ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

 

МАРМЕЛАДОВИ И ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

 

Петр Лужин

 

Самый неприятный для Достоевского образ романа - Петр Лужин. Это представитель той «новой силы», которая шла на смену аристократам. В провинции он заработал немалый капитал и прагматично рассчитал, что в тогдашней России адвокатская практика даст возможность неплохо зарабатывать и станет пропуском к высшим кругам общества: «После длительных размышлений и вичікувань он решил наконец окончательно переменить карьеру, чтобы иметь широкий круг деятельности, а вместе с тем постепенно перейти и в высшее общество, сладкие мечты о котором давно уже не оставляли его... Одним словом, он решился попробовать Петербурга».

Хотя сорокапятилетний Лужин не может похвастаться хорошим образованием, он служит в двух местах и хорошо обмозговал, как попасть к высшему миру. Он решил жениться на умной, образованной, воспитанной, но обязательно збіднілою дворянкой, которая не опозорит его в изысканном обществе, а всю жизнь будет обязана ему тем, что он вытащил ее из нищеты. Уже несколько лет он с наслаждением мечтал о женитьбе, но все копил деньги и ждал: «Он с восторгом мечтал о девушку благонравну и бедной (непременно бедной), очень молоденькую, очень красивую, благородную и образованного, очень запуганную, такую, что испытала очень много бед и совсем бы перед ним склонялась, которая бы всю жизнь считала его своим спасителем, благоговіла перед ним, повиновалась, удивлялась ему, и только ему одному. Сколько сцен, сколько сладостных эпизодов создал он в воображении на эту заманчивую и пикантную тему, покоясь в уюте от дел! И вот мечта стольких лет уже почти оправдывалась: красота и образованность Евдокии Романовны поразили его; беспомощное положение ее поощрило его ужасно. Здесь было даже чуть больше того, о чем он мечтал: была девушка гордая, с характером, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое существо будет рабски благодарна ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно склонится перед ним, а он безгранично и полностью будет править!..»

К тому же Лужин - скряга, который отправил свою невесту с матерью в Петербург за их счет, зная, что в них почти нет денег. Да и в столице снял для них самый дешевый номер. Привыкший к тому, что в этом мире все покупается и продается, он даже представить не может, насколько обидел своей скупостью Дуню и ее мать. Получив отказ, он не жалеет о потерянной невесте, а о том, что сорвался такой хорошо продуманный план: «Этот теперешний внезапный, причудливый разрыв подействовал на него, словно удар грома. Это был какой-то неподобний шутка, абсурд! Он только немножечко покомизився; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьеВНО».

Лужин считал себя «новым человеком» и хотел оправдать свою грязную практику современными теориями. В старой России с ее дворянскими нормами чести и благородства ему не было места. А вот в новом времени он вполне мог стать успешным адвокатом. У него нет совести, Лужин уверен, что идеи молодого поколения возникают для таких, как он.

Лужин сразу понял, что надо искать свою удобную «идеологию» в современной науке, политической экономии, утилітарній философии, которые каждый использовал как разменную монету. «Наука же говорит: возлюби, в первую очередь, самого себя, - заявляет Лужин во время одной из бесчисленных дискуссий, ибо все на свете на личном интересе построено. Заботясь только и исключительно за себя, я тем самым забочусь вроде и за всех».

Бесспорно, Раскольников и Разуміхін были правы, когда рассудили, что в моральном смысле убийство за деньги и «покупка» жены - явления одного порядка. На протяжении романа Лужина выгоняют отовсюду аж трижды, но он умеет выйти сухим из воды. Так, уличенный в возведении клеветы на Соню Мармеладову, продираясь сквозь разгневанную толпу, он цинично заявляет: «Сделайте одолжение, не угрожайте; уверяю вас, что ничего у вас не выйдет, ничего не сделаете, я не из робких, а, наоборот, вы, господа, будете отвечать».

Итак, образ Лужина является ключевым в понимании сложного отношение Достоевского к тем изменениям в российском обществе, происходившие в середине XIX ст.