ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

«ЭМИЛИЯ ГАЛОТТІ» Г. Е. ЛЕССИНГА - ПРОТЕСТ ПРОТИВ НАСИЛИЯ ЧЕЛОВЕКА НАД ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОТИВ ТИРАНИИ ЖЕСТОКИХ КНЯЗЕЙ

 

План

1. Лессинг - известный немецкий теоретик и драматург эпохи Просвещения. Новые теории драматурга.

2. «Эмилия Галотті» - иллюстрация новых теоретических положений Лессинга.

3. Сюжетная основа трагедии. Тема, идея, проблематика произведения.

4. Причины трагедии Эмилии Галотті.

5. Характеристика других образов трагедии: Одоардо, граф Аппиани, принц Маринелли, графиня Орсіна.

6. Значение драматургии Лессинга в развитии немецкой литературы XVIII в.

 

Задания для подготовительного периода

1. Составьте цитатну таблицу для характеристики образов.

2. Подумайте, в чем заключается трагедия Эмилии Галотті.

 

Литература

Коган П. С. Очерки по истории западноевропейской литературы. - Т. 1, Харьков. - 1935.

 

Инструктивно-методические материалы

История создания трагедии «Эмилия Галотті»

Трагедия «Эмилия Галотті» опубликована в XVII 72 г. в сборнике трагедий Лессинга; поставлена на сцене впервые в Брауншвейге 13 марта того же года. Драматург работал над произведением пятнадцать лет: первый замысел ее относится к XVII 57 г. Сначала Лессинг собирался написать трагедию «Виргиния» - на сюжет о римской Виргинию. Сохранился набросок первой сцены этой трагедии. Однако вскоре отказался от обработки далекого от его времени античного сюжета, решив перенести действие из древнего Рима до современной ему эпохи.

На русский язык трагедия была переведена впервые Н. М. Кармазиным в XVII 88 г.

Действие драмы, в основу которой положен римскую легенду о Аппія и Виргинию, отбывала при одном из итальянских дворов. Лессинг поставил перед собой задачу выявить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для «мещанской трагедии».

Пьеса «Эмилия Галотті», где очень много монологов посвящено критике абсолютизма, давала повод поговорить о насилии государства над личностью, в трагедии автор осуждает социальную произвол.

В «драме», как стала ключевым произведением творчества драматурга, произошла эволюция Лессинга - драматурга. Соединены античной основы фабулы, итальянского контекста событий и опыта немецкого общественной жизни в сюжете пьесы.

В «Эмилии Галотті» Лессинг воспользовался рассказом древнеримского историка Тита Ливия о римлянку Виргинию. Патриций Аппий Клавдий, рассказывал Левой, добивался любви плебейки Виргинии. Не имея возможности вырвать дочь из рук патриция, отец заколол ее на глазах народа, предоставив преимущество для нее смерти состояния наложницы. Его поступок явился толчком к восстанию плебеев: власть патрициев была уничтожена, и Аппий Клавдий покончил с собой в тюрьме, куда он был посажен народом, который победил.

На сюжет Виргинии было написано несколько трагедий еще до Лессинга. Но он подошел к рассказу Ливия иначе, чем его предшественники.

Поступок Эмилии и Одоардо, что предоставили предпочтение смерти перед насилием и несправедливостью, символизировал в глазах Лессинга мужество лучших людей «третьего сословия», их способность к сопротивлению произволу князей и знати.

Цензурные условия заставили драматурга перенести действие «Эмилии Галотті» из Германии в Италию, в XVIII ст., подобно родины Лессинга, задыхалась под властью множества мелких тиранов.

Автор утверждал в «Эмилии Галотті» демократическую идею о том, что возвышенные, героические чувства скрыты в груди каждой обычного, простого человека, и нужны лишь соответствующие обстоятельства, чтобы они вспыхнули ярким пламенем. Одоардо Галотті и Эмилия, обычная бюргерська девушка, не лишена слабостей, становятся в минуту рокового экзамена героями.

Фабула трагедии. Принц гвастальский избрал очередной жертвой своего безудержного сластолюбия красавицу Эмилию Галотті. Но она - дочь гордого полковника Одоардо Галотті, который пренебрегал двор и княжеские почести: запугать, подкупить его было невозможно. К тому же Эмилия должна стать женой столь же гордого и благородного графа Аппиани. Препятствия, казалось бы, непреодолимые.

Но для владетельного князя препятствий не существовало. По совету Маринелли принц сознательно пошел на коварное злодеяние. Наемные убийцы нападают на карету графа Аппиани, в которой он вез свою невесту к венцу. Графа убиты, Эмилию же доставлена до загородного дворца принца под предлогом оказания ей первой помощи. Услышав о том, что случилось, Одоардо Галотті спешит к дворцу принца, чтобы немедленно увезти свою дочь из гнезда княжеской разврата, и там он с ужасом узнал из уст оставленной любовницы принца, графини Орсіни, об истинной подоплеке кровавого преступления. Одоардо требовал, чтобы ему немедленно вернули дочь. Но принц сказал ему, что не может отпустить Эмилию, потому что следствие еще не закончено. Подобно отцу Виргинии, Одоардо Галотті заколол свою дочь, по ее просьбе, чтобы ее не заставили, не соблазнили стать фавориткой принца.

Жанр произведения Некоторые критики называли произведение Г. Е. Лессинга «Эмилия Галотті» драмой, но, по определению самого автора, это трагедия в пяти действиях.

Трагедия - это изображение непримиримых жизненных конфликтов, таящих в себе катастрофические последствия.

В трагедии Лессинга «Эмилия Галотті» таким непримиримым конфликтом стал социально-политический - между людьми правящей верхушки и их подданными, достаточно состоятельными, но высокоморальными людьми.

Тема сочинения: изображение жизни Италии XVIII ст., которая, как и Германия того времени, страдала от власти мелких тиранов.

Идея произведения: осуждение княжеского деспотизма, феодального произвола; восхваления героизма, высокой нравственности, большого гражданского мужества и чести.

Проблематика:

1) социально-политические проблемы;

2) феодального произвола;

3) морально-этические проблемы;

4) проблема женской судьбы;

5) проблема свободы выбора;

6) проблема верности (любви, слову);

7) проблема нравственности;

8) проблема подхалимажа;

9) проблема любви;

10) проблема веры и др.

Конфликт. В основе трагедии лежал социально-политический конфликт, который имел широкий общественный характер.

Композиция произведения.

Завязка. Встреча принца с Эмилией Галотті.

Развитие событий. Принц постоянно думал о том, как завладеть Эмилией и сделать ее своей фавориткой. Ему помогал в решении этого вопроса его камергер. Семья Галотті готовились к свадьбе Эмилии и графа Аппиани.

Кульминация. Нападение на карету, в которой находились граф Аппиани и Эмилия Галотті, которые должны были пожениться с минуту на минуту. Убийство графа Аппиани и похищение Эмилии.

Развязка. Одоардо, отец Эмилии, убивал свою дочь, чтобы она не стала фавориткой принца.

Образы произведения.

Основными образами были Эмилия Галотті, принц Хетторе Гонзага, камергер принца Маринелли, отец Эмилии - Одоардо.

Эмилия Галотті.

Героиня Лессинга появилась на сцене как обычная девушка. Она набожная, скромная и стеснительная, очень хорошая. Вот как сказал о ней художник Конти: «...Величайшим счастьем моей жизни было то, что Эмилия Галотти позировала мне. Эта голова, это лицо, этот лоб, глаза, нос, рот, подбородок, шея, грудь, стан, все ее сложение стали для меня с тех пор единственным предметом изучения женской красоты...» (Лессинг Г. Э. Драмы. Басни в прозе. - М., Художественная литература, 1972, с. 214).

А вот как сказал принц Гонзаго: «Любая цена за тебя будет еще слишком низкой... О, дивное создание искусства, неужели я действительно обладаю тобой? Кому бы ты ни принадлежала, ты - еще более дивное творение природы!.. Все, что вы хотите за нее, добрая мать! Все, что хочешь и ты, старый ворчун! Только требуйте! Только требуйте! Лучше всего было бы купить тебя, волшебница, у тебя же самой!.. Эти глаза, полные прелести и скромности! Эти уста! А когда они открываются, чтобы говорит!.. А когда они улыбаются! О, эти уста!., (там же, с. 216 - 2 XVII.), «Ни комплиментами, ни клятвами не мог я вырвать у нее хотя бы слово. Нет и дрожащая, с опущенной головой стояла она, словно преступница, что слушает свой смертный приговор. И меня заразил ее страх, я задрожал и кончил тем, что просил о прощении. Я едва осмелюсь снова заговорит с ней» (там же, с. 242).

Это говорил о том, что Эмилия Галотті не восхвалялась своей красотой, она проста и неподкупная, сильная, но в то же время и слабая.

Эмилия, с точки зрения Лессинга, было идеальным трагическим образом потому, что она без вины виноватая, ее трагическая вина в том, что невольно поддалась чарам придворной жизни. На придворном балу на нее обратил внимание сам принц Гонзаго. Эмилия тоже почувствовала влечение к нему, но она невеста графа Аппиани и хотела сохранить ему верность. Привезена к княжескому дворцу, она внутренне переродилась. Все силы ее неиспорченной натуры восстали против насилия. Однако, боясь как-либо проявить слабость и поддаться ухаживаниям принца, Эмилия попросила отца помочь ей решить этот конфликт духа и плоти.

Обычность Эмилии имела принципиальный характер. Она служили тому, чтобы демократическая публика прониклась доверием к ней, увидела в нем человека своей среды, своего психического склада.

Принц Хетторе Гонзаго.

В лице принца Лессинг с рисовал обобщенный образ трусливого, жестокого и сластолюбного немецкого деспота своей эпохи. Двор абсолютного монарха XVIII в. показан как гнездо разврата, тайных и явных преступлений, придворного догідництва, где в жертву прихоти и наслаждениям приносятся человеческие права, нужды и именно жизнь подданных.

Лучшие люди (Одоардо, граф Аппиани) старались держаться подальше от двора. «Эмилия Галотті» - первая драма революционного немецкого театра, в которой Лессинг открыто возложил вину за совершенное преступление на самый политический режим абсолютизма XVIII века, а не на отдельных преступников, случайно попавшие на престол. Как художник - реалист, он не подражал шаблона класицистів, что изображали «дурных монархов» виплодками ада, которые впивались картинностью зла. Его принц сам по себе - человек обычный, даже не лишена некоторых привлекательных черт. Он был щедрым, любил искусство, просто общение с художниками, ценил в людях честность и независимость, с уважением отзывался о старом Галотті и графа Аппиани, хотя и знал, что они ему «не друзья». Любит при случае поговорить о «чистую любовь» и добродетели. И наконец, способен был на покаяние: гибель Эмилии Галотті привела его в ужас, и он «навеки» выгнал своего дурного советчика.

В отличие от французских драматургов эпохи классицизма и Вольтера, что тоже вывели галерею монархов - тиранов и деспотов, Лессинг возлагал ответственность за преступления самодержавной власти не на «злую волю» и личные недостатки отдельных ее представителей, а на самый политический режим абсолютизма, при котором высшим законом государства прихоть монарха. Его принц - не ходульний злодей, но обычный, рядовой человек, развращенная властью, воспитанием, политическим догідництвом придворных, думающий только об удовлетворении своих прихотей.

Не будь Гонзаго принцем, вряд ли он стал бы преступником. Но он принц, он верил, что любая его прихоть равнозначна высшему закону, что піддягала исполнению. И эта неограниченная власть превратила его в чудовище. Его слабости переросли в пороки, в неподсудны злодеяния. Почти с такой же художественной, реалистичной убедительностью Лессингом выписаны другие действующие лица трагедии.

 

Одоардо Галотті.

Носителем героического начала был в трагедии Одоардо Галотті. Он человечный, нежно любящие родители, храбрый («Знаю и отца ее, он мне отнюдь не друг. Он сильнее всех противился моим притязаниям на Сабьонетту. Старый воин. Горд и груб, а впрочем, добр и честен!» [4; 2 XVII]), но в трагической ситуации принципиальность гражданина одержала верх над отцовскими чувствами.

У современного читателя и зрителя, естественно, возник вопрос, почему Одоардо Галотті заносов кинжал на Эмилию, а не на принца. Нет необходимости видеть в нем «лояльного верноподданного», неспособного поднять руку на «законного государя». «Вы, может быть, ждете, что я обращу эту сталь против самого себя, чтобы завершит мое деяние финалом из пошлой трагедии? Вы ошибаетесь. Вот! (Бросает кинжал к ногам принца.) Вот он лежит, кровавый свидетель моего преступления! Я пойду и сам отдамся в руки тюремщиков. Я иду и ожидаю вас как моего судью... А потом там... буду ждать вас пред лицом судии, который будет судить всех нас!» [4; 274].

Ведь и прообраз Одоардо, плебей Люций Вергилий, занес кинжал не на Аппія Клавдия, а на свою дочь, как бы желая этим сказать, что спастись от бесчестия, не сломав власти патрициев, можно только ценой смерти. Но именно это безмолвное обвинение и вдохновило римских плебеев на победоносное восстание.

Таким же призывом закончил и Лессинг свою трагедию, свою «бюргерську Виргинию», как о ней отозвался. Он сознавал, конечно, что на его родине этот призыв пока не приведет к каким-либо политических последствий. Но вместе с тем все-таки верил, что в недрах народа, в недрах бюргерских классов зреет воля к сопротивлению произволу князей и знати, как верил и в морально-воспитательное значение искусства.

Маринелли.

В лице фаворита Маринелли Лессинг заклеймил княжеский фаворитизм одну из пороков тогдашнего немецкого общественной жизни. Он показал, что незримые нити связывают княжеские дворцы с шайками разбойников и наемных убийц.

Это хитрый и пронырливой человек, который хотел выслужиться перед своим хозяином, он умел хорошо лгать и находить выход из любого положения ради принца.

Итак, Лессинг стремился показать образы Одоардо и Эмилии не статически, а в психологическом развитии, что происходило под влиянием внешних событий.

Это позволило драматургу дать более богатое, по сравнению с другими представителями буржуаВНО-просветительской драмы, изображение внутреннего мира героев. Также он умело раскрыл мотивы поступков героев, что приведет к тем или иным последствиям. Это проходили через те или иные действия героев.

Читая эту трагедию, можно увидеть большое количество проблем тогдашнего общества, которых коснулся автор. Это помогает лучше понять, что драматург хотел показать своим произведением.