ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ФИГАРО В КОМЕДИИ БОМАРШЕ «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»
План
1. . Причины обращения Бомарше в испанских тем
2. Комедия «Севильский цирюльник». Название, тема, композиция
3. Образ Фигаро - воплощение французского национального характера
4. Граф Альмавива и Розина
5. Бартоло, его характеристика
6. Другие герои комедии. Отношение к ним автора.
Задания для подготовительного периода
1. Подобрать и выписать цитатний материал для характеристики героев.
2. Найти в тексте остроумные высказывания.
3. Составить логические схемы, кроссворды, ребусы, тесты и т.д.
Литература
1. Библиотека всемирной литературы. Бомарше. Комедии. - М., 1970.
2. История французской литературы. - Т. 1.
3. Назарецъ В. М. «Какая все же у меня странная судьба!». Творческий путь Бомарше: зигзаги удачи. // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - №2.- С. 47-50.
4. Писатели Франции. - М., 1964.
Инструктивно-методические материалы
Бомарше усилил социальные аспекта «высокой комедии» Мольера и отстояв право «обличать в своих драматических произведениях» все социальные состояния. Смысл искусства драматург понимал в просветительском духе как «поучение через размышление». Высшая цель - «добиться счастья силами разума».
Бомарше - мастер драматической интриги.
Автор розсвітив претензии высшего класса на всестороннее господство в обществе накануне революции XVII 89 года.
В предисловии к первому драматического произведения «Евгения» был помещен «Очерк о серьеВНОм драматическом жанре». Писатель утверждал мысль, что, в противовес комедии в ее чистом виде (только развлекали и не производила глубокого воздействия, не способна была вызвать серьезных размышлений), предложил новый жанр - драму - изобразил жизнь таким, каким оно было на самом деле: близким, понятным, знакомым современникам.
Т
Г «Севильский цирюльник» (XVII 72 - первый вариант); XVII 73 - отбой.
И
Л «Женитьба Фигаро» (XVII 84, 27 апреля);
0 В
Г «Преступная мать, или Второй Тартюф» (XVII 92 - премьера).
1 И
Я
ПРОБЛЕМАТИКА
• место человека в обществе;
• проблема чести и преданности любовь, надежда, врачевания;
• социальное неравенство;
• искусство в тогдашнем обществе. («...республика литераторов - это республика волков, всегда готовых перегрызть друг другу горло...»)',
• вмешательство человека в личную жизнь другого человека («... если занятий людей их собственным делом, то в чужие дела они уже не сунут носа»);
• власть денег в обществе;
• проблема справедливости, жизненной правды («Справедливость! Это вы между собой, холопы, толкуете о справедливости! А я - ваш хозяин, следовательно я всегда прав!»);
• бесправия простого народа;
• произвола представителей господствующей верхушки;
• «право сильного»;
• смысл жизни, оптимизм, радость жизни, наслаждение от каждой прожитой минуты.