ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

 

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

 

Давно отмечено, что в творчестве Достоевского образ Петербурга играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Впервые мы встречаемся с этим городом в описаниях улиц бедных кварталов, где жил Раскольников. Городской пейзаж отталкивающий и мрачный: «на Улице жара была страшная, к тому же духота, толкотня, везде известка, леса, кирпич, пыль и тот особый летний запах, такой знакомый каждому петербуржцеві, не имеющему возможности нанять дачу, - все это сразу неприятно ударило по и без

 

И. Глазунов. Петербург. 1970-е годы

 

того уже розладнані нервы юноши. А невыносимая вонь из пивных, которых в этой части города особенно много, и пьяные, поминутно попадавшиеся ему, несмотря на будни, дополнили отвратительный и грустный колорит картины».

Все эти реалии гнетут душу Родиона, словно сжимая ее железным обручем безысходности... Но он вроде и привык к этому нуждающегося жизнь, став его неотъемлемой частью. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и на смех прохожим кучер «больно хльоснув его кнутом по спине»... Одежда Родиона до такой степени обносился, что в таких лохмотьях стыдно было показываться на улице. Поэтому ему ближе нищий район Сенной площади, населенный людьми зубожілими, а то и просто нищими, пьяницами и проститутками, на фоне которых никакие лохмотья не бросаются в глаза, и никто не обращает внимание на одежду.

Только раз перед Раскольниковим возникла величественная панорама столицы огромной Российской империи. Однако официально-парадный Петербург чуждый ему, это не его город: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом ничем и глухим полна была для него эта пышная картина...»

Показав грязные шумные улицы, писатель ведет читателя дальше - к жилью своих героев. Мы заходим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным, облитыми помоями лестнице, заглядываем в крошечных убогих «квартирок». И читателю становится все моторошніше, поскольку герои живут то в «гробу», как Раскольников, то в уродливом «сарае», как Соня, то ли в «прохладном углу», как Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хотя и в отдельном, но душном и тесном номере: «В комнате было душно, свечка горела тускло, на дворе шумел ветер, где-то в углу першила мышь, да и вообще в комнате пахло мышами и чем-то кожаным». Та самая духота, которая давит петербуржца на улице, «дожимает» его и дома. То есть персонажи испытывают не только пространственную тесноту, поскольку эти уродливые, похожие на тюрьмы помещения является существенной причиной разлада героя с самим собой. Понятно, почему именно в таком пространстве возникают преступные идеи Раскольникова, деградирует Мармеладов, пренебрегает моральными канонами Соня, медленно умирает Катерина Ивановна. Так, мать Раскольникова справедливо замечает: «Какая у тебя дурная квартира, Родю, словно гроб, - сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тяжелое молчание, - я уверена, что ты наполовину за квартиру стал таким меланхоликом».

Петербург: большое горе "маленьких людей"

Итак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник не могу сказать, чтобы очень выдающийся, низенький ростом, немного рябуватий, немного рыжеватый, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек, с цветом лица, как говорится, гемороїдальним... Что же делать! Виноват петербургский климат. Если же говорить о чин (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был тем, кого называют вечный титулярный советник, из которого, известная вещь, наглузувалися и накепкувалися вволю разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, кто не может кусаться.

М. ГОГОЛЬ. «Шинель»

Циничный, но точный диагноз «больному» Петербурга ставит и Свидригайлов: «Люди пьянствуют, молодежь образованная от бездействия перегорав в несбыточных снах и грезах, калечится в теориях... а все остальное живет розпутно. Так и пахнуло на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Итак, о том, что может вызвать неприятие читателя, Свидригайлов, который не бывал в Петербурге последние семь лет, рассказывает не только спокойно, но и даже одобрительно, с вызовом - в столице ничего не изменилось, она так же развращает, как и прежде, и он почувствовал ее «знакомый запах».

Надо также отметить, что это были непростые для России времена - после отмены крепостного права прошло каких-то пять лет, и огромная страна находилась на распутье - каким путем идти дальше?

Символика желтого цвета в романе «Преступление и наказание»

Мы уже обращали внимание на важную роль использования цветов в воплощении концепции писателей. Вспомним символику цветов в романе Стендаля «Красное и черное». В романе Достоевского «Преступление и наказание» особый смысл имеет желтый. Это цвет «похожей на шкаф или на сундук» комнатку Раскольникова, обоев и мебели в комнате старухи-процентщицы, пожовтіле от постоянного пьянства лицо Мармеладова, у женщины, которая совершила самоубийство, лицо желтое и пропите, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Тяжелое, болезненное столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особенно напряженного и мрачного колорита, И в то же время это доминирующий цвет «официальной столицы», поскольку тогда в Российской империи цвет всех государственных учреждений был желтый.

 

К. Брюллов. Сенная площадь в Петербурге. 1822 г.

 

Достоевский выражает свое скептическое отношение к «прогрессу» (мы уже почувствовали его воплощение в образе, по меткому выражению Лебезятникова, «гнусной преступной человека» - Лужина) в иронической реплике Свидригайлова, который увидел в «клоаке» пореформенного Петербурга фривольно-непристойный танец канкан: «Попал я на один так называемый танцевальный вечер, - клоака страшная (а я люблю клоаки именно чтобы вот так, знаете, неприлично немножко), ну, разумеется, канкан, каких нигде больше не увидишь и каких в мое время не было совсем. Угу, по этому прогресс». Недаром некоторые тогдашние критики упрекали писателю неверие в прогресс, ведь его скепсис относительно этого модного тогда слова и понятия является очевидным.

Настоящим приговором Петербурга есть реплика, брошенная вроде бы вскользь одним из героев произведения, рабочим, который работал в доме, где Раскольников совершил преступление: «И чего-чего в этом Питере нет! Кроме отца-матери, все есть!» Недаром еще из фольклора известны резкие противопоставления: «мать - мачеха» и «отец - отчим». Отец и мать - родные, близкие люди, но в этом городе есть все, кроме них. Очевидно, недаром чужой и холодный Петербург Достоевского для обычного человека не может стать родным.

Почти в каждом романе Ф. Достоевского присутствуют дети. Однако в Петербурге счастливому детству места нет: «Там нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратный и вор». Автор как бы подчеркивает этим, что город потерял все, ради чего стоит существовать. Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных героев произведения и словно предвещают будущие роковые события.

В романе есть жуткие сцены, раскрывающие повседневную трагическую жизнь горожан. Петербург - город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил, поскольку в нем тесно и душно. Это - не только место, но и самый настоящий соучастник преступлений, сотворец безумных идей и теорий. Он - свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания: реальность часто воспринимается кошмарным видивом, а бред и сон - реальностью. Атмосфера города - глухая безысходность. Автор пытается понять жизнь столичного «дна», мир «униженных и оскорбленных» во всех значениях этих слов для «бедных» людей.

 

И. Глазунов. Достоевский в Петербурге. 1956 г.

 

Итак, образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» - глубоко символичен. С одной стороны, он является социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой - действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, но это одновременно и его раскаяния, возвращения в мир людей. В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла и несправедливо устроенного общества.