ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Лев Толстой 1828 - 1910

 

Открытая книга

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»

 

Образ Анны Каретної

 

Анна Каренина - новая фигура в творчестве Л. Толстого. В одном из женских образов, созданных писателем, трагедия личности не выражена так сильно. Подобно героев и героинь Достоевского, Анна «переступает» через общепринятую норму, бросает вызов условностям, фальшивым ценностям и одновременно становится «жертвой» как губительного для нее среды, так и собственной «натуры».

Представляя героев романа, Толстой обычно не дает развернутого описания их внешности и считает своей задачей акцентировать связь «внешнего» и «внутреннего». Внешняя красота Анны неотделима от ее внутреннего обаяния. В лаконичном портрете имеющиеся определения, что будто «расшифровывают» психологическое и даже этический смысл той или иной черты внешности героини: скромная грация, «в выражении миловидного лица... что-то особенно ласковое и нежное», «блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза» смотрели «дружелюбно, внимательно». В характере Анны подчеркивается прежде всего полнота жизнеощущение, страстность, острая жажда жизни, тяга к чистоте человеческих отношений и искренности чувства, что, по Толстому, является свидетельством одаренности и значимости личности. Метафорический символ «огонь жизни» становится определяющим в изображении Анны и в большой степени объясняет ее поступки.

На протяжении всего романа мотивы света, блеска, огня выступают как средство раскрытия незаурядной личности главной героини. Анну отличают высокие интеллектуальные потребности, интерес к музыке, живописи, театра, ей присущ тяга к познанию. Героиня склонна к уединению, она очень много занималась чтением - и романов и серьезных книг...»; наконец, она имеет литературный талант (пишет книжку для детей).

При этом стержнем характера Анны Карениной является честность, открытость, искренность и даже в определенной степени бескомпромиссности, вызвана категорическим неприятием философии фальши и лицемерия. Именно поэтому героиню презирают представители высшего света, члены кружка «партии крокета» Бетси Тверской, которые живут по законам двойной морали и не поднимаются выше уровня банальных мирских забот и развлечений. Аристократическая верхушка не может простить Анне нарушение «правил приличия» и той открытости и решительности, с которой она разрывает узы брака «не по любви», не скрывая своих чувств к Вронскому.

Как автор «семейно-общественного романа», Толстой анализирует не только социальные, обусловленные историческими обстоятельствами, но и психологические факторы, которые разрушили и вторую семью Анны. История развития взаимоотношений Анны и Вронского, «блестящего офицера» из семьи потомственных дворян, человека образованного, но настроенной брать от жизни прежде всего приятное и не пренебречь им даже ради любви, представленная в романе от момента зарождения любовного чувства к его распаду.

Описание жизни Анны и Вронского в Москве, Петербурге, Воздвиженском, обустройство общего дома, путешествия по Италии, посещения мастерской художника Михайлова овеяно атмосферой влюбленности, поэзией вдохновения, расцвета чувств. И в то же время разделы романа, в которых речь идет о счастливой и благополучной жизни влюбленных, полные настоящей шекспировской трагедийности.

 

 

М. Врубель. Свидание Анны с сыном

 

Для Анны весь мир сосредоточился в одной точке - любви. «Моя любовь становится все пристраснішою и себелюбнішою», «у меня все в нем одном», думает она о Вронского. Между тем, для молодого графа искреннее, сильное чувство к Анне является лишь одним из эпизодов жизни, который он оценивает как «песчинку из той горы счастья, на которую... ожидал». Имея целью показать предсказуемость, определенность трагического финала их отношений, Толстой еще до эпизода знакомства с Анной раскрывает сущность Вронского через двойную характеристику - с точки зрения его матери и с точки зрения «объективного» автора. «Голос» матери слегка окрашен авторской иронии: «Вронский удовлетворял все пожелания матери. Очень богат, умен, знатен, на пути блестящей военно-придворной карьеры и волшебный человек. Нельзя было ничего лучшего желать». «Голос» отстраненного рассказчика звучит саркастически: «Женитьба для него никогда не казалось возможностью. Он не только не любил семейной жизни, но в семье, и в особенности в муже, по тому общему мнению холостяцкого мира, в котором он жил, он представлял себе нечто чуждое, враждебное, а более всего - смешное».

В отношениях с любимым «главной заботой» Анны была она сама - «насколько она дорога Вронскому, насколько она может заменить ему все, что он оставил. Вронский ценил это желание, которое сделалось единственной целью ее жизни, желание не только нравиться, но и служить ему, но вместе с тем и гнітився теми любовными сетями, которыми она старалась опутать его». Разорвав узы брака по расчету, Анна восстает против душного мира притворства и фальши, чувство любви пробуждает лучшие черты его натуры, но в то же время обнаруживает «эгоизм страсти», который приводит к отчуждению в отношениях с Вронским, а затем - к разрыву и трагедии.

Как тонкий психолог, Толстой показал, что трагизм положения героини вызван также надругательством над ее материнскими чувствами и обостряется тяжелыми размышлениями о судьбе восьмилетнего сына, которого она вынуждена была оставить в доме мужа. «Без сына не может быть для меня жизни даже с тем, кого я люблю», - думает Анна.

Nota bene. С образом Анны Карениной связанные чрезвычайно важные нравственно-философские проблемы, которые пронизывают все творчество Толстого. В романе в неразрывном единстве сосуществуют вопрос о праве личности на свободу чувства и свободу самоопределения и вопрос об ответственности человека за свои поступки. Чувство вины и «потривоженого совести», что переживает Анна, будучи по своей природе человеком благородных соображений и намерений, объясняются именно невозможностью найти моральную опору в окружающей среде во время поиска ответа на эти вопросы. Можно ли построить счастье на несчастье других? Как должен поступать человек в ситуации выбора между осуществлением собственных(нередко эгоистических, но порой и вполне достойных) намерений и соблюдением высоких законов морали, выработанных человеческой цивилизацией? Кто виноват в той драме, участниками которой стали Анна Каренина, ее дети, Алексей Александрович Каренин, Вронский, который, пережив крах любовь и самоубийство Анны, рвется «под пули», на войну в Сербии? Текст романа «опирается» выведению из него однозначных ответов. В произведении Толстого каждый герой является носителем своей правды, которая вступает в диалог с правдой других.

 

 

О. Самохвалов. Иллюстрация к роману «Анна Каренина»