ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

КРАСОТА ЧИСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

УРОК 50

Тема. О. Генри (1862-1910) «Последний листок». Взаимопонимание и стремление сделать добро другому как средство преодоления жизненных неурядиц

 

Цель: познакомить с содержанием произведения и дать почувствовать его гуманистическое направления, теплоту взаимопонимания героев; совершенствовать навыки работы с текстологічним анализом произведения (роль детали); совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет А. Генри.

ХОД УРОКА

I. Мотивация познавательной деятельности учащихся

Слово учителя

- Мы с вами прочитали и обсудили уже много литературных произведений. Каждый из вас имеет определенный жизненный опыт. Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом: что в человеческой жизни самое главное? Без чего человек не может быть человеком, независимо от того, какой бы сильной, смелой, умной она не была? Вспомним уже знакомых нам Робинзона и Маленького принца..

Это, так сказать, самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения.

Говоря об общении, дайте ответ на вопрос: какими должны быть человеческие взаимоотношения?

Какое слово вам прежде всего приходит на ум, когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях? (Прием «Свободный микрофон») (Верность, прочность, постоянство, надежность... )

- Это все правильно и интересно, и очень нужно и в жизни литературных героев, и в нашей реальной жизни, но сегодня тема нашего разговора - «Красота чистых человеческих взаимоотношений».

И ведет нас к этому разговору исследования произведений писателя О. Генри.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Сообщение о писателе

Учитель. Как вы считаете, с зображуванням чего мы можем встретиться в произведениях А. Генри? (Описанием реальной жизни низших слоев населения.)

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся

Чтение текста в классе и обсуждение прочитанного с одновременной работой над выразительным чтением.

Учитель. Я задавала вам читать это произведение, и сегодня мы обратимся к его содержанию, чтобы вместе ощутить радость открытия. Начнем...

1) От начала рассказа до фразы «так и возникла совместная студия»

• Что мы можем сказать о финансовом состоянии наших героинь? Докажите свое мнение.

• Настроение и характер героинь, на первый взгляд?

2) От: «Это было в мае» до «она будет иметь один шанс из пяти, вместо одного из десяти»

• Как изображает писатель беда, что навалилось на девушек? Как называется этот художественный прием? Почему автор использовал такой прием?

• Каким было состояние Джонсе, по словам врача?

• Почему он так разговаривал со Сью?

3) От «После того как врач ушел» к «Не шевелись, пока я не приду»

• Докажите, что Сью выполнит наставления врача при любых условиях.

• Что придает ей силы держаться самой и поддерживать подругу?

4) От «Старик Берман был художник» к «Мы все уедем отсюда. Так, так!»

• Какое первое впечатление сложилось у вас о художнике? Что мы можем сказать о его талант, мастерство? (Полотно для шедевра - и реклама)

• Назовите, пожалуйста, ключевые слова, которые характеризуют Бермана. («Неудачник», «пил», «злющий старикашка», «издевался над всякой сентиментальностью», «смотрел на себя, как на пса-охранника, что специально защищает двух молодых художниц») Это о художнике или о обычном человеке?

• Почему Сью рассказала ему о Джонсе все: и о ее болезни, и о ее мысли-фантазии? (Больше некому было рассказать, доверяла)

• Какие слова свидетельствуют об истинном отношении этого мрачного старого пьяницы к девушкам? («Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда»)

5) От «Джонсе думала» к «с низкой голландской кровли»

• Промежуток времени описано в этом отрывке? (1,5 суток: вечер - ночь - день - вечер - ночь) Почему время воспринимается будто спрессованный?

• Что в центре внимания в этом отрывке? (Листок: три раза упоминается о нем в тексте размером в пол страницы плюс подробное описание листа). Еще описание событий присутствует в этом отрывке?

• Как чувствует себя Джонсе? Почему можно, по вашему мнению, помочь больному?

6) От «только-Только рассвело...» до «...вы победите»

(Читать, разделяя на абзацы)

• Почему о Джонсе сказано «беспощадная»? К кому это она немилосердная?

• Почему предложение «Лист плюща все еще оставался на месте» образует целый абзац?

• Какие детали свидетельствуют, что Джонсе начинает выздоравливать? (Зеркальце и желание написать красками неаполитанский залив)

• Как звучит прогноз врача на этот раз?

7) «А теперь мне надо навестить...» до «форма болезни очень тяжелая» (не забегать вперед!)

• Как вы считаете, почему заболел старый Берман?

8) От «на Следующий день врач сказал Сью» до «И больше ничего не надо»

• Казалось бы, история молодой художницы кончилась. О чем, по-вашему, пойдет речь в последнем абзаце рассказа?

9) От «в Тот же день вечером...» до «Вместе с подружкой».

• Посмотрите: в этом отрывке есть два очень важных слова. Одно подчеркивает полное выздоровление еще слабой Джонсе («с удовольствием»), второе будто готовит нас к трагедии («совсем не нужен»).

• А почему ярко-синий шарф «совсем не нужен»?

• Что случилось со старым Берманом?

10) От «Мне надо тебе что-то сказать» до «Никто не мог понять, куда он выходил в эту последнюю ночь».

• А вы поняли?

11) От «Потом нашли фонарь» до конца.

• Какое впечатление произвело на вас это произведение?

• Как сказано о последний поступок Бермана? («Это и есть шедевр»)

• Почему старый художник поступил именно так? (Не спорил с больным, не пытался ее уверить в чем-то, не полагался на врача)

• Можно сказать, что это импульсивный поступок, неожиданность? (Забота о девушках, шарф, который плетет Джонсе)

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Можно сделать вывод, прочитав рассказы О. Генри, что настоящая доброта и помощь невзрачные, они не кричат о себе, находя средства защитить дорогих людей, даже жертвуя собой? Обоснуйте свой вывод.

 

V. Домашнее задание

В портретах, принадлежащих классицизма (продемонстрировать портрет Ломоносова, портрет Пушкина кисти О. Кипренского), кроме лица, изображали какие-то атрибуты, связанные с ней, которые раскрывают сущность этого человека.

Воспользуйтесь этим принципом и создайте портреты Джонсе, Сью, Бермана (письменное задание).

Напомнить о подготовке к уроку внеклассного чтения.