ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...

 

Урок 12

Тема. Литературная сказка. Мийоко Мацутани «Песик Сиро». Обобщение знаний по разделу «Литературная сказка»

 

Цель: ознакомить учащихся с литературной сказкой японской писательницы; показать на основе прочитанной сказки, что добро, человеческий труд, честность, благодарность, верность всегда у людей в почете, а такие черты, как жадность, желание легкой наживы, презирают; обобщить и систематизировать знания, полученные во время изучения темы «Литературная сказка»; поощрять учащихся к чтению европейских литературных сказок; развивать навыки устной речи, сообразительность, находчивость, логическое мышление и воображение; формировать у учащихся нравственные ценности, которые утверждают в сказках.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; карточки для розчитування; сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

Мы путешествуем в сказку

В эту радостную минуту,

Чтобы понять, как прекрасно

В этом мире жить.

Пусть проходит детство в течении лет -

Не забыть детям сказки ласковый свет!

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Прочитайте строчки родственных слов.

Добро Друг

доброта дружный

добродушный дружелюбный

добрый друзья

господин дружить

- Прочитайте таблицы складов, объедините их в слова.

 

зем

кра

ра

добычу

или

бут

дість

роз

лю

са

доб

ди

стал

по

ва

ро

бов

ля

 

- Сегодня мы поговорим о добро, верность, вежливость, благодарность. Итак, ознакомимся с темой нашего урока:

РАЗДОБРОМНАЛИТЕСЕРЦЕВІКНЕПРОХОЛОНЕ.

Ученики расшифровывают тему урока.

 

III. Работа над темой урока

1. Ознакомление с биографией писательницы

- Мийоко Мацутани - японская писательница, автор многих произведений (рассказов, повестей и литературных сказок) для детей различного возраста.

Особого внимания заслуживают произведения Мацунаті в переводе, опубликованные в Китае, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии, Чехии, России, Украине и т.д. К числу самых популярных произведений писательницы принадлежат такие: «Приключения Тарбо в стране гор», «Кінтабр» (имя героя японских народных сказок, кругловидого, румяного парня), «Рыбалка на дне моря», «Благодарный журавль», «Как расцвели усохшие деревья», «Лисий свадьба», «Карлик и его баран», «Волшебное ведьмино наряд», «Собачка Серо» и много других.

2. Ознакомление со сказкой «Песик Сиро»

1) Чтение сказки учителем.

- Назовите главных героев сказки.

2) Словарная работа.

Мешок - сумка.

Дукаты, монеты - древние монеты.

Цурпалок - палка.

Ступка - деревянная крепкая посудина, которую использовали, чтобы толочь зерно на крупу.

Угостить березовой кашей - бить прутьями из березы.

3) Самостоятельное чтение учащимися и анализ прочитанного.

- Кому вы симпатизировали, читая произведение?

- А кто вам не понравился? Почему?

- Как вы считаете, какие черты характера осмеяно в сказке?

4) Выборочное чтение. Чтение по лицам.

- Прочитайте разговор песика с дедушкой от слов «как-То говорит он деду».

- Прочитайте абзац, где говорится о том, как рос Серо.

- Прочитайте те произведения, в которых описаны волшебные превращения.

5) Игра «Соавторы».

- Дополните сказку своими эпизодами.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка к проведению конкурса

- А сейчас мы проведем конкурс по теме «Литературная сказка». Мы повторим все, что изучили на предыдущих занятиях. Каждый из вас станет участником конкура. Вы будете отвечать на разные вопросы. У каждого из вас есть сигнальная карточка. Если вы будете готовы к ответу, то есть поднять ее. Готовы ли вы к участию в соревнованиях на лучшего знатока европейской литературной сказки? Тогда начинаем наш конкурс.

2. Конкурс «Бюро находок» (работа в тетради)

- Определите, кому принадлежат эти вещи и из каких они сказок: ступка, фрак, рубины, перо. (Ступка - принадлежит деду из сказки «Песик Сиро», фрак - принадлежит герою сказки «Пингвиненыш без фрака», рубины - принадлежат Принцу из сказки «Счастливый Принц», перо - Жар-птицы из «Сказки про Ивана-царевича и серого волка»)

3. Литературная викторина «Чьи это слова» (работа в тетради)

• «А теперь, когда я уже мертв, меня поставят вот здесь, так высоко, что я вижу все болячки и все убожество моего города. И хоть сердце у меня из свинца, я все же не могу сдержать слез».

• «Того, кто хорошо воспитан, никто не обидит. Как подойдет кто старший, я ему уступлю место, когда же встречу моржа или медведя, помогу им перейти дорогу. И буду жить в согласии со всеми...».

• «Я знал, что если не заработаю шести диргемів, моя семья будет голодать. Из этих шести диргемів один я откладываю на приданое для дочери, один идет на уплату долгов, еще два диргемы - на рис и овощи. А еще мне приходиться платить учителю, который учит моего сына, потому я хочу, чтобы он умел грамоты, и последний дирг отдам врачу, который лечит моего больного отца».

4. «Сказочный» словарик

- Объясните значение слов: мешок, дукаты, фрак, сапфир.

5. Литературный диктант

- Дайте ответ на вопрос.

• Кто может рассказать нам о жизни в поле под покровом ночи? (іОпудало)

• У кого вместо глаз сверкали два сапфира, а на рукав'ї шпаги был большой рубин? (В Счастливого Принца)

• Как звали третьего сына царя Демьяна Даниловича? (Иван-царевич)

• Кто семь лет служил в старой ведьмы? (Якоб или Карлик Нос)

6. Игра «Угадай сказку»

- Из каких сказок эти герои?

Якоб (Карлик Нос»), Клим-царевич, Петр-царевич, Иван-царевич («Сказка про Ивана-царевича и серого волка»), Ласточка («Счастливый Принц»), Лімпо («Пингвиненыш без фрака»), песик («Собака Сиро»).

7. Конкурс«Найди ошибку»

- Послушайте предложение. Найдите и исправьте ошибки.

• Мийоко Мацунаті - выдающаяся китайская (японская) писательница.

• Но этим летом хлеба выросли буйные и обещали богатый урожай. Потому и тосковал (радовалось) Чучело, думая о своей хозяйке.

• - Ишь какой! Еще и врать решился! - закричал вельможа и приказал слугам наградить старого медалью (угостить старого березовой кашей).

• Подумав, обратил Иван-царевич

В правую сторону; недолго ехал он,

как выскочит из леса серый пес (волк)

И безумно бросился на коня.

8. Игра «Третий лишний»

- В каждой строке отметьте лишнее слово.

• Лімпо, фрак, букварь.

• Принц, Ласточка, памятник.

• Волк, жар-птица, лиса.

• Морские свинки, белочки, кенгуру.

• Дед, баба, Курочка Ряба.

9. Творческий конкурс «включи фантазию!»

- С героем которой литературной сказки ты бы подружился и почему?

 

V. Итог урока

- Наше занятие подходит к концу, но сказка никогда не заканчивается. Потому что даже взрослые хотят верить в чудо, в то, что добро непременно победит зло и все будет хорошо.

Задача для тех, кто любит читать

- Прочитайте литературные сказки Митра Панча «Султан и кузнец», «Волшебная шкатулка».