ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 48

Тема. Сильный человеческий характер в экстремальной ситуации (по рассказу Д. Лондона «Жажда к жизни»)

 

Цель: учиться сжато пересказывать содержание рассказа, давать характеристику герою произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать устную связную речь, формировать стремление к высоким моральным ценностям.

Оборудование: тексты рассказов, схема, таблица.

 

Несчастье бывает пробным камнем характеров.

О. де Бальзак

 

Побеждают только сильные.

М. Островский

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфами

- Как вы думаете, справедливы ли высказывания О. де Бальзака и М. Ост - ровського? Или характеризуют эти фразы образ главного героя из рассказа Д. Лондона «Жажда к жизни»? Можно ли считать его сильным человеком? Какие ситуации называют экстремальными?

 

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Опрос

- Что такое рассказ?

2. Краткий пересказ рассказа (цепочкой)

 

III. Работа над новым материалом

1. Словесное рисование

«Каким я представляю себе героя рассказа “Жажда жизни”».

 

2. Составление схемы «Какие чувства переживает герой рассказа?»

 

 

Комментарий учителя

Герой Д. Лондон переживает различные чувства, касающиеся его физического и морального состояния, и проявляет положительные качества характера.

Герой чувствует змореність от долгой дороги, холод Белой пустыни, тоску от осознания предательства товарища, страх одиночества, голод, который не унимается мизерной «едой», боль в ногах, растертых до крови, и замученном теле, отчаяние от бесплодных попыток раздобыть пищу, истощенность, что приводит к галлюцинациям. Но в цепочке ощущений намечается изменение к лучшему: это смелость, проявленная во время встречи с медведем, осознание безудержного желания жить, покой, сменил страх, терпение, с которым герой продолжает свой трудный путь, сила воли в поединке с волком. «Сама жизнь в нем не хотело погибнуть и гнало его вперед».

- О каких чертах характера персонажа мы можем сделать выводы? (Смелость, терпение, упрямство, жизнелюбие)

 

3. Система образов рассказа

 

 

1. Герой и Билл

• Почему Билл предал друга? (Было трудно идти одному, помогать другому - еще труднее.)

• Как он поплатился за измену? (Погиб)

• Почему герой рассказа не взял золото «друга»? (Не хотел воспользоваться смертью Билла)

• В чем разница между этими персонажами? (Один - Человек, другой - предатель, человек, не имеющий высоких моральных убеждений).

2. Герой и волк

• Какие чувства вызывает у героя волк? (Только внимание к нему, страх уже исчез, ненависти тоже нет; и волк, и человек - в одинаковом положении: голодные, больные, одинокие.)

• Почему человек побеждает? (Человек, как и волк, борется за выживание и благодаря силе воли и упрямству побеждает в этом поединке.)

3. Герой и природа

Работа с текстом. Составление таблицы «Состояние героя и природы в рассказе “Жажда жизни”».

 

Состояние героя

Состояние природы

Боль, отчаяние, страх (предательство друга)

«Картина была невеселая. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме бескрайней и страшной пустыне». «Бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, своим страшным спокойствием»

Боль, растерянность (утратил ориентиры)

«Небо было серым. Ни солнечного луча, ни проблеска солнца!»

Отчаяние (не может добыть пищу)

«Солнца не было. Серые краски земли и неба стали темнее и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад вибілив холмы... Повалил мокрый пушистый снег»

Муки голода (погоня за куріпкою)

«День выдался туманный». «Опять туман»

Напівсвідоме существования

«Наступили страшные дни дождей и снега»

Обнаружение корабля, путь к нему

«Взошло яркое солнце... Погода была прекрасной. Началось короткое бабье лето северных широт». «Бабье лето еще продолжалось»

 

Белая пустыня испытывает человека на прочность, но, словно убедившись в силе ее духа, дарит солнечные дни и надежду на спасение.

 

IV. Выводы

• Какие качества характера не дали герою погибнуть? (Смелость, упрямство, сила духа, воли, высокие моральные ценности, любовь к жизни) «Судьба требовала от него очень много. Даже умирая, он не подчинился смерти. Возможно, это было настоящее безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

• Почему, по вашему мнению, автор не дал имени своему герою? (Он воплощает в себе обобщенный образ человека, борющегося за свое выживание человечества, которое в поединке с природой отстаивает свое право на существование)

• Название рассказа Д. Лондона переводят по-раВНОму: «Любовь к жизни» и «Жажда жизни». В чем разница этих названий? Какая из них кажется вам более точной по содержанию рассказа?

 

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Побеждают только сильные». Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о современную Венгрию.