3 КЛАСС
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...
Урок 12
Тема. Литературная сказка. Мийоко Мацутани «Песик Сиро». Обобщение знаний по разделу «Литературная сказка»
Цель: ознакомить учащихся с литературной сказкой японской писательницы; показать на основе прочитанной сказки, что добро, человеческий труд, честность, благодарность, верность всегда у людей в почете, а такие черты, как жадность, желание легкой наживы, презирают; обобщить и систематизировать знания, полученные во время изучения темы «Литературная сказка»; поощрять учащихся к чтению европейских литературных сказок; развивать навыки устной речи, сообразительность, находчивость, логическое мышление и воображение; формировать у учащихся нравственные ценности, которые утверждают в сказках.
Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; карточки для розчитування; сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
Мы путешествуем в сказку
В эту радостную минуту,
Чтобы понять, как прекрасно
В этом мире жить.
Пусть проходит детство в течении лет -
Не забыть детям сказки ласковый свет!
II. Мотивация учебной деятельности
- Прочитайте строчки родственных слов.
Добро Друг
доброта дружный
добродушный дружелюбный
добрый друзья
господин дружить
- Прочитайте таблицы складов, объедините их в слова.
зем |
кра |
ра |
добычу |
или |
бут |
дість |
роз |
лю |
са |
доб |
ди |
стал |
по |
ва |
ро |
бов |
ля |
- Сегодня мы поговорим о добро, верность, вежливость, благодарность. Итак, ознакомимся с темой нашего урока:
РАЗДОБРОМНАЛИТЕСЕРЦЕВІКНЕПРОХОЛОНЕ.
Ученики расшифровывают тему урока.
III. Работа над темой урока
1. Ознакомление с биографией писательницы
- Мийоко Мацутани - японская писательница, автор многих произведений (рассказов, повестей и литературных сказок) для детей различного возраста.
Особого внимания заслуживают произведения Мацунаті в переводе, опубликованные в Китае, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии, Чехии, России, Украине и т.д. К числу самых популярных произведений писательницы принадлежат такие: «Приключения Тарбо в стране гор», «Кінтабр» (имя героя японских народных сказок, кругловидого, румяного парня), «Рыбалка на дне моря», «Благодарный журавль», «Как расцвели усохшие деревья», «Лисий свадьба», «Карлик и его баран», «Волшебное ведьмино наряд», «Собачка Серо» и много других.
2. Ознакомление со сказкой «Песик Сиро»
1) Чтение сказки учителем.
- Назовите главных героев сказки.
2) Словарная работа.
Мешок - сумка.
Дукаты, монеты - древние монеты.
Цурпалок - палка.
Ступка - деревянная крепкая посудина, которую использовали, чтобы толочь зерно на крупу.
Угостить березовой кашей - бить прутьями из березы.
3) Самостоятельное чтение учащимися и анализ прочитанного.
- Кому вы симпатизировали, читая произведение?
- А кто вам не понравился? Почему?
- Как вы считаете, какие черты характера осмеяно в сказке?
4) Выборочное чтение. Чтение по лицам.
- Прочитайте разговор песика с дедушкой от слов «как-То говорит он деду».
- Прочитайте абзац, где говорится о том, как рос Серо.
- Прочитайте те произведения, в которых описаны волшебные превращения.
5) Игра «Соавторы».
- Дополните сказку своими эпизодами.
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Подготовка к проведению конкурса
- А сейчас мы проведем конкурс по теме «Литературная сказка». Мы повторим все, что изучили на предыдущих занятиях. Каждый из вас станет участником конкура. Вы будете отвечать на разные вопросы. У каждого из вас есть сигнальная карточка. Если вы будете готовы к ответу, то есть поднять ее. Готовы ли вы к участию в соревнованиях на лучшего знатока европейской литературной сказки? Тогда начинаем наш конкурс.
2. Конкурс «Бюро находок» (работа в тетради)
- Определите, кому принадлежат эти вещи и из каких они сказок: ступка, фрак, рубины, перо. (Ступка - принадлежит деду из сказки «Песик Сиро», фрак - принадлежит герою сказки «Пингвиненыш без фрака», рубины - принадлежат Принцу из сказки «Счастливый Принц», перо - Жар-птицы из «Сказки про Ивана-царевича и серого волка»)
3. Литературная викторина «Чьи это слова» (работа в тетради)
• «А теперь, когда я уже мертв, меня поставят вот здесь, так высоко, что я вижу все болячки и все убожество моего города. И хоть сердце у меня из свинца, я все же не могу сдержать слез».
• «Того, кто хорошо воспитан, никто не обидит. Как подойдет кто старший, я ему уступлю место, когда же встречу моржа или медведя, помогу им перейти дорогу. И буду жить в согласии со всеми...».
• «Я знал, что если не заработаю шести диргемів, моя семья будет голодать. Из этих шести диргемів один я откладываю на приданое для дочери, один идет на уплату долгов, еще два диргемы - на рис и овощи. А еще мне приходиться платить учителю, который учит моего сына, потому я хочу, чтобы он умел грамоты, и последний дирг отдам врачу, который лечит моего больного отца».
4. «Сказочный» словарик
- Объясните значение слов: мешок, дукаты, фрак, сапфир.
5. Литературный диктант
- Дайте ответ на вопрос.
• Кто может рассказать нам о жизни в поле под покровом ночи? (іОпудало)
• У кого вместо глаз сверкали два сапфира, а на рукав'ї шпаги был большой рубин? (В Счастливого Принца)
• Как звали третьего сына царя Демьяна Даниловича? (Иван-царевич)
• Кто семь лет служил в старой ведьмы? (Якоб или Карлик Нос)
6. Игра «Угадай сказку»
- Из каких сказок эти герои?
Якоб (Карлик Нос»), Клим-царевич, Петр-царевич, Иван-царевич («Сказка про Ивана-царевича и серого волка»), Ласточка («Счастливый Принц»), Лімпо («Пингвиненыш без фрака»), песик («Собака Сиро»).
7. Конкурс«Найди ошибку»
- Послушайте предложение. Найдите и исправьте ошибки.
• Мийоко Мацунаті - выдающаяся китайская (японская) писательница.
• Но этим летом хлеба выросли буйные и обещали богатый урожай. Потому и тосковал (радовалось) Чучело, думая о своей хозяйке.
• - Ишь какой! Еще и врать решился! - закричал вельможа и приказал слугам наградить старого медалью (угостить старого березовой кашей).
• Подумав, обратил Иван-царевич
В правую сторону; недолго ехал он,
как выскочит из леса серый пес (волк)
И безумно бросился на коня.
8. Игра «Третий лишний»
- В каждой строке отметьте лишнее слово.
• Лімпо, фрак, букварь.
• Принц, Ласточка, памятник.
• Волк, жар-птица, лиса.
• Морские свинки, белочки, кенгуру.
• Дед, баба, Курочка Ряба.
9. Творческий конкурс «включи фантазию!»
- С героем которой литературной сказки ты бы подружился и почему?
V. Итог урока
- Наше занятие подходит к концу, но сказка никогда не заканчивается. Потому что даже взрослые хотят верить в чудо, в то, что добро непременно победит зло и все будет хорошо.
Задача для тех, кто любит читать
- Прочитайте литературные сказки Митра Панча «Султан и кузнец», «Волшебная шкатулка».