я запечатлел в своем сердце, и в нем ожили мертвые знаки».

Поль Элюар. 13 марта 1848 г. началось восстание в Вене (Венгрия в то время находилась под гнетом Австрии). Весть об этом распространилась по всей Австрийской империи. Венгерские либералы решили обратиться к королю с просьбой расширить гражданские права Венгрии. «Какая низость просить, когда знамение времени - требовать; надо подходить к трону не с бумагой, а с мечом в руке,- писал в тот день Петефи в своем дневнике. - Совершенно ясно было одно: надо действовать».

Ференц Юхас. 15 марта Петефи возглавил выступление молодежи Будапешта - было провозглашено свободу печати, восторженно типографию и напечатан призыв и «Национальную песню» Петефи, что стала гимном революции.

Ян Неруда. Через несколько месяцев австрийские войска начали выступление против Венгрии.

Петефи вдохновенно воспевает героическую борьбу венгерских войск. Он возвращается к армии и участвует в боях под командованием генерала Бема. В августе 1849 г. он погиб смертью храбрых на поле боя.

 

III. Работа с текстом стихотворения «когда ты муж...»

1. Выразительное чтение учителем поэзии

 

2. Словарная работа

Муж - мужчина.

Демосфен - древнегреческий оратор и политический деятель.

 

3. Беседа

1) Что означает для автора быть мужественным? Приведите примеры из текста

• Найти жизненную путь найти себя, свое призвание и следовать ему).

• Творить в водовороте битвы (быть человеком творческим и смелым).

• Уметь защищать правду (думать о справедливости, о бедных и беззащитных).

• Суметь ради правды сломать жизнь свою (рисковать своей жизнью, пожертвовать собой).

• Бороться и страдать, но своей воли не отдать (быть независимым, свободным, не продаваться).

2) Как можно объяснить девиз лирического героя «Голодный, но свободный»? Или жил с этим девизом сам поэт?

3) Определите тему и идею стихотворения.

Тема - это то, о чем рассказывается в произведении.

Идея - главная мысль произведения.

Тема - рассказ о том, что, по мнению поэта, значит быть мужественным.

Подумайте: этот призыв касается только мужчин или всех людей?

Идея - призыв к человеку быть мужественной, смелой, честной, справедливой, свободной, быть готовым защищать правду и свободу с оружием в руках, положить за них свою жизнь.

Такая жизнь не будет легким, но оно будет достойным звания Человека. Автор призывает людей ценить комфорт и богатство, а свободу, правду, справедливость, хотя иногда получить их можно лишь дорогой ценой собственной жизни.

4) Какие образы встречаются в поэзии?

• Муж, кукла на веревках, пес бестолковый, гроза, меч, дуб, трава.

5) Какие художественные средства вам известны?

Эпитеты - художественное определение.

Сравнение - сопоставление одного явления с другими по общему признаку.

Метафора - перенос признаков одного предмета на другой по сходству.

Найдите эти художественные средства в тексте стихотворения.

Эпитеты - мужественный, слабый, смелый, навесная.

Сравнение - замолчи, как смолкает гроза за краем гор; будь дубом, что не гнется под ветром, как трава.

Метафоры - непутевый пес - судьба; куклой на веревках в руках судьбы не будь; будь дубом, который буря с корнями вирива.

С какой целью они используются в стихотворении? (Делают поэзию образнішою, ярче, язык стиха - более точной, выразительной.)

 

IV. Выводы урока

Сегодня на уроке мы:

• узнали о жизни и творчестве Ш. Петефи;

причитали стихотворение «Когда ты муж...»;

• работали над определением темы и идеи поэзии;

• вспомнили определение художественных средств;

• учились находить в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

 

V. Домашнее задание

Сравнить стихотворение Ш. Петефи «Когда ты муж...» и поэзию Г. Бернса «Честная бедность».

Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о Ш. Петефи во время революции 1848 г.