Лев Толстой 1828 - 1910
Открытая книга
РОМАН «АННА КАРЕНИНА»
Константин Левин: история исканий
Морально-психологическая проблематика романа наиболее ярко проступает в той области «лабиринта сцеплений» (Л. Толстой), которая композиционно объединяет сюжетные линии Анны Карениной и Константина Левина.
Подробности. В XIX в. произведение Толстого довольно часто определяли как «два романа в одном» («Анна», «Левин»), безупречно написаны, но слабо между собой связаны. В ответ на такое непонимание авторского замысла Толстой в одном из писем читателю подчеркнул, что гордится «архитектурой» романа и в частности тем, что не видно, где «замок свода», потому что в произведении все держится не на фабуле, не на взаимоотношениях лиц, а на внутренних связях идей и мотивов.
С историей Константина Левина ассоциируется важна для Толстого и последовательно проведена в его творчестве тема жизненных исканий и самосовершенствования личности. В этом образе писатель отразил путь собственного духовного развития, что придало роману повышенной эмоциональности, психологической достоверности и сповідальності.
«Избрание путей» - внутренняя тема истории жизни фактически всех ведущих персонажей романа «Анна Каренина», но первостепенное значение она приобретает в изображении Константина Левина, который стремится жить «по совести».
Состоятельный человек, богатый землевладелец, помещик Левин, что большую часть жизни провел далеко от города, среди природы, в окружении крестьян, неудобно себя чувствует в роскошных гостиных, ресторанах и клубах. В аристократической среде Левин производит впечатление «чудака», который, слишком увлекшись хозяйственными хлопотами, попал под «власть земли»: «Теперь он, будто против воли, все глубже и глубже урізувався в землю, как плуг, так что уж и не мог выбраться». Левин отдает немало сил упорядженню своего имения, поиска новых, прогрессивных способов хозяйствования, занимается тем, чтобы приобрести молотилку, сохранить скот, восстановить семенной фонд, вовремя начать жатву, скосить рожь и овес и т.д.
Нравственно-философская направленность предоставляет исканиям героя особую окраску. Он пытается проводить хозяйственные преобразования не только с точки зрения экономического расчета, но и с учетом новых отношений между хозяином и рабочим. Однако утопические надежды и иллюзии Левина, его своеобразный проект «спасения России» завершаются крахом: крестьяне не доверяют ему, не видят выгоды работать на господина. Акцентируя внимание читателя на росте душевной тревоги героя, Толстой неоднократно отмечает, что на этом отрезке «пути исканий» Левин теряется в собственных мыслях, отрицает собственные убеждения и снова возвращается к ним: «рассуждения приводили его в сомнения», «его изнемогает путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем».
После женитьбы и рождения сына, во времена семейного счастья бесконечные поиски смысла бытия еще больше обостряются. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, а значит не можно жить», - рассуждает Левин. Невыносимо страдая от этого незнания, дойдя в сомнениях даже к мысли о самоубийстве, он, однако, «уверенно прокладывал свою особенную, определенную дорогу в жизни». Так мотив «путаницы» сменяется мотивом «прокладывания путей», отражая идею движения вперед.
Особое место в истории поисков смысла жизни Левиным занимают те страницы романа, посвященные «обретению ответы». В сюжетно-композиционном плане встреча Левина с крестьянином Федором во время уборки урожая и рассказ о двух мужиков можно считать кульминационной точкой в философском плане произведения. «Так, значит - люди разные; один человек только для нужд своих живет, только брюхо набивает, а Фоканич - правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит», - объясняет Федор.
О. Адлер. Иллюстрация к роману «Анна Каренина»
«“Как Бога помнит? Как для души живет?” - почти вскрикнул Левин». Истина, которая открылась герою в рассказе крестьянина, произвела на него впечатление «чуда», «света», что побудило к размышлениям о добре и правду. «Новое радостное чувство охватило Левина». Он вдруг осознает, что до всех философов до Канта мечта о жизни для души, для добра живет в обычной человеку. Добро, размышляет Левин, душевная требование человеческой натуры. Добро выше разума. Стремление к нему вечную. Добро бескорыстное. «Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствия - награду, оно тоже не добро». К глав романа, посвященных нравственному прозрению Левина, почти в полном объеме вошли основные положения философских и публицистических произведений Толстого, записи из «Дневника» о добре, добродетели, веру, моральное самосовершенствование человека как о силе, которая изменит мир.
Подробности. Специфика социально-психологического романа «Анна Каренина» заключается в том, что широкий комплекс морально-философских и социальных проблем тесно связан в нем с центральными вопросами любви, брака, сложных семейных отношений. В этом произведении Толстой рассматривает семейную жизнь с точки зрения самых высоких христианских нравственных идеалов и требований. Лучшие лирические страницы романа посвящены живописанию трогательной любви Левина и Кити, радости ожидания встречи, стремительного и одновременно несмелого признания, взаимопонимания, взаимоуважения, самозабвения, самоотречения. Для Левина любовь, семья, семейные отношения - неоспоримые ценности. Между тем, как эгоистическое начало в любви Анны «изнутри разрушает» ее жизнь, любовь Левина, наоборот, меняет героя, наполняет светом. «Чистая», альтруистическая любовь Левина к Кити, их счастливое супружество - своеобразная антитеза пагубной эгоистичной страсти Анны, двум ее несчастливым бракам, что давало основания критикам рассматривать образы Анны и Левина как антиподы. Впрочем, следуя логике Толстого, следует отыскать «внутренняя связь» между этими образами. Левин так же, как и Анна Каренина, остро страдает от отсутствия главного - высшей нравственной цели, которая объединила бы личное и общественное, привела бы к абсолютной гармонии с миром.