ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ ГЕРОЕВ

 

Урок 13

Тема. Повесть-сказка. Отфрид Пройслер «Мала Баба Яга»

 

Цель: ознакомить учащихся с повестью-сказкой немецкого писателя; учить называть основные признаки сказки-повести как жанра; заинтересовать содержанием сказки, учить воспринимать большие по объему тексты целостно; привлекать внимание к средствам создания образа; расширять словарный запас учащихся; развивать навыки выразительного чтения, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, умение обосновывать свои мысли; утверждать идеи победы добра над злом.

Оборудование: карта Европы; высказывания; карточки к игре «Шифровальщик»; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

>> Игра «Поримуймо вместе!»

Дети ходили, дети кричали,

Дети в парке сказку (искали).

Может, под кустиком, под мостиком?

Может, покрылась кленовым (листочком)?

Ребята носились, дурачились.

Что вы? Это сказку они (догоняли).

- Сказко, постой, эй, отзовись!

Ты не шути с нас, тихо, не смейся!

Сказка с солнышком с неба слетела.

Нет, нашу сказку кізонька (съела).

И вот здесь снова сказка нашлась,

Будем слушать, хорошая (удалась).

 

II. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой.

Каждый прожитый нами день как будто открывает новые, чистые страницы нашей жизни. Что мы на них оставим, зависит только от нас. Это могут быть пятна равнодушия, обиды друг на друга. Но в наших силах оставить на чистых листах целый список добрых и красивых поступков и дел. Итак, ознакомимся со сказкой про Маленькую Бабу Ягу. Послушайте сказку и скажите, какие поступки и дела оставила по себе Мала Баба Яга.

 

III. Работа над темой урока

1. Ознакомление с основными признаками сказки-повести

- Прозаическое произведение, в котором изображена жизнь одного или нескольких героев в течение длительного времени, называют повестью. Однако события, изображенные в ней, могут быть не реальными, но и вымышленными, сказочными. Те повести, в которых говорится о сказочные события и сказочных героев, - это уже повести-сказки.

Писатели мира любят писать для детей повести-сказки. Правда, этот жанр в мировой литературе возник совсем недавно - только в начале XX века. Но в мировой детской литературе написано немало таких произведений.

Повести-сказки для детей творили такие мастера мировой литературы, как Туве Янсон, Кристина Нестлінґер, Отфрид Пройслер, Джон Толкиен и др.

2. Ознакомление с биографией Отфрид Пройслер

- Отфрид Пройслер - чрезвычайно популярен как на родине, в Германии, так и далеко за ее пределами детский писатель. Его литературные герои Водяничок, Имела Баба Яга стали любимцами детворы всего мира.

О. Пройслер по профессии учитель. Он родился в Райхенберге (Бавария) 1923 года (сейчас это территория Чехии). Волшебная природа предгорья Северных Альп, родины Отфрида, трудолюбивый, талантливый народ, благозвучный, образная речь (с немецкой здесь звучала и чешский язык, которым писатель также в совершенстве владеет), множество удивительных легенд и преданий, интересных обычаев - все это навеки запало в душу молодого художника, сформировало его как будущего художника слова.

Чем же так привлекают многочисленных читателей Пройслерові книги? Прежде всего искренностью, добротой и неподдельной любовью к детям. Писатель твердо верит в то, о чем пишет. Его произведения немного таинственные, загадочные, даже романтические, а это особенно привлекает детей, пробуждает их фантазию. Нельзя не упомянуть еще одну характерную особенность повестей-сказок Отфрида Пройслера. В них действуют преимущественно фантастические герои - колдуны, ведьмы, призраки и всякая другая «нечистая сила», но по воле автора они - настоящие живые существа, похожие на обычных людей. Отфрид Пройслер написал более двадцати книг для детей, по их мотивам поставлены кинофильмы, телевистави, мультфильмы, их переведено тридцатью тремя языками мира.

3. Выразительное чтение текста учителем сказки

- Назовите действующих лиц сказки.

4. Словарная работа

- Прочитайте слова, записанные в тетради.

Абраксас, Блоксберг, Вальпургиева ночь, колдунья-дощевица Трам-Бам-Бах, Имела Баба Яга.

Вальпургиева ночь - в древних германских племен так назывался праздник встречи весны, во время которого якобы устраивались игрища на горе Блоксберг.

5. Выразительное чтение текста учащимися частями и воспроизведение содержания прочитанного с элементами выборочного чтения

1) Выразительное чтение 1-й части «Мала Баба Яга сердится».

- Какой вид имела избушка Малой Бабы Яги? Прочитайте.

- Каким изображен в произведении ворона Абраксаса?

- Или показалась вам страшной Имела Баба Яга? Объясните свое мнение.

- Почему ей не удавалось колдовать?

2) Выразительное чтение «цепочкой» 2-й части «Гей-я, Вальпургиева ночь!».

- Кого встретила Имела Баба Яга на празднике?

- За что и как Старшая колдунья наказала Малую Баба Ягу?

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Определение композиции сказки

- Найдите зачин, основную часть и концовку сказки.

2. Работа в группах. Составление плана произведения

- Разделите сказку на части, подберите заголовок к каждой части. Запишите цитатний план в тетрадь.

Ориентировочный план

1-я группа Имела Баба Яга сердится

1) Жила себе Имела Баба Яга.

2) Домик у нее была небольшая.

3) Был в Малой Бабы Яги ворон, звали его Абраксас.

4) Ежедневно Имела Баба Яга училась колдовать.

5) Сегодня же Вальпургиева ночь.

6) Этой ночью полечу на Блоксберг.

2-я группа. Гей-я, Вальпургиева ночь!

1) Той ночи она помчалась на Блоксберг.

2) Вместе со всеми она кружила вокруг костра.

3) Имела Баба Яга перебежала дорогу тетушке колдунье - дощевицы.

4) Привлекли ее к Старшей колдуньи.

5) - Накажи ее!

6) Они пошпурили в огонь ее метлу и злорадно пожелали счастливой дороги.

3. Игра «Шифровальщики»

даПоруй шоінму дірасть. (Подари другому радость.)

броДо вгодо ’ятаєпамться. (Добро долго помнится.)

- Выберите выражение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.

4. Упражнения для развития памяти

>> Игра «Внимательный художник»

Детям предложено подробно описать внешность Малой Бабы Яги и ее избушки, воспользовавшись тем, что они запомнили.

5. Творческий конкурс «включи фантазию!»

- Пофантазируйте! Какие чудеса вы бы совершили, если бы умели колдовать?

 

V. Итог урока

- Что вам известно о немецкого писателя Отфрида Пройслера?

- К какому виду сказок относится сказка «Мала Баба Яга»?

- Определите главную мысль сказки.

- Кому из героев сказки вы сочувствуете, кого осуждаете? Задача для тех, кто любит читать

Прочитайте самостоятельно часть сказки под названием «Я отомщу!», «Добрые намерения».

Подготовьте к переводу одну из приключений.