ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Лев Толстой 1828 - 1910

 

Открытая книга

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»

 

Каренин: машина имеет живую душу?

 

Особенностью романа «Анна Каренина» является то, что автор в нем выступает одновременно и как прокурор, и как адвокат своих героев. Характерным в этом плане является не только образ Анны, но и образ Каренина. Среди главных героев произведения чиновник высокого ранга Алексей Александрович Каренин - единственная внешне некрасивый человек. Некрасивая походка, неприятная для окружающих привычка хрустеть пальцами во время разговора, «тихий тонкий голос», уши забавно подпирают круглый шляпу, «потухшие глаза» - все это производит невыгодное впечатление, настраивает читателя на определенный лад. Впрочем, есть обстоятельство, что должно насторожить: таким является Каренин на взгляд жены, которая никогда не любила его и воспринимала свой вполне благопристойный в глазах высшего света брак как тяжелое бремя. Такому восприятию внешности соответствует и оценка личностных черт Каренина, что также идет от Анны: «Это не человек, а машина, и злая машина, если рассердится». Аристократический, образованный Каренин, который разбирается в политике, интересуется философскими и богословскими вопросами, в свете восприятия жены предстает духовно и эмоционально неполноценной личностью.

Подробности. Достаточно сложный и неоднозначный образ Каренина, конечно, не исчерпывается «точкой зрения» Анны. Графиня Лидия Ивановна, например, воспринимает Алексея Александровича совершенно иначе: «Каренина она любила за него самого, за его высокую непонятную душу, за лестный для нее тонкий звук его голоса с его протяжными интонациями, за его усталый взгляд, за его характер и мягкие белые руки с напухлими жилами». Так сталкиваются два взгляда на одну и ту же человека, за которых одни и те же черты ее личности, внешности оцениваются совершенно противоположно: черствая душа Каренина / «высокая непонятная душа; неприятный «тонкий» голос / «отрадный» «тонкий звук его голоса»; «потухшие глаза» / «усталый взгляд»; злой характер / приятный для окружающих характер; Каренин - неживой «механизм» или «кукла» / Каренин привлекательный «сам по себе» как человек. Описывая Каренина, автор вполне последовательно придерживается художественного приема «багаторакурсного видение».

Алексей Александрович Каренин избегает той реальности, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека, сферой чувств.

 

К. Рудаков. Иллюстрация к роману «Анна Каренина»

 

Считая службу настоящей жизнью, он воспринимает семейные отношения лишь как отголосок, отблеск действительности.

Один из исследователей высказал мнение, что в самом фамилии Каренин уже заложена идея «карьеры». Алексей Александрович мыслит себя человеком «государственным», хотя есть все основания назвать его человеком «казенной». Бесплодные, но внешне вполне респектабельные служебные проекты, участие в департаментских интригах, формализм, уважительное отношение к силе «параграфа» и «пункта» бюрократических бумаг проявляют сущность этого героя, его функцию «винтика» государственного устройства. Однако вследствие страданий, вызванных семейной драмой, Каренин переживает моральный перелом. В «злой министерской машине» просыпается душа, озлобленность и жажда мести уступает желанию понять поступок жены. Стремясь сохранить семью, Каренин пишет письмо Анне: «Я не считаю себя вправе разрывать тех уз, которыми мы связаны... Семья не может быть разрушена по прихоти, произвола или даже по преступлению одного из супругов, и наша жизнь должна идти, как оно шло раньше. Это необходимо для меня, для Вас, для нашего сына». Это был золотой мост для возвращения», - отмечает рассказчик.

Способность прощать выявляет нравственную основу поступков Каренина, придает этому образу обобщенного, чисто толстовского толкования. В сцене примирения Алексея Александровича с Вронским у постели больной Анны, что находится на грани жизни и смерти, звучит одна из важнейших мыслей Толстого: не жестокое осуждение, а «прощение ближнего», примирение очищают душу, дают новые силы. Каренин «вдруг почувствовал, что то самое, что казалось неразрешимым, когда он осуждал, упрекал и ненавидел, стало просто и ясно, когда он прощал и любил». Именно тогда момент «прозрение» наступает и для Вронского, который вдруг осознает «его [Каренина] высоту и свое унижение, его правоту и свою неправду». Молодой граф понимает, что его соперник был великодушным в своем горе, между тем как сам он «был ничтожным, мелочным в своем обмане». Слово «великодушный» как характеристика Каренина появляется в романе не один раз. Стоит обратить внимание на то, что «великодушной» назовет поведение мужчины в ситуации развода и сама Анна.

Как и Анна, Каренин страдает. Однако этот герой не просто пытается найти выход из тупика противоречий и обстоятельств, а ищет выход моральный, через прощение и милосердие, выход, который соответствует духу христианского учения.