ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

 

МАРМЕЛАДОВИ И ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

 

Семен Мармеладов

 

Первая встреча Раскольникова с Семеном Мармеладов Мармеладовим происходит в начале романа, тогда, когда Родион решается на убийство. Однако он еще не совсем поверил в свою «наполеоновскую» теорию, а находился в каком-то лихорадочном состоянии. Сначала Мармеладов для Раскольникова - это просто не достоин внимания «пьяненький», завсегдатай трактиров, а потому он слушает этого пьяницу невнимательно. Постепенно Родион проникается интересом, а затем и сочувствием к рассказчика. Этот обрезклий отталкивающий пожилой мужчина, который обворовывал свою жену и детей, пропивал забранные у дочери-проститутки деньги, ночевал на сенных барках (край возможного падения), таки тронул Раскольникова. Сквозь отвратительную внешность Мармеладова виднелось что-то человеческое. Чувствуется, что его теперешнее состояние надоел ему, что этого мужчину мучают угрызения совести. Он не обвиняет Екатерину Ивановну в том, что она толкнула его дочь Соню к позорному ремеслу, а как будто оправдывает ее: «Но не винуватьте, не винуватьте, милостивый государь, не винуватьте! Не при здравом уме это было сказано, а в возбужденном состоянии, в болезни, под плач голодных деток, да и сказано было больше, чтобы обидеть, чем в прямом смысле...»

Ad Fontes

Талант Ф. Достоевского развился рельефно, и главная особенность и свойства его таковы, что он резко отличается от дарований других наших писателей. Оставив им внешний мир человеческой жизни: обстановку, в которой действуют герои, случайные внешние обстоятельства и т.п., Достоевский углубляется во внутренний мир человека, внимательно наблюдает за развитием ее характера и своим чрезвычайно основательным, но беспощадным анализом выставляет перед читателем всю ее внутреннюю, духовную сторону - мозг и сердце, ум и чувства. Этот анализ и отличает его от всех других писателей и ставит на почетное место в русской литературе.

Журнал «Воскресньїй досуг», 10 апреля 1866 г.

Мармеладов раскаивается в своей позорной слабости («я прирожденная тварь!»), ему невыносимо тяжело видеть и сухотну Екатерину Ивановну, и вечно голодных детей. Однако по - своему он любит их (хотя им от этого и не легче), однако ничего уже не может с собой поделать - пагубная страсть засосала его, он идет на дно, и до трагической развязки остается недолго.

В то же время, нисколько не оправдывая, а, наоборот, с каким-то наслаждением обвиняя и даже унижая себя, Мармеладов ставит на удивление точный «диагноз» общественным корням проблемы пьянства («трактир») в самых широких слоях русского общества: «Милостивый государь мой, бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но убожество, сударь, убожество - это порок. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, а в убозтві - никогда и никто. За убожество даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы пренебрежительно было, и справедливо, ибо в убозтві я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда - кабак!»

Стоит заметить, что Мармеладов - представитель целой галереи «маленьких людей», которую создавали еще М. Гоголь в повести «Шинель» и М. Лєрмонтов в романе «Герой нашего времени». Он является как бы младшим братом Акакия Акакійовича Башмачкин или Максима

Максимовича. Однако традиционная уже на то время для русской литературы «маленький человек» в художественной системе Ф. Достоевского имеет определенные особенности, ведь никогда еще до него психологический анализ не достигал таких глубин.

В общем Мармеладови - это лишь одна из сотен тысяч семей бедняков, поэтому читатель в сочувственном отношении автора к ней ясно видит взгляды Достоевского-гуманиста с его состраданием и любовью к «маленьким людям», к всех «поруганных и обиженных».