II семестр
КРАСОТА ЧИСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
УРОК 50
Тема. О. Генри (1862-1910) «Последний листок». Взаимопонимание и стремление сделать добро другому как средство преодоления жизненных неурядиц
Цель: познакомить с содержанием произведения и дать почувствовать его гуманистическое направления, теплоту взаимопонимания героев; совершенствовать навыки работы с текстологічним анализом произведения (роль детали); совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.
Оборудование: портрет А. Генри.
ХОД УРОКА
I. Мотивация познавательной деятельности учащихся
Слово учителя
- Мы с вами прочитали и обсудили уже много литературных произведений. Каждый из вас имеет определенный жизненный опыт. Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом: что в человеческой жизни самое главное? Без чего человек не может быть человеком, независимо от того, какой бы сильной, смелой, умной она не была? Вспомним уже знакомых нам Робинзона и Маленького принца..
Это, так сказать, самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения.
Говоря об общении, дайте ответ на вопрос: какими должны быть человеческие взаимоотношения?
Какое слово вам прежде всего приходит на ум, когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях? (Прием «Свободный микрофон») (Верность, прочность, постоянство, надежность... )
- Это все правильно и интересно, и очень нужно и в жизни литературных героев, и в нашей реальной жизни, но сегодня тема нашего разговора - «Красота чистых человеческих взаимоотношений».
И ведет нас к этому разговору исследования произведений писателя О. Генри.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Сообщение о писателе
Учитель. Как вы считаете, с зображуванням чего мы можем встретиться в произведениях А. Генри? (Описанием реальной жизни низших слоев населения.)
III. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся
Чтение текста в классе и обсуждение прочитанного с одновременной работой над выразительным чтением.
Учитель. Я задавала вам читать это произведение, и сегодня мы обратимся к его содержанию, чтобы вместе ощутить радость открытия. Начнем...
1) От начала рассказа до фразы «так и возникла совместная студия»
• Что мы можем сказать о финансовом состоянии наших героинь? Докажите свое мнение.
• Настроение и характер героинь, на первый взгляд?
2) От: «Это было в мае» до «она будет иметь один шанс из пяти, вместо одного из десяти»
• Как изображает писатель беда, что навалилось на девушек? Как называется этот художественный прием? Почему автор использовал такой прием?
• Каким было состояние Джонсе, по словам врача?
• Почему он так разговаривал со Сью?
3) От «После того как врач ушел» к «Не шевелись, пока я не приду»
• Докажите, что Сью выполнит наставления врача при любых условиях.
• Что придает ей силы держаться самой и поддерживать подругу?
4) От «Старик Берман был художник» к «Мы все уедем отсюда. Так, так!»
• Какое первое впечатление сложилось у вас о художнике? Что мы можем сказать о его талант, мастерство? (Полотно для шедевра - и реклама)
• Назовите, пожалуйста, ключевые слова, которые характеризуют Бермана. («Неудачник», «пил», «злющий старикашка», «издевался над всякой сентиментальностью», «смотрел на себя, как на пса-охранника, что специально защищает двух молодых художниц») Это о художнике или о обычном человеке?
• Почему Сью рассказала ему о Джонсе все: и о ее болезни, и о ее мысли-фантазии? (Больше некому было рассказать, доверяла)
• Какие слова свидетельствуют об истинном отношении этого мрачного старого пьяницы к девушкам? («Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда»)
5) От «Джонсе думала» к «с низкой голландской кровли»
• Промежуток времени описано в этом отрывке? (1,5 суток: вечер - ночь - день - вечер - ночь) Почему время воспринимается будто спрессованный?
• Что в центре внимания в этом отрывке? (Листок: три раза упоминается о нем в тексте размером в пол страницы плюс подробное описание листа). Еще описание событий присутствует в этом отрывке?
• Как чувствует себя Джонсе? Почему можно, по вашему мнению, помочь больному?
6) От «только-Только рассвело...» до «...вы победите»
(Читать, разделяя на абзацы)
• Почему о Джонсе сказано «беспощадная»? К кому это она немилосердная?
• Почему предложение «Лист плюща все еще оставался на месте» образует целый абзац?
• Какие детали свидетельствуют, что Джонсе начинает выздоравливать? (Зеркальце и желание написать красками неаполитанский залив)
• Как звучит прогноз врача на этот раз?
7) «А теперь мне надо навестить...» до «форма болезни очень тяжелая» (не забегать вперед!)
• Как вы считаете, почему заболел старый Берман?
8) От «на Следующий день врач сказал Сью» до «И больше ничего не надо»
• Казалось бы, история молодой художницы кончилась. О чем, по-вашему, пойдет речь в последнем абзаце рассказа?
9) От «в Тот же день вечером...» до «Вместе с подружкой».
• Посмотрите: в этом отрывке есть два очень важных слова. Одно подчеркивает полное выздоровление еще слабой Джонсе («с удовольствием»), второе будто готовит нас к трагедии («совсем не нужен»).
• А почему ярко-синий шарф «совсем не нужен»?
• Что случилось со старым Берманом?
10) От «Мне надо тебе что-то сказать» до «Никто не мог понять, куда он выходил в эту последнюю ночь».
• А вы поняли?
11) От «Потом нашли фонарь» до конца.
• Какое впечатление произвело на вас это произведение?
• Как сказано о последний поступок Бермана? («Это и есть шедевр»)
• Почему старый художник поступил именно так? (Не спорил с больным, не пытался ее уверить в чем-то, не полагался на врача)
• Можно сказать, что это импульсивный поступок, неожиданность? (Забота о девушках, шарф, который плетет Джонсе)
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Можно сделать вывод, прочитав рассказы О. Генри, что настоящая доброта и помощь невзрачные, они не кричат о себе, находя средства защитить дорогих людей, даже жертвуя собой? Обоснуйте свой вывод.
V. Домашнее задание
В портретах, принадлежащих классицизма (продемонстрировать портрет Ломоносова, портрет Пушкина кисти О. Кипренского), кроме лица, изображали какие-то атрибуты, связанные с ней, которые раскрывают сущность этого человека.
Воспользуйтесь этим принципом и создайте портреты Джонсе, Сью, Бермана (письменное задание).
Напомнить о подготовке к уроку внеклассного чтения.