ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

 

Система искусств

 

Чрезвычайно важно, что в XIX в. окончательно утвердилось осмысления совокупности различных видов искусств именно как системы. К тому же с тех пор культура и литература позволяют уверенно говорить о них как о процессе (культурный и литературный), ведь они не впервые именно так осознаются их создателями.

Конечно, мировой художественный процесс, начиная от его истоков, никогда не был каким-то «унісонним», буквальным повторением этапов развития искусства. Он не был и простым механическим сочетанием замкнутых в себе локальных явлений. Ведь национальные и региональные искусства - даже в таких островных государствах, как, например, Великобритания или Япония - никогда не были абсолютно изолированными от общеевропейского и мирового культурного процессов.

В XIX в. продолжался расцвет музыки, роль которой в культурном процессе эпохи была чрезвычайно большой. Абстрагируясь от прямого отражения жизни, она способна вызвать целостность и чувственную конкретность переживаний. В музыке заложена эстетическая потенциальная возможность эмоционально воздействовать на внутренний мир человека, воспроизводить жизнь во всей ее сложности и диалектике развития. В XIX в. музыка дала человечеству таких гениальных композиторов, как Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Шопен, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Бизе, Г. Берлиоз, П. Чайковский, М. Мусоргский. Именно тогда Николай Лысенко основал украинскую национальную композиторскую школу, а в конце века создал знаменитые оперы «Тарас Бульба» (1890) и «Наталка Полтавка» (1899).

Среди пространственных искусств в XIX в. преобладает живопись. В произведениях художников-реалистов жизненные темы предстают визуально зримыми, социальная проблематика - унаочненою. Скажем, в России художники так выразительно изображали страдания народа именитые организаторы выставок не только были шокированы, но и запретили выставлять такие полотна для созерцания «приличному обществу». Поэтому авторы были вынуждены переезжать с места на место, перевозя, «передвигая» (рус. передвигая, отсюда - передвижники) и свои работы. До передвижников принадлежали И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Маковский, И. Шишкин, В. Васнецов и др. Особенно выделяется станковая живопись, значение которого чем-то вроде роли романа в художественной литературе, способного к широкого и детального изображения событий и явлений жизни конкретного человека и общества.

 

 

В. Маковский. Базар в Москве. 1884 г.

 

Ситуация в других видах искусства несколько изменилась. Так, архитектура, которая ранее определяла художественное лицо той или иной исторической или художественной эпохи, от второй четверти XIX в. начинает терять свою ведущую роль в системе искусств. С одной стороны, архитектура Европы в XIX в. ощутимо изменилась. Так, в большинстве городов улицы стали значительно шире и более прямыми, похожими на современных. К тому же исчезли традиционные крепостные стены, ведь за тогдашнего развития артиллерии они представляли интерес скорее не для военных, а для любителей старины, подобно тому, как ныне привлекает туристов грозная военная сооружение - Великая Китайская стена. С тех пор в городах стали преобладать каменные, а не деревянные здания. В этом вы можете убедиться сами: большинство памятников архитектуры, которые ныне охраняются государством, сооружены именно в XIX в.

С другой стороны, роль и значение архитектуры в художественном воплощении «духа эпохи» по сравнению с предыдущими эпохами уменьшается. Правда, зодчие XIX в., стремясь овладеть эстетические возможности новых строительных материалов и строительной техники, иногда добивались заметных результатов. Да, тогда в Париже появилась башня инженера А. Г. Эйфеля, собранная из металлических

 

Эйфелева башня. г. Париж

 

Nota bene

Эклектизм (греч. eklekti- kos - то, выбирающий) - механическое соединение раВНОродных, несовместимых, иногда противоположных взглядов, теорий, идейных направлений, художественных стилей и т.д.

конструкций. Это высокое ажурное плетение металла на фоне тогдашних приземленных парижских домов было несколько неожиданным и дисонансним. Поэтому парижане поначалу отнеслись к новинке скептически. А поскольку эта огромная конструкция как формой, так и материалом напоминала перевернутый вверх острием гвоздь, то ее назвали несколько иронично-презрительно - «гвоздем сезона». Однако со временем «реабилитировалась» не только Эйфелева башня, которая сейчас, как и Собор Парижской Богоматери, является гордостью и символом Парижа, но и язвительный выражение «гвоздь сезона»стал комплиментом в адрес чего-то или кого-то и имеет значение «самая главная новинка определенного промежутка времени или запада». Например, говорят, что украинский самолет «Мрия» - гвоздь сезона определенного международного авиашоу.

Однако почти до конца XIX в. архитектурные сооружения чаще характеризовались эклектичным использованием различных стилей. В художественной промышленности также преобладала вульгарная показательная роскошь. Вместе с тем следует отметить, что уже во второй половине века, особенно в Англии, делают первые попытки найти пути создания нового, органического стиля для художественной промышленности.