РАЗДЕЛ IV СИЛА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ 1832-1898
У Льюиса Кэрролла мир детей и мир
взрослых противостоят друг другу.
Неизвестно, который из них сам
писатель считал настоящий...
Оксана Забужко
Страницы жизни и творчества
Англичане говорят: «Если вы не знаете Алису и Чеширского Кота, Безумного Шляпника и Зайца, вы ничего не знаете об Англии». Это герои известной книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», который является жемчужиной детской английской литературы.
Льюису Кэрроллу выпало жить в Англии в сутки, которая от имени королевы Виктории получила название «викторианская». Королева Виктория правила дольше всех британских монархов - 64 года. В те времена считалось хорошим вкусом сдерживать себя во всем - поступках, чувствах, эмоциях. Детей с детства приучали к изысканных манер, учтивости, устоявшихся правил поведения. Они должны были ходить медленно и степенно, говорить правильным и красивым языком, играть в тихие и малоподвижные игры, не донимать взрослым и заниматься только полезными делами. Но тогда, как и теперь, детям хотелось бегать, прыгать, мечтать, быть свободными и выбирать свои собственные пути во всем! Ведь каждый человек стремится к свободе в своей жизни, творчестве и мыслях.
Рассуждая о мире детей и взрослых, о понятии правильное и неправильное, свободу и долг, писатель Льюис Кэрролл создал сказочный мир, где не было никаких ограничений для свободного полета фантазии, где можно было выдумывать невесть что, не подчиняться королю и королеве и вообще никого не бояться, другими словами, где можно быть собой, свободной личностью, которая способна менять все вокруг силой своего воображения!
Льюиса Кэрролла называют самым загадочным писателем Англии. В его личности соединилось несоединимое: математик и писатель, священник и фотограф, философ и большой друг детей. Никто из его современников не мог понять, почему этот взрослый мужчина в темной рясе священнослужителя везде носил с собой фотокамеру? Почему он так много времени проводил с детьми, принимал участие в их игрушках, придумывал для них интересные игры и го волом - ки?.. Его псевдоним тоже содержит некую загадку. Свое настоящее имя Чарльз Лутвідж (фамилия Доджсон) писатель перевел на латынь, а затем полученное имя Carolus Лудовичус снова перевел на английский и переставил слова местами. Так появился его псевдонимLewis Curroll.
Льюис Кэрролл родился 27 января 1832 г. в поселке Дерсбері (графство Чешир) в семье священника Чарльза Доджсона и Фрэнсис Джейн Лутвідж. В девятнадцать лет Чарльз Лутвідж Доджсон поступил к старейшего университета в мире - Оксфордский, в двадцать три года стал преподавателем математики колледжа Крайст Черч (Церкви Христа) этого университета, в двадцать пять - получил степень магистра математики, в двадцать девять - посвящен в сан диакона.
Сорок семь лет (с 1851 по 1898 г.) Чарльз Лутвідж Доджсон работал в колледже Крайст Черч. Среди его добрых знакомых были дочери ректора Оксфордского колледжа Крайст Черч - сестрички Лорина Шарлотта, Алиса и Эдит Лидделл. Чарльз Лутвідж Доджсон часто гулял с ними, приглашал их к себе на чай и рассказывал им интересные истории. Именно для его любимицы Алисы Лидделл и ее сестричек была создана повесть-сказка «Алиса в Стране Чудес».
Впервые в истории литературной сказки Льюис Кэрролл сделал главной героиней книжки реальную девочку, а точнее - ее творческое воображение, что способна порождать другой мир - Страну Чудес. В этом воображаемом мире, с одной стороны, нашли отражение вполне земные проблемы образования, виховання. судопроизводства, всего общественного строя «викторианской» эпохи, достаточно строгого к человеку. С другой стороны, в воображаемом мире отразилось то, о чем не принято было говорить в то время - мечты, чувства, стремления человека. Здесь все земные правила летят в тартарары, здесь можно бегать за Белым Кроликом, делать глупости, дразниться и вести себя неправильно. В своем воображении человек есть всегда свободной, она может увеличиваться или уменьшаться, быстро передвигаться в разных пространствах и делать все, что заблагорассудится. Каждому человеку нужен, утверждает Льюис Кэрролл, свое личное пространство, ее личная свобода.
P. Інгпен. Обложка к повести-сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». 2009 г.
Когда Алиса Лидделл выросла, Льюис Кэрролл создал продолжение книги - «Алиса в Зазеркалье», где юная героиня превратилась в настоящую королеву. Себя писатель изобразил в виде Белого Рыцаря, который рассказывает Алисе о невероятные изобретения. А на прощание просит оглянуться и помахать ему рукой...
Фантастика (из греч. способность воображать) - 1) то, чего не существует н реальной действительности; 2) мир представлений и образов художника, который базируется на основе усвоенных ранее фактов из реальной жизни; творческое воображение; 3) раВНОвидность художественной литературы, основанный на вымысле, творческому воображению, фантазии; к этой раВНОвидности могут принадлежать любые жанры рассказы, сказка, повесть, роман и т.д.
Характерные черты фантастики как раВНОвидности художественной литературы:
• необычность событий и образов;
• нарушение устоявшихся представлений о времени и пространстве;
• странные превращения персонажей и всего фантастического мира;
• очарование предметов и явлений;
• странные имена и названия;
• стремительные и невероятные повороты сюжета;
• языковые новации писателя (поиск новых слов и выражений для воспроизведения чудесного мира).
Дж. Тенниел. Иллюстрация к повести-сказки
Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». I860 г.